Новости Казанской епархии

Митрополит Кирилл совершил Литургию в тюремном храме на территории исправительной колонии №5

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Пресс-служба Казанской епархии
Митрополит Кирилл совершил Литургию в тюремном храме на территории исправительной колонии №5

13 января 2021 года, в день отдания праздника Рождества Христова, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы на территории ФКУ «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан» в Зеленодольском районе.

Главе Татарстанской митрополии сослужили помощник ректора Казанской духовной семинарии по общим вопросам иеромонах Филипп (Киселёв), председатель отдела Казанской епархии по тюремному служению иерей Евгений Гаврилкин, настоятель тюремного храма протоиерей Вячеслав Казаков, иеромонах Алексий (Яцейко).

Богослужебные песнопения исполнялись архиерейским мужским хором под управлением Дениса Рогова. За Литургией молились более 50 прихожан храма, отбывающих наказание в исправительном учреждении. Все молящиеся причастились в этот день Святых Христовых Таин.

После отпуста Литургии духовенством были пропеты тропарь, кондак и величание праздника Рождества Христова. Владыка Кирилл окропил верующих святой водой.

В завершение богослужения правящий архиерей поздравил всех с продолжением святочных дней и обратился к собравшимся со словом:

Сегодня мы отмечаем отдание праздника Рождества Господа Иисуса Христа. Для нас это чисто литургическое понятие, потому что нельзя «отдать» праздник, который живёт в сердце.

Сегодня за службой были прочитаны рождественские отрывки. Но сегодняшние рядовые чтения требуют особого разумения. Для тех, кто может быть не совсем понял текст, я прочитаю его на русском языке. Апостол Иаков, брат Господень, говорит такие слова (Иак. 3:11-4:6):

«Течёт ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братья мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза — смоквы. Также и один источник не может изливать солёную и сладкую воду. Мудр или разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрой кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не про́сите. Про́сите и не получаете, потому что про́сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодеицы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: “до ревности любит дух, живущий в нас”? Но тем бо́льшую даёт благодать; посему и сказано: “Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать”».

Какие замечательные слова, они про каждого из нас. Мы в жизни что-то из себя пытаемся представить, а на самом деле всё то, что нам не нужно, Бог отсекает тем или иным образом. Кто-то думает, что он попал сюда случайно, что его наказали неправильно? Но Бог ведёт каждого из нас своим путём. Может быть, за пределами этого места вы бы не находились в Божьем храме. В конце концов, у каждого — и в заключении, и на свободе — жизнь закончится…

Для вечности можно делать только то, что вечно. Мы питаемся, нам каждый день нужна пища, но человек живёт не ради пищи, он живёт ради чего-то другого. Сегодняшнее Евангелие (Мк. 11:23-26) говорит:

«Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: “поднимись и ввергнись в море”, и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших».

Вот закон жизни. Казалось бы, что может быть проще — не осуждать, не раздражаться, не завидовать, не думать о ком-то плохо. У нас есть свои проблемы, свои горести, свои радости — что нам до других? Но мы думаем о ком угодно и о чём угодно, только не о своих грехах. И в этом проблема всего человечества.

Если мы начнём менять свою жизнь и своё внутреннее состояние, то и на других людей будем смотреть по-другому. Я знал одного владыку, он умер в 1989 году, ему было за 80. Родился ещё в Российской империи, в дворянской семье, учился в гимназии. Потом революция, Гражданская война. Он тайно принял священный сан и монашество, а когда после войны разрешили открыться, он стал архиереем, служил.

У него был удивительный случай в жизни. В детстве он прочёл Евангелие и ужаснулся, подумав: «Как страшно, когда Бог насквозь видит человека! Как страшно, когда люди, которым Бог открывает, тоже видят насквозь человека». И он стал молиться Богу: «Господи! Дай мне никогда не видеть недостатки других людей». Он, ребёнок, так молился, и Бог дал ему это ощущение жизни.

Прежде, чем он стал митрополитом, он прошёл многое. Он не сидел в лагере, но участвовал в войне, воевал. Один мой знакомый как-то сказал ему: «Владыка, Вы что, не видите — это же проходимец. Он Вам лжёт всё!» А тот отвечал: «Вы ничего не понимаете. Это прекрасный, добрейшей души человек». Архиерей был уже взрослым человеком, ему не надо было ни с кем заигрывать, шутить. Даже советские власти его уважали. Его имя знали во всем мире — доктор геолого-минералогических наук, он знал шесть языков, к нему приезжали учёные из разных стран мира. Человек абсолютно независимый, он молился Богу, и Господь дал ему всю жизнь не видеть недостатки других. Он был младенцем в этом ощущении мира, как ребёнок воспринимал мир красивым, ярким, добрым, и пронёс это через всю жизнь. Это представить невозможно!

Когда вам будет в жизни скорбно от несправедливости или чего-то иного, молитесь об упокоении митрополита Иоанна. Это святой человек, святой жизни. В конце жизни он был ярославским митрополитом, где-то последние 14 лет своей жизни, потом был там несколько лет на пенсии, потом скончался. Человек, смотревший на жизнь и абсолютно не видевший скверны.

Думаю, у каждого из нас на душе есть свой камень — у кого-то большой булыжник, у кого-то маленький камушек. Я очень хотел бы пожелать вам, чтобы время, которое вам здесь суждено провести, было временем осознания прожитого. Был такой преподобный Серафим Вырицкий, он скончался в 1949 году. Вокруг него немцы были, большевики были — он жил под Ленинградом, жил и никто его не трогал. Вокруг него всех поголовно расстреливают, сажают в тюрьмы, всё сурово, время тяжёлое и страшное, — а его не увидели. Ему Господь дал остаться в живых, нетронутым.

А кто-то прошёл через лагеря и ссылки. Например, Святейший Патриарх Пимен трижды был осуждён, трижды сидел в тюрьме за то, что был верующим человеком. Потом был призван на войну, даже в разведроте служил, был контужен под Сталинградом, и маршал Чуйков его спасал от очередного ареста. Патриарх Алексий I тоже сидел в тюрьме, потом блокаду перенёс в Ленинграде, зажигалки тушил. Патриарх Алексий II, который совсем недавно ушёл, был в оккупации вместе со своим отцом-священником. Они ходили в концлагеря, к советским военнопленным, приносили им пищу. Он всё своими глазами видел — и горе, и несчастье.

Люди разные, и у каждого из нас свой путь, но путь этот должен быть к Богу. Если Господь нас привел сюда, то мы должны понимать, что не было другого пути для нашего осознания Божественной милости и любви Божией. Это очень сложно принять, но это надо принять как данность. Данность и то, что Бог дал нам жизнь для спасения, для жизни вечной. Если Господь дал нам родиться, значит Он ждёт нас в Царствии Небесном. И если Он ведёт нас таким путём, значит, по-другому нас не научишь. Надо принимать жизнь, какая она есть, не ожесточать сердце ни при каких обстоятельствах, а всегда молиться Богу, чтобы Он дал нам видеть грехи и недостатки не других людей, а только свои собственные.

И когда мы откроем для себя свою собственную душу, она станет как вертеп, где укрывались пастухи с животными от непогоды. Она станет пристанищем Божьим, местом рождения Бога на земле. Если мы откроем душу Богу, то она откроется и для жизни вечной, где мы все встретимся по милости Его. Помогай вам всем Бог!

После богослужения заключённые выразили сердечную благодарность владыке Кириллу за первый визит в колонию. От лица православной общины исправительного учреждения они преподнесли архипастырю икону преподобного Кирилла Белоезерского, написанную в иконописной мастерской при тюремном храме, а также специальный выпуск православного журнала «Свеча», подготовленный прихожанами церкви.

Затем состоялось совместное чаепитие архипастыря и заключённых. На трапезе присутствовал помощник начальника регионального УФСИН по вопросам работы с верующими Рафаиль Давлеев.

Осуждённые рассказали главе Татарстанской митрополии о жизни православного прихода. В частности, они сообщили, что храм Рождества Пресвятой Богородицы и всё его внутреннее убранство созданы руками членов тюремного прихода. Община насчитывает около 100 человек, и постоянно увеличивается. Православные заключённые занимаются изготовлением резной церковной утвари и написанием икон. Работы мастеров есть во многих храмах республики, в молельной комнате хосписа имени Анжелы Вавиловой, в Детской республиканской клинической больнице.

В завершение заключённые продемонстрировали Его Высокопреосвященству рождественский крест, изготовленный ими из льда к празднику Рождества Христова. На память была сделана общая фотография.



Теги:
тюремное служение
УФСИН
исправительная колония
митрополит Кирилл
служение митрополита Кирилла
иерей Евгений Гаврилкин

Все публикации