В Казани прозвучит хоровая духовная музыка.

570
Фото

13 декабря в Большом концертном зале Татарстана хор студентов Казанской консерватории исполнит «Демественную литургию» Александра Гречанинова и фрагменты из оратории «Илия» Феликса Мендельсона.

«На этом концерте прозвучат произведения, которые редко исполняются. «Демественная литургия» в советское время вообще не исполнялась: мы просто не знали о ее существовании, — сказал корреспонденту ИА «Татар-информ» заведующий кафедрой хорового дирижирования Казанской государственной консерватории имени Назиба Жиганова заслуженный деятель искусств РТ профессор Владислав Лукьянов. — Более того, в свое время Гречанинов был отлучен от церкви именно за то, что он духовные сочинения писал с оркестром и органом — нарушая каноны церкви. В то же время Гречанинов искал новые средства выразительности, и надо сказать — это ему удалось, и сейчас его произведения исполняются музыкантами с большим удовольствием. Не случайно эту литургию, с органом, мы исполняли в Германии, в сентябре, и нас очень хорошо принимали — там больше интересуются как раз русской музыкой».

Во втором отделении прозвучат фрагменты из оратории Феликса Мендельсона «Илия». «И об исполнении «Илии» мы не могли бы даже задумываться, — сказал хормейстер. — В то же время католическая музыка иногда звучала, потому что наши руководители не знали, что этот латинский текст — божественный и совпадает с русскими молитвами слово в слово, например «Credo»: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя». Ну и про Илью-пророка они знали только то, что он громовержец. Теперь мы имеем возможность исполнять и слушать эту прекрасную музыку, мы уже исполняли ее в Германии. Правда, сегодня мы не можем исполнить с оркестром, это в планах на весну, а пока — фрагменты под фортепиано».

Дирижерами выступят Алина Мухамеджанова и Ян Дже Вон (Южная Корея). «В Южной Корее очень много верований, там есть и католики, и протестанты, и православные, и там, как я узнал, очень интересуются русской музыкой. И кореянка, которая проучилась у нас много лет и сейчас оканчивает аспирантуру, интересуется прежде всего русской музыкой, и будет дирижировать русскую музыку. Она хорошо воспринимает западноевропейскую музыку, и свою, это настоящий, глубокий по своему музыкантскому мышлению человек. По ее словам, можно найти много точек соприкосновений в наших песнопениях, в них многое совпадает, и для нее это очень важно. Безусловно, все это — составляющая культурного диалога между нашими народами», — отметил Владислав Лукьянов.

Напомним, «Демественную литургию св. Иоанна Златоуста» для хора и органа Александр Гречанинов (1864 — 1956) писал в Москве, в 1917 году, во время октябрьских боев на Пресне. Отрезанный от всего мира, без света, воды, еды, друзей, он создавал музыку о судьбе России, о своей жизни, которая была на волоске от гибели, и музыка эта вырастала до глобальных обобщений о всемирном потопе и разломе, драматичная, театрально-выразительная.

Ораторию «Илия» для солистов, хора и оркестра Феликс Мендельсон (1809 — 1847) написал на закате короткой жизни и отразил в ней разногласия с берлинским обществом, а также свой внутренний конфликт между этническим и религиозным самоопределением, и сегодня эта масштабная драматическая фреска на темы Ветхого завета стоит в одном ряду с такими шедеврами, как «Страсти» Баха, оратории на библейские темы Генделя, мессы Гайдна и Бетховена. «Я представляю себе Илию настоящим пророком, какого нам нужно было бы теперь, — писал Мендельсон, — сильного, горячего, гневного и мрачного, даже недоброго, борющегося с придворным сбродом, почти со всем миром».

Татар-Информ/Православие в Татарстане