Праздник в честь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа

448
Фото

В этот день церковь празднует перенесение Нерукотворного образа Спасителя, то есть того куска ткани, на котором отпечатался нерукотворно лик Иисуса Христа. По преданию, Нерукотворный Образ отпечатался на полотнище, когда Христос утер им свое лицо. Образ хранился в сирийском городе Эдессе. Когда он был захвачен арабами, византийский император Константин Багрянородный велел выкупить Образ, и в 944 году он был перенесен в Константинополь. На Руси Нерукотворный Образ всегда особо почитался, его вышивали на знаменах русского воинства.

Сегодня престольный праздник в Евдокиевской церкви г. Казани. Центральный придел этого храма освящен в честь Нерукотворного Спаса. Малый придел, который будет освящен в честь прпмч. Евдокии скоро будет достроен ( до Октябрьской революции 1917 года центральный придел этого храма был освящен в честь этой преподобномученицы).

29 августа — Третий Спас — ореховый, хлебный, холщовый. Говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых горах холсты продают», поэтому третий Спас еще называли «Спас на холстах», «Спас на полотне». Данный праздник отмечался торгом полотнами, холстами.

Спас — хлебный, пекли пироги из нового хлеба: «Третий Спас хлеба припас». На Севере варили толокно. В XVII веке в Московском Кремле находился государев хлебный дворец, работало в нем семьдесят человек, а выпекали хлеб: крупитчатый, мельничный, овсяный, простой, решетный, ситный; пекли и сладости: калачи, кренделя, сайки, сухари и булки.

Спас ореховый. К этому дню поспевают орехи. Считали, что «Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса».

На третий Спас последний отлет ласточек, а также отлет касаток в Архангельской области. Приметили: «Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно».

В народе третий Спас называли Спас на полотне, холщовый, а также хлебный, ореховый. Ореховый — потому что к этому времени поспевали орехи. А хлебный — потому что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день, как и на Успение, пекли хлеб и булки с нового урожая. Поскольку зерно и хлеб всегда имели для славян большое значение («Хлеб на стол, так и стол — престол, а как хлеба ни куска, то и стол доска»), с этим праздником также связано много прекрасных народных традиций, обрядов. По дожиночному снопу судили о севе, о будущем урожае, о погоде на следующую осень и зиму.К этому времени поспевали лесные орехи — лещина. С третьим Спасом связаны такие поговорки, как «Третий Спас хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас»..