Открытое письмо президенту РТ

430
Фото

Президенту РеспубликиТатарстан

Шаймиеву Минтимеру Шариповичу.

Глубокоуважаемый Минтимер Шарипович!


Мы, члены общественных организаций Татарстана и города Казани, свидетельствуем Вам свое уважение и желаем Вам успехов в трудах на благо народа Республики Татарстан.
Обеспокоенность обострившейся за последний год ситуацией в деле о возвращении Богоявленскому приходу колокольни и домов, ранее ему принадлежавших, побуждает нас снова, уже в третий раз, обратиться к Вам.
Позволим себе еще раз напомнить суть и мотивы наших претензий:
1. Колокольный звон — элемент православного богослужения, подобно призыву муэдзина в исламе. Колокольня — неотъемлемая часть церкви, как минарет — мечети. Она не может быть отторгнута от храма.
Размещение в колокольне на месте храма "В память обретения главы Иоанна Крестителя" музея — кощунство и оскорбление памяти Шаляпина. Ибо Шаляпин, человек глубоко верующий, никогда не согласился бы с осквернением храма.
По нашему мнению, музей было бы уместно разместить в помещении под памятником Шаляпину, в подвале снесенного дома, также ранее принадлежавшего церкви (кстати, включенного в список памятников архитектуры общероссийского значения). Это помещение почему-то отведено под ресторан, в то время как закон РТ "О свободе совести..." пунктом 7 статьи 4 запрещает располагать увеселительные заведения вблизи храмов. Решение властей разместить в колокольне музей мы рассматриваем как лукавый шаг, маскирующий нежелание пойти навстречу Православной Церкви именем великого артиста.
Мы знаем также, что возвращение Богоявленской церкви вместе с колокольней предусмотрено "Планом возвращения культовых зданий" № 160 от 22.02.1993 г.
2. Церковь — не только место для молитв. Церковь — духовный, общественный центр, поэтому церковный приход не может довольствоваться только молитвенным залом. Ему необходимы площади для размещения церковной школы, библиотеки, столовой, административно-хозяйственных служб.
Мы сознаем, что в центре города — не место развалинам и случайным строениям. Должен быть целостный архитектурный ансамбль, служащий украшением столицы. Полагаем, что в этом ансамбле найдется место и для отреставрированных церковных домов.
Администрация города мотивирует свой отказ о возвращении колокольни и домов отсутствием у церкви средств на их восстановление.
Действительно, церковь собственными средствами, необходимыми для столь значительных работ, не располагает. И не может располагать. Церкви традиционно строились на средства меценатов. Богоявленский приход имеет такие источники финансирования:
-некоторые организации, в частности, ассоциация "НТК", готовы финансировать восстановительные работы в необходимых размерах;
-работы по восстановлению комплекса Богоявленского собора включены в план подготовки к празднованию тысячелетия Казани и обеспечиваются финансированием в размере 14,8 млн. рублей (в том числе 7,4 млн. рублей из федерального бюджета).
К сожалению, администрация города довольно своеобразно отреагировала на наши ссылки об источниках финансирования, совершенно проигнорировав их при рассмотрении наших просьб. Более того, администрация изменила план финансирования по программе подготовки к тысячелетию города, отодвинув начало финансирования с 2001 года ориентировочно на 2003 год. Кроме этого, из колокольни была изгнана церковная лавка-часовня, приносившая небольшие, но необходимые средства.
Минтимер Шарипович, на встрече с представителями церкви в январе 2001 года Вы согласились с необходимостью вернуть дома приходу и высказали предостережение: "Дома не должны уйти на сторону". Увы, Ваше предостережение не помогло. На здание по улице Островского, 37 оформлен договор купли-продажи (№ 183 от 21.01.02, Ахмадиев Ф.Г.). Другое здание по Островского, дом 37/5 было передано частнику буквально через несколько дней после Вашего замечания.
Мы не можем не выразить свое возмущение столь циничным пренебрежением нуждами Православной Церкви.
Не менее циничными и несовместимыми с представлением об элементарной порядочности были действия префекта Фахрутдинова А.А. Сначала он снес старый забор, ограждавший церковную территорию, и полностью захватил ее, частично продав. Здание церкви — государственного памятника — было лишено предусмотренной законом "Об охране памятников" охранной зоны, которая была специально выделена храму до сих пор действующим государственным актом. Затем изгнал церковную лавку-часовню из колокольни, где она занимала ныне пустующее помещение размером 10 квадратных метров. Изгнал по надуманному, лживому поводу.
Мы полагаем, что человек так смело пренебрегающий законом и моралью, не может быть представителем власти.
Церковь Богоявления, ее приходская община являются сегодня ярчайшим примером общественного служения в тесном сотрудничестве с общественностью города, студенческой молодежью. Общественное служение церкви, имеющей главной своей заботой возрождение в обществе нравственных ценностей, не может осуществляться без должной материальной основы и только в богослужебных помещениях.
Памятуя о том, что возврат исторически принадлежащего церкви имущества является .международно признанным правом, просим Вас, как президента, в подтверждение этого права на уровне Республики Татарстан оказать содействие в следующем:
1. Возвратить Богоявленскому приходу колокольню, принадлежавшие ранее дома (№ 33, № 37 по ул. Островского) и незаконно отторгнутую территорию охранной зоны собора.
2. Внести в "План подготовки к тысячелетию Казани" работы по реконструкции ансамбля Богоявленского собора, включая дома (а не только храма и колокольни).
3. Возвратить начало финансирования работ на текущий 2002 год.

С глубоким уважением
В.В. Лузгин (Славянский общественный центр);
А.Л. Салагаев (Общество русской культуры);
M.П. Мелентьев (Общество славянской культуры);
Я.Я. Гришин (Международная Славянская академия (Казанское отделение);
А.Г. фон Эссен (Дворянское собрание);
Г.К. Бердников (Казанский союз-землячество казаков);
А.В. Сладков (Православное братство святителя Гурия);
В.Н. Любченко (Казанское городское национально-культурное объединение "Украина");
Т.Н. Митькин (Национально-культурная автономия марийцев г. Казани);
М.М. Семенова (Общественная организация народности кряшен г. Казани);
К.Г. Васильев (Национально-культурная автономия удмуртов г. Казани).


См. также :