Новости Казанской епархии

Три «Спаса»: как за орехами, медом и яблоками не пропустить Спасителя

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Информационная служба Казанской духовной семинарии
Три «Спаса»: как за орехами, медом и яблоками не пропустить Спасителя

В августе Православная Церковь совершает празднование нескольких Господских праздников, в народе называемых «Спасами». Эти названия, с одной стороны, очень прижились в народной традиции, а с другой не раскрывают суть празднуемых событий. Речь идет о трех днях церковного календаря: «Медовый Спас» (14 августа), «Яблочный Спас» (19 августа) и «Ореховый Спас» (29 августа).

А теперь давайте назовем эти дни правильно, по-церковному, и разберемся в их сути.


Праздник Креста Господня

14 августа Церковью установлен праздник Происхождения (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Крест является орудием нашего спасения. Нас ради и нашего ради спасения — так в Символе веры объясняется смысл и задача пришествия Спасителя в мир. Ради человечества Господь Иисус Христос пришел в мир, воплотился от Святого Духа и Девы Марии, проповедовал Евангелие и принял мученическую кончину на Кресте. Так Крест стал орудием спасения всего мира.

В Византии была установлена традиция, начиная с 14 августа выносить Крест Господень из императорской сокровищницы и обходить с ним улицы Константинополя. Служились молебны, происходили многие чудеса и исцеления. В традиции Русской Церкви празднование Кресту Господню 14 августа было совмещено с воспоминанием Крещения Руси. И с этого же дня начинается двухнедельный Успенский пост, в конце которого мы будем вспоминать Успение Божией Матери.

Преображение Господне

19 августа Церковь совершает празднование Преображения Господня. В этот день воспоминаются события, когда Господь шествовал в Иерусалим на добровольные страдания. Перед своими страданиями за весь мир и род человеческий Господь приоткрыл перед Своими учениками завесу рая, показал им будущее величие и славу Царства Небесного.

Об этом событии повествует Евангелие: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Евангелие от Матфея, глава 17, стихи 1-9).

Преображение — это праздник будущей жизни, праздник славы Царства Небесного. И вместе с тем эти события произошли перед Распятием Самого Спасителя, то есть указывают нам на то, что величие Царства Небесного достигается через страдания.

Праздник Нерукотворного Образа

29 августа Церковь чтит Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа и его перенесение из города Едессы в Константинополь, которое произошло в 944 году.

События, связанные с созданием этого Образа, произошли во время земной проповеди Спасителя. В сирийском городе Едесса правил Авгарь, который был поражен тяжелейшей болезнью — проказой. Никогда не видя Спасителя, он уверовал в Него и написал письмо с просьбой об исцелении. Он послал в Святую Землю своего художника, чтобы тот смог изобразить Спасителя и привести ему этот образ.

По преданию, Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Правитель Едессы получил исцеление от прикосновения к этому Образу. История Нерукотворного образа была непростой и его даже пытались уничтожить иконоборцы, но со временем он оказался в Византии, и в память о событии перенесения Образа в столицу Империи было установлено это празднование.

Таким образом, и 29 августа также посвящено Образу Спасителя, а не просто освящению того или иного продукта. Все три «Спаса» посвящены Господским праздникам, то есть связаны с Господом Иисусом Христом. Низводить эти дни до освящения меда, орехов и яблок не верно, так как это принижает сам праздник, посвященный Спасителю.

Освящение плодов

Однако традиция освящения плодов нового урожая имеет важные корни и по-прежнему существует в Церкви. Главное в этом освящении — правильно «расставлять приоритеты» и помнить, что так называемые «Спасы» — это праздники в честь Спасителя, а не просто дни освящения того или иного продукта.

Церковь учит, что подателем всех благ является Бог. Отсюда еще со временем Ветхого Завета существует традиция принесения в жертву лучшей части урожая. Так поступали все праведники Ветхого Завета, начиная от Адама. И в Новом Завете эта традиция сохраняется — человек приносит Богу в благодарность часть урожая, часть плода своих рук. «Освящение» неслучайно созвучно слову «посвящение». Освящая что-то, человек посвящает эту вещь Богу. Человек получил урожай — часть его он посвящает Богу. Человек освящает машину — он посвящает Богу использование этого транспорта: он не должен грубо нарушать правила, а, наоборот, должен стараться помочь человеку в трудной ситуации (например, сломавшемуся на пустой трассе).

Примерно к середине августа поспевают новые плоды: мед, виноград и орехи. Церковь освящает их и призывает помнить, что три праздника, о которых мы говорили выше, посвящены Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу. А освящая плоды, мы посвящаем их Богу.

Теги:
Преображение Господне
освящение плодов
духовная жизнь

Все публикации