«Диалоги с архипастырем». Выпуск II. О Крещении Руси

12891
Фото

В преддверии празднования памяти равноапостольного великого князя Владимира (Дня Крещения Руси) состоялась очередная беседа с правящим архиереем Казанской епархии. В студии епархиальной пресс-службы — митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

— Уважаемый владыка! Уже в эту субботу будет отмечаться 1030 лет Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. В 1988 году с особым размахом отмечалось 1000-летие принятия христианской веры на Руси. Поделитесь, пожалуйста, воспоминаниями об этом замечательном дне.

— Конечно, я хорошо помню этот день. Важно понимать, что это было нелегкое время и страна была другая — СССР, Союз Советских Социалистических Республик. В стране царила коммунистическая идеология, идеология государственного атеизма. Атеизм на протяжении всего периода Советской власти был направлен на то, чтобы стереть из народной памяти понятие о Боге. Всё, что связано с религией, постараться, если возможно, уничтожить — в первую очередь, людей. Епископат, духовенство, десятки и сотни тысяч верующих были репрессированы и погублены. Примером этих зверств стал Бутовский полигон. Делалось всё, чтобы религию не просто, как сейчас объявил Запад, «вытеснить на обочину жизни», а, если возможно, окончательно уничтожить.

Были разные моменты взаимоотношений Церкви и государства, государства к Церкви. Когда было трудно, как в годы Великой Отечественной войны, о Церкви начинали вспоминать. Иосиф Виссарионович Сталин пригласил в Кремль трех митрополитов и сказал, что нужно Церковь поднимать. Тогда пошла речь о восстановлении Патриаршества. Митрополиты, особенно Сергий (Страгородский), попросили выпустить из тюрем духовенство и верующих. Было восстановлено Патриаршество, и Сергий стал Патриархом.

Затем был период, когда казалось, что всё более-менее налаживается — улучшились отношения, начали открываться храмы. И вдруг — так называемая «оттепель» хрущевская. Кто-то говорит о неких либеральных послаблениях, которые она принесла, но для Церкви наступила суровая зима. Я застал этот период — тяжелейшие испытания, клевета, вновь репрессии и надругательства, вновь унижение верующих, закрытие храмов и монастырей. Это тяжелейший церковный период. Потом наступила брежневская пора, при которой ситуацию можно охарактеризовать как вялотекущую, но всё же атеистическую.

И вот наступает 1000-летие Крещения Руси. Церковь заговорила о том, что если мы хотим быть признанной миром страной, где с уважением относятся к своему народу, к своей истории и культуре, необходимо этот юбилей отпраздновать достойно. Вспомнили, как праздновалось 900-летие, привели пример царской России. Святейший Патриарх Пимен и Священный Синод обратились к Михаилу Сергеевичу Горбачёву с просьбой предоставить возможность отпраздновать эту дату на высоком уровне. Но где праздновать? Церкви был передан Данилов монастырь, где проходили основные торжества. Тогда же была заложена резиденция Патриарха в Даниловом монастыре. Я очень хорошо помню этот период, это было даже немножко неожиданно. Там ещё сидели уполномоченные по делам религий, и вдруг торжественно Церковь — и не только Церковь, но и на государственном уровне — богослужениями отмечает 1000-летие Крещения Руси. Никогда не забуду уже тогда престарелого, больного Патриарха Пимена, членов Священного Синода, епископат и море народа, которое не мог вместить ни один храм. Богослужение совершалось прямо на улице, на импровизированном алтаре. Такого народ не помнил в период Советской власти!

Именно с этого момента был дан толчок к возрождению церковной жизни. Люди реально увидели, что сбылись слова Спасителя: и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её (Мф.16:18). Прошло уже больше семидесяти лет с 1917-го, семьдесят лет жесточайших репрессий, глумления, надругательства и разрушений. Казалось, что всё кончено, одни старики и старухи остались. Но нет: вот и духовенство окрылённое, епископат, а самое главное — народ Божий. И народ воспринял это с воодушевлением. Я думаю, именно тогда власти впервые почувствовали ту ошибку, которую допускали, но всё ещё не могли отказаться от идеологии атеизма, контроля и давления на Церковь.

Это был духовный взрыв. Торжества пошли не только в Москве, они прокатились по всей России. Мало этого, помню, что «все флаги были в гости к нам». В этот юбилейный год приезжали и делегации, и руководители разных стран, которые увидели, что Церковь жива. Никогда не забуду и концерт, который был дан в честь юбилея в Большом Кремлёвском дворце и в Большом театре. Это было невиданно.

— Владыка, как Вам кажется: на пороге 1030-летнего юбилея Крещения что уже сделано, а над чем ещё нужно работать?

— Церковь по пятилеткам не работает. Главная забота и главная работа Церкви — воссоздание человеческого образа, христианского подобия образа Божия. В этой работе нет ни начала, ни конца. Святые отцы, когда уже достигали вершин святости, творили чудеса. А когда кто-то пытался им сказать о том, какие они совершенные, то закрывали лицо и уши руками и говорили: «Ни в коем случае! Совершенен только Бог».

Что касается внешней формы, конечно же, мы её видим сейчас. С чего надо было начинать? Не хватало храмов, и в то время началось их активное строительство, открытие поруганных храмов. После распада Советского Союза Церковь вздохнула ещё более свободно. Сразу хотел бы предупредить наших зрителей, что мы были совсем не рады, когда распалась великая страна. Это до сего времени день печали. Но новые условия в России позволили Церкви активно возрождаться. Началось открытие монастырей, храмов, возрождалось монашество, началась структуризация.

Большой проблемой первых лет нового времени было отсутствие духовенства. Храмы открывались, а служить в них было некому. И Церковь вынуждена была брать более-менее — даже не подготовленных, а просто воцерковленных кандидатов в священство, часто совершенно без духовного образования, а то и без светского. Затем уже началось создание системы образования, открытие семинарий, духовных училищ, воскресных школ, развитие различных направлений церковной работы. Я сам был участником этих процессов, потому что многие годы трудился бок о бок с нынешним Святейшим Патриархом Кириллом, тогда ещё митрополитом. И должен сказать, что многое из того, что имеет на сегодняшний день Церковь, было им предложено и разработано. Это и отдел социального служения Церкви, взаимодействие между Церковью, армией и силовыми структурами, борьба с наркоманией и пьянством. И всё это созидалось с нуля.

Пожалуй, впервые в православном мире благодаря нашему нынешнему Патриарху, его широчайшим знаниям и таланту, была создана «Социальная концепция Русской Православной Церкви». Он ясно видел, что нужно для взаимоотношений Церкви и государства, на каждом этапе взаимодействия, для их позитивного развития. Его роль здесь огромна, как и роль Патриарха Алексия, Священного Синода, духовенства и всей Полноты Церкви.

Возьмите такое явление как Всемирный русский народный собор. С одной стороны, это не чисто церковная организация, но это та структура, которая позволяет Церкви возвысить голос, указать на различные проблемы, которые существуют в современном мире, и не только у нас в стране, но и за её пределами. Поэтому то, что было создано для развития церковной жизни в этот короткий в историческом плане период, можно сравнить с вековыми усилиями.

— Насколько важно соработничество Церкви и государства в деле возрождения нравственных ценностей?

— Один из политиков недавно заявил о чрезмерном вмешательстве Церкви в дела государства, — мол, не её это дело, пусть занимается своим делом. Это совершенно неправильный подход. Как это так? Что такое Церковь? В ней есть сакральная часть, её Глава — Христос, затем идут епископат и священство. Но, в первую очередь, Церковь — это люди. Я хотел бы, чтобы этот уважаемый политик посмотрел на наш недавний крестный ход в праздник Казанской иконе Божией Матери, который был также приурочен и к предстоящему празднованию 1030-летия Крещения Руси. Кто шёл? Народ Божий, десятки тысяч человек! А кто они? Граждане нашего государства со всеми правами и обязанностями. Они налогоплательщики и избиратели, и мы не имеем права лишать их голоса.

Мы не вмешиваемся. Государство делает своё дело, Церковь — своё. Но задачи у нас общие. Нравственный облик нашего общества — в первую очередь, церковная задача, и Церковь имеет право высказывать мнение по тем или иным актуальным вопросам общественной жизни. Главное — мир, согласие и соработничество. Не представляю, как можно было бы за такой короткий срок воссоздать Казанский собор из руин. А сегодня на совещании мы уже говорили об интерьерах и украшениях. Уже готов весь конструктив, стоят кресты и купола.

Всегда было сильным то государство, которое хранило веру своих отцов. Как только государство теряло веру, привносило чуждые веяния, оно дряхлело и нередко распадалось. Поэтому соработничество Церкви и государства — очень важный аспект. Но при этом не должно быть вмешательства. Каждый делает своё дело, но делает его во благо нашего общего Отечества.

— Часто можно услышать мнение, что важнее воздвигать стены духовные, нежели строить храмы…

— Конечно, можно представить себе, что ты сыт и доволен, и тогда магазины станут не нужны. Можно знать, что есть возможность лечиться, но врачей не признавать. Весь институт духовенства, все Таинства — лишь средства для очищения, воспитания человеческой души, будущих граждан не земли, но неба. Мы же строим поликлиники для сохранения здоровья, и там нужны кабинеты, оборудование, врачи? А что такое храмы? В них совершаются Таинства. Где ещё вы со своей душой сможете справиться, не участвуя в общей молитве в храме, где сама атмосфера настраивает человека на обращённость к Богу? Те величайшие дары, которые дал нам Господь — Таинства Причащения, исповеди, брака — ведь это всё в храме. Не зря храм — святое место, жилище Бога. Храмы нужны, и горько заблуждаются те, кто считает, что способен общаться с Богом напрямую. Это равносильно тому, что неразумный путешественник без проводника и карты пойдет через тайгу. Он погибнет непременно. Так и в бушующем мире без водительства церковного, без водительства святоотеческого невозможно достичь совершенства.

Я хотел бы поблагодарить наших зрителей и напомнить, что только та душа жива, которая помнит и знает, что есть Бог. Тот народ силён и способен к возрастанию, который хранит традиции своих предков. Читайте историю. Посмотри, славянин, когда наша страна была сильна и прирастала географически и экономически. Накануне революции Россия была одной из сильнейших экономик, кормила весь мир, давала миру величайших ученых. Как говорят историки, если бы не случилось этой великой беды, революции, у нас ныне населения было бы под миллиард. А что сейчас? Бога забыли — родители брошены, традиции забыли — семьи распадаются, не рождаются дети, появляется непонятная вражда. Почему? Потому что пустота в душе без Бога.

Русь Святая, храни веру православную! В ней же твои сила, крепость и спокойствие. Храни вас Бог!

Новости по теме

«Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани «Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани

В беседе с ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Ольгой Павловой она рассказала об интересных страницах истории города, поделилась особенностями своей профессии и личными открытиями.

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

«Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи «Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи

Гостья из Ярославской области ответила на вопросы ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Екатерины Никитиной, касающиеся традиционных устоев семьи и предсвадебного периода — «Как раньше гуляли молодые?», «Можно ли было влюбиться?», «Почему появились песни о несчастной любви?».

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»
Публикации 5 марта 2024
Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

На портале «Независимой газеты» опубликовано интервью митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла.