Митрополит Феофан совершил великое повечерие в Петропавловском соборе Казани

5064
Фото

22 февраля 2018 года, в четверг первой седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил великое повечерие с чтением последней части покаянного канона преподобного Андрея Критского в Петропавловском соборе города Казани.

За вечерним богослужением молились настоятель протоиерей Сергий Титов, клирики и прихожане собора. Песнопения исполнялись приходским смешанным хором под управлением Ларисы Берниковой.

По окончании повечерия глава Татарстанской митрополии обратился к молящимся с архипастырским словом:

Мне хотелось бы обратить ваше внимание, что мы очень мало вникаем в смысл Великого канона. В нём встречается много аллегорий, обращений к тем или иным ветхозаветным событиям. Это примеры из жизни персонажей, которые творили грехи и были наказаны, или же Господь за покаяние возвращал их под Свой благодатный покров. Вот одно из напоминаниий: «Не буди столп сланый, душе, возвратившися вспять, образ да устрашит тя содомский, горе в Сигор спасайся». О чём здесь идёт речь? Это имеет прямое отношение к нам. Мы нередко начинаем осознавать пагубность нашей жизни, в какой-то степени будучи предупрежденными Богом через скорби или иные какие-то события о возможной опасности и даже гибели за свои грехи. Осознавая, начинаем пересматривать свою жизнь и избегать поступков, которые раньше творили. Но, к великому сожалению, это желание часто бывает очень краткосрочным и мы вновь, как некогда жена Лота, обращаемся к нечестивому городу, обреченному на истребление.

Что заставило её обернуться и почему Господь так жестоко наказал её за любопытство? Она решила проверить, горят или нет Содом и Гоморра — и стала соляным столбом. Очевидно, эта атмосфера греха была близка ей, она была заражена этой атмосферой. Возможно, ей хотелось вернуться в то место, хотя бы мысленно. И как человек, не доверившийся Богу, она была наказана.

И в нашей жизни бывает то же самое. Мы впадаем в тяжкие пороки, нарушаем не только Божии законы, но и нормы человеческого общения. Господь стучит в наше сердце и душа начинает скорбеть, но природа наша настолько заражена грехом, что мы никак не можем оставить, подобно жене Лота, свою прошлую жизнь.

Вспомним Марию Египетскую: сколько лет она провела в пустыне, но нередко мучили её воспоминания о прежней греховной жизни, где были разврат, пляски и песни блудные, избыток вина и мяса. Всё нередко её тревожило, как бы наяву происходило. Но что она сделала, в чём сила Марии Египетской? В твёрдом намерении не обращаться ко греху. Она покаялась, пошла за Иордан и больше не оборачивалась к прошлой жизни. А то, что происходило с ней, это уже та духовная брань, которой подвержены все мы. Жена Лота жила в праведной семье, но вот что случилось с ней. А Мария Египетская, развращенная с самой юности, но однажды осознавшая глубину своего греха и поверив Христу, пошла за Ним не задумываясь, безвозвратно отдала себя в руки Божии.

Эти примеры должны быть перед нами постоянно, потому что слишком слабы мы сейчас. Я обращаюсь к вам и к себе тоже: проходит первая неделя поста и, может быть, нам захочется как жене Лота оглянуться назад, сделать себе послабление под различными предлогами: здоровье стало слабое, есть хочется, друзья призывают на какой-то корпоратив. Да что там далеко ходить — завтра праздник, День защитника Отечества. Но когда себя переборешь, поставив на весы человеческое и Божие, и выберешь Божие, совсем по-другому душа себя чувствует. А когда человеческое предпочтешь Божьему, нередко и от людей ничего хорошего не получишь, и покой душевный потеряешь. Очень важно не разменивать Божие на человеческое, в этом и смысл всей нашей жизни. Где мы? Или идем к Богу через исполнение Его заповедей, или же живем по желанию сердца своего.

Мы должны думать, что будем давать ответ — каждый в отдельности, сам за себя. Не оборачивайся, не будь подобен жене Лота. Пусть перед глазами будет и она, ставшая соляным столбом, и пример Марии Египетской, которая через покаяние уже на земле явила ангельское житие, и стихии природы повиновались ей. Постараемся примириться с Богом через покаяние и тогда Господь приведет нас к большой радости — встрече Пасхи Христовой. Аминь.

23 февраля, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершит Литургию Преждеосвященных Даров на архиерейском подворье в честь священномученика Кирилла Казанского в столице Татарстана.



Новости по теме

В Четверток Великого канона митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Александро-Невском храме Казани В Четверток Великого канона митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Александро-Невском храме Казани

18 апреля, в Четверток Великого канона, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в храме благоверного князя Александра Невского города Казани.

Митрополит Кирилл совершил утреню с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Казанском соборе Митрополит Кирилл совершил утреню с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Казанском соборе

Вечером 17 апреля, в канун четверга 5-й седмицы Великого поста, митрополит Кирилл совершил утреню с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Казанском кафедральном соборе.

В среду 5-й седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров и освятил колокола в Князь-Владимирском храме посёлка Октябрьский В среду 5-й седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров и освятил колокола в Князь-Владимирском храме посёлка Октябрьский

17 апреля, в среду 5-й седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в храме равноапостольного князя Владимира в посёлке Октябрьский (Зеленодольский район Республики Татарстан).

Размышления о нательном Кресте
Публикации 10 апреля 2024
Размышления о нательном Кресте

Четвертая седмица Великого поста посвящена Кресту Господню. И сегодня мы предлагаем задуматься о том изображении Распятия, которое сопровождает всю нашу жизнь — поговорим сегодня о нательном Кресте.