На заседании Верховной рады были объявлены фамилии служащих украинской армии, которым присвоено звание Героев Украины за участие в боевых действиях на востоке страны. При объявлении имен героев участники заседания за исключением делегации Украинской Православной Церкви с митрополитом Онуфрием встали.
По мнению политолога и социолога Александра Щипакова, решение митрополита Киевского и всея Украины остаться на своем месте при оглашении Петром Порошенко списка героев является проявлением мужества. Однако такой поступок может усугубить напряженные отношения Украинской Церкви и украинских властей, считает член бюро президиума Всемирного русского народного собора (ВРНС) А. Щипаков.
Данный инцидент спровоцировал бурное обсуждение в украинских СМИ. Депутаты фракции «Блока Петра Порошенко» обратились к премьер-министру Украины и министру юстиции с требованием оценить поступок представителей УПЦ, которые, по их мнению, неуважительно отнеслись к украинским военным. В свою очередь Блаженнейший митрополит пояснил, что «это был наш знак протеста против войны как явления», что в Церкви не одобряют продолжения войны на украинской земле, а желают мира и Божиего благословения.
«Украинские комментаторы не понимают, что поступок Блаженнейшего митрополита Онуфрия не имеет отношения к политике, что он лежит в плоскости церковного понимания происходящих на Украине событий. Этим поступком он хотел показать миру, что Церковь Христова не принимает братоубийственную войну как таковую», — пояснил Александр Щипков.
Александр Щипков отметил несостоятельность обвинений митрополита Онуфрия в приверженности к какой-либо политической стороне, приведя в подтверждение факты посещения главой УПЦ православных верующих по всей территории Украины. Также в своем пастырском служении митрополит не оставляет и военнослужащих враждующих сторон.
«Поэтому все обвинения в отношении митрополита Онуфрия абсурдны и нелепы. Поступок владыки и сопровождавших его епископов вызвал у меня уважение, это поступок исповедников веры», — сказал А. Щипков.
Учитывая ситуацию на Украине, Александр Владимирович отметил в качестве возможных последствий данного поступка главы УПЦ «репрессии разного характера — физические, экономические, политические и так далее».
«Впрочем, репрессии по отношению к Украинской Православной Церкви уже идут, и можно предположить, что они будут только усиливаться. Уже отнимают храмы, избивают духовенство, несколько человек среди священнослужителей даже погибли во время боевых действий. В украинских СМИ идет шельмование Украинской православной церкви — единственной канонической православной структуры на территории этой страны», — констатировал эксперт.
Наличие в СМИ отрицательных отзывов о поступке Киевского митрополита на заседании Верховной рады говорит непонимании общественностью «глубокой религиозной мотивации этого поступка архиерея, который несет ответственность за врученную ему паству и Церковь».
«Исходя из своего пастырского долга и понимания христианства, он не мог поступить никак иначе. Печально, что другие священно- и церковнослужители, которые присутствовали на том мероприятии, поступили иначе, пошли на поводу у политической коньюнктуры», — сказал в заключение Щипков.