9 июня. Память праведного Иоанна Русского, исповедника

4382
Фото

7-я седмица по Пасхе
Поста нет. 27 мая по ст. ст.

В этот день совершается память:

Священномученика Ферапонта, епископа Сардийского (III). Обретение мощей преподобного Нила Столобенского (1667).

Преподобного Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426). Перенесение мощей святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы (1472). Преподобного Ферапонта Монзенского. Праведного Иоанна Русского, исповедника. (1730). Мучеников Феодоры девы и Дидима воина (304).

Преподобный Ферапонт Белозерский

Святой Ферапонт, в миру Феодор Поскочин, родился в Волоколамске в дворянской семье. В 40 лет он принял иночество в московском Симоновом монастыре. Там Ферапонт часто встречался с преподобным Сергием Радонежским и стал духовным другом Кирилла Белозерского, который рассказал ему о том, что Богородица благословила его подвизаться на севере Руси. Год иноки прожили вместе в глухих белозерских лесах, но затем Ферапонт уединился для отшельничества. Он не раз подвергался нападению разбойников. Вскоре к нему стали сходиться иноки, и возникла новая обитель, быть настоятелем которой Ферапонт смиренно отказался. Позже очень почитавший Ферапонта князь Андрей, сын Димитрия Донского, попросил святого устроить монастырь близ Можайска. Так был основан Лужецкий монастырь, где Ферапонт скончался в преклонных годах, проведя там 18 лет.

Перенесение мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы, митрополита Московских

9 июня 1427 года во время строительства в Кремле нового каменного Успенского собора, при разборке полов старого храма, обнаружились гробы святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы. Митрополит Московский Филипп I повелел звонить в колокола. Собрались все священнослужители и множество жителей Москвы, прибыли великий князь Иоанн III Васильевич с матерью и братьями. Сначала в новооснованный храм перенесли гробы митрополитов Киприана и Фотия и установили в особых ковчегах с правой стороны. Священные одежды и омофоры, бывшие на святителях, остались нетленными. Когда сняли крышку с гроба святителя Ионы, распространилось сильное благоухание. Мощи святителя были совершенно целы, лишь тело присохло к костям, одежды также не были тронуты тлением. Его гроб установили с левой стороны храма.

Праведный Иоанн Русский

Иоанн Русский служил солдатом в армии Петра I, был взят в плен во время Прутского похода (1711 год) и продан в рабство турецкому аге из Каппадокии. Хозяева пытались жестокостью склонить Иоанна к принятию ислама, но он проявил себя стойким исповедником христианства. Со временем Иоанн снискал уважение не только хозяев, но и всех жителей города. Когда ага хотел освободить Иоанна, тот отказался, говоря, что Господь для спасения дал ему жизнь в рабстве и на чужбине. Рабство не препятствовало Иоанну в добродетели: отказывая себе в пище, он помогал нуждающимся грекам; днём усердно работал, ночи проводил в молитве. Перед кончиной Иоанн пожелал причаститься, но священник побоялся прийти в дом аги и прислал Причастие в яблоке. В 1730 году Иоанн почил, а в 1733 году были обретены его нетленные мощи.

Обретение мощей преподобного Нила Столобенского

Преподобный Нил Столобенский преставился в декабре 1554 года. В 1560 году Новгородский игумен Антоний и иеромонах Нильского Рожковского монастыря Герман устроили над местом его погребения гробницу. Чудесные исцеления больных от раки преподобного Нила привлекли на остров Столобный иноков и любителей пустынной жизни. Со временем на месте подвигов святого возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. В 1665 году там произошёл пожар, в котором сгорел деревянный храм. В 1667 году при закладке фундамента для новой каменной церкви земля осыпалась, обнажив сгнивший гроб, в котором были обретены нетленные мощи преподобного Нила. По благословению митрополита Новгородского Питирима в этот день было установлено ежегодное празднование обретения мощей святого.

Священное Писание

Рим., 82 зач., II, 14-29

12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся 13(потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, 14ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: 15они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) 16в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, 18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, 19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, 20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: 21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?

22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?

23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?

24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.

25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.

26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?

27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?

28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; 29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

Мф., 14 зач., V, 33-41

33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 2, 14-29; Мф. 5, 33-41

"А Я говорю вам: не противься злому"; иначе отдай себя на жертву своенравию и злобе людской. Но этак и жить нельзя? Не беспокойся. Кто заповедь эту дал, тот же есть и Промыслитель и Попечитель наш. Когда с полною верою, от всей души пожелаешь так жить, чтоб не противиться никакому злу, то Господь сам устроит для тебя образ жизни, не только сносный, но и счастливый. К тому же на деле бывает так, что противление больше раздражает противника и побуждает его изобретать новые неприятности, а уступка обезоруживает его и смиряет. Оттого бывает, что претерпи только первые натиски злобы, — люди сжалятся и оставят тебя в покое. А противление и месть разжигает злобу которая от одного лица переходит в семью, а потом из поколения в поколение.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Есть мнение, что склонность людей к рациональному мышлению и предполагает необходимость требовать доказательств, и у многих складывается впечатление, что люди образованные, рационально мыслящие не могут быть людьми верующими. Это заблуждение особенно сильно в наше время. Но на самом деле это не так, и склонность человека к рациональному мышлению вовсе не означает невозможность веры. Можно быть рациональным человеком и глубоко верующим, потому что подлинная вера никогда не основывается на доказательствах. Там, где требуются доказательства, — там нет веры, там нет любви, там нет жертвенности. Христос не переубедил всех, кто Его слушал. Более того, в результате этой проповеди Он закончил бы Свою жизнь на Кресте, если бы не Воскресение. Но две тысячи лет всё то, что проповедовал Христос и апостолы, существует, вдохновляет людей, вдохновляет деятелей искусства, писателей, которые все-таки, несмотря на существующее сейчас внешнее давление, создают нравственные произведения. Христос находит место в сердце очень многих людей. И мы сегодня видим в России обращение к вере огромного количества людей. Это действительно феномен, я думаю, исторического значения — восстановление жизни Церкви, обращение молодежи. И если люди выбирают этот узкий путь, то, несомненно, он приведет их к звездам, потому что это путь к небу, путь к вершине. Он всегда трудный, но спасительный.

Творение видимого мира

Как следует из содержания Священного Писания, видимый мир был сотворен в продолжении шести творческих дней (Быт.1:31). Между тем, оригинальный библейский эквивалент слова «день» — «иом» — переводится не только как «день», но и как «период». Значительная часть святых отцов Церкви полагали, что длительность этих иомов-периодов равнялась длительности нынешних суток, однако так считали не все отцы Церкви. Скажем, блаженный Августин полагал, что какого рода были дни творения, нам с достоверностью неизвестно. В процессе творения мира можно видеть идею восхождения. Так, созданию человека предшествовало создание зверей и скотов (Быт.1:24-25), созданию зверей и скотов — создание рыб, пресмыкающихся, птиц, прежде которых, в свою очередь, была сотворена растительность (Быт.1:11-12). Таким образом, человек был создан последним, как венец творения (видимого мира).

Божественные имена

Среди Божественных имен различают те, которые относятся к Богу-Троице (общие Божественным Лицам), и те, которые принадлежат только тому или иному Божественному Лицу.

Общие (трем Лицам) Божественные имена суть имена, указывающие на те или иные стороны Божественного всесовершенства, на те или иные существенные свойства Божьи, на те или иные деяния Божьи. К таким именам относим, в частности: Сущий (Исх.3:14), (на иконах Христа это имя вписано в Его нимб), Вечный (Дан.13:42), Любовь (1Ин.4:8), Творец (Иудиф.9:12), Вседержитель (Руф.1:20), Врач (Иер.33:6).

Имена, принадлежащие тому или иному Божественному Лицу, указывают на особенности этих Лиц. Имя «Отец» принадлежит Богу Отцу и указывает на Него как на Родителя Сына. Имя «Сын» принадлежит Его Единородному Сыну и подчеркивает, что Он имеет бытие от Отца через рождение (рождается в вечности от Отца). Имя «Святой Дух» принадлежит третьему Лицу Пресвятой Троицы.

Некоторые имена могут использоваться как в отношении конкретного Божественного Лица, так и в отношении Бога вообще. Например, имя «Отец» может прилагаться к Богу вообще (к Пресвятой Троице), когда речь идёт об отеческом отношении Господа к человеку (в этом контексте люди могут именоваться сынами Божьими (по благодати)). Сын Божий иногда именуется Божьей Премудростью (1Кор.1:24), однако необходимо помнить, что премудрость — это и сущностное свойство Божье (сущностное свойство Отца и Сына, и Святого Духа).

Молитвословия

Тропарь праведного Иоанна Русского

глас 4

На Небеси предстоя Святей Троице,/ праведне блаженне Иоанне,/ земный ангеле, Божий человече,/ с Безплотными лики славословиши любовь неизреченную,/ в Церкви первородных со святыми водворялся,/ о нас, сущих на земли, возносиши молитвы/ к Содетелю всех и Спасу,/ да подаст мир всему миру,/ Церквам на земли благостояние и соединение всех,/ чтущих Сына Божия, во плоти пришедша,/ во святем Теле Христа Иисуса,/ еже есть Церковь Бога Живаго,/ во спасение рода человеческаго.

Кондак праведного Иоанна Русского

глас 8

В честней памяти твоей, святе,/ веселится о тебе Россия,/ во благочестии тя воспитавшая,/ и целебным мощем твоим радуется Асия,/ идеже узкий путь прошед страдальческаго плена и постнических подвигов,/ сосуд честен явился еси Божия благодати,/ еяже проси и нам, чтителем твоим, да зовем ти:// радуйся, Иоанне, благодати тезоимените.

Молитва святому Иоанну Русскому

О великий угодниче Божий, святый праведный Иоанне Русский, просиявый в земли Ассии равноангельным житием твоим, ревностию о Господе и подвигами во исповедании веры Христовы, града Неопрокопиона и всея земли Эллады пресветлое украшение, богохранимей стране нашей, людем ея и во всем мире живущим православным христианом помоще и крепкое заступление! Благодарим Господа, дивнаго во святых Своих, в вере истинней непоколебимо тя утвердившаго, в стоянии за исповедание ея укрепившаго и доброе скончание подвига многотруднаго даровавшаго, последи же многая и великая чудеса нам явившаго чрез многоцелебную раку мощей твоих. Ныне, предстоя Небесному Царю, испроси у Него избавити вся грады и веси страны нашея и земли Эллады от глада, труса, мраза, огня, смертоносных болезней, от нашествий иноплеменных и междоусобных браней. Помози всем путешествующим, болящим, в заточении сущим, в скорбех и гонениих за святую веру Православную терпящим. Соедини всех православных людей любовию ко Христу Богу нашему и Церкви Его Святей, даруй нам дух любве и мира к братскому единению всех верных. Умоли Господа, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет и укрепит в борьбе со страстьми и похотьми, да дарует нам дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух ревности по Бозе и спасении ближних. Помяни и нас, грешных, молящихся тебе: страждущих и болящих исцели, скорбящих утеши, бедствующим скорую помощь подай, всем же чтущим и любящим тя испроси христианскую кончину живота безболезненну, непостыдну, мирну и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове. Буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами сподобимся в нынешнем и будущем веце прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Перенесение мощей святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы. Тропарь

глас 8

Яко Светлаго Солнца светозарныя звезды,/ Троическим Светом озаряете сердца верных,/ пренесением честных мощей ваших,/ Троицы сосуди явистеся чистии вашим житием,/ и научисте люди твердо вере Христове,/ и скверну отгнасте вашими святыми заповедьми,/ и упасосте добре Христово стадо, порученное вам,/ Богомудре Киприане, со славным Фотием и со Ионою твердым,/ молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Перенесение мощей святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы. Кондак

глас 8

Яко трие велицыи светила, явистеся,/ озаряюще всю подсолнечную/ богоданною вам благодатию чудес,/ и просветисте молитвами своими верных сердца,/ вашу память чтущих честнаго пренесения./ И Владыку Христа, всех Творца, молите/ стране нашей на враги победу подати,/ яко имуще дерзновение,/ и нам просите велия милости, вопиющим к вам:/ радуйтеся, поборницы по Христове Церкви/ и многочестная светила, святителие славнии.

Новости по теме

Включаем мозги, или Зачем помнить Первый Вселенский собор
Публикации 28 мая 2023
Включаем мозги, или Зачем помнить Первый Вселенский собор

В седьмое воскресенье после Пасхи мы вспоминаем святых отцов Первого Вселенского собора. Почему так важно не забывать об этом событии, что Церковь даже установила особое празднование в воскресный день между Вознесением и Пятидесятницей?

Первый Вселенский Собор — первый шаг в формулировании догмата о Боге едином в Троице
Публикации 5 июня 2022
Первый Вселенский Собор — первый шаг в формулировании догмата о Боге едином в Троице

В эти дни Православная Церковь продолжает празднование Вознесения Господня, которое отмечалось в прошлый четверг. Воскресный день после этого праздника имеет особую богослужебную тему. Он посвящен памяти святых отцов Первого Вселенского Собора.

Неделя седьмая по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора
Публикации 13 июня 2021
Неделя седьмая по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора

Память Первого Вселенского Собора празднуется Церковью Христовой с древнейших времен. Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16, 18).

Русское чудо святого Иоанна
Публикации 9 июня 2018
Русское чудо святого Иоанна

9 июня Православная Церковь чтит память святого Иоанна Русского, угодника Божия, прославившего свою Родину на чужбине