Архиепископ Казанский и Свияжский Тихон II

2350
Фото

На кафедре: с 1583 по 1589 год

Происхождение, мирское имя и место пострижения архиепископа Тихона неизвестны. Около 1580 года он стал игуменом Псково-Печерского монастыря. Это было время завершения тяжелой и неудачной для России Ливонской войны. В 1581 году огромное польско-литовское войско короля Стефана Батория двинулось на Псков и осадило его. Псково-Печерский монастырь с 29 октября 1581 года тоже оказался в осаде. Его обороняли монахи и около пятисот стрельцов, обороной руководил игумен Тихон.

5 ноября выстрелами из пушек была разрушена стена у Благовещенского собора, поляки уже устремились в пролом. Иноки молились Чудотворной иконе «Знамение» и успешно отбили два штурма; после пятимесячной осады монастырь так и не был взят. В Псков были присланы из Печерского монастыря чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление». Псковский Кремль поляки за пять месяцев штурмовали более 30 раз и тоже безуспешно.

Неудачи заставили короля Стефана Батория пойти на перемирие с царем Иваном IV. Война для России в целом была проиграна, но благодаря героической обороне Пскова и Псково-Печерского монастыря условия мирного договора оказались благоприятными для России: по Ям-Запольскому перемирию 1582 года поляки отказались от претензий на Смоленск.

Точная дата рукоположения иугумена Тихона во архиепископа Казанского и Свияжского неизвестна, но, скорее всего, митрополит Дионисий рукоположил его в конце 1583 года, потому что осенью 1583 в Казани был еще Косма, а в Псково-Печерском монастыре новый игумен упоминается под 7190 (1583/84) годом [1]. Сведений о деятельности архиепископаТихона в Казани не сохранилось. В сохранившихся документах имя владыки Тихона упоминается лишь один раз — 26 июня 1588 года, когда указом царя Феодора Иоанновича Казанскому архиерейскому была передана деревня Ягодная Поляна, раньше принадлежавшая князю Петру Булгакову (будущая Ягодная слобода города Казани)[2].

Разумеется, архиепископ Тихон участвовал в учреждении на Руси патриаршества. Уже 17 января 1589 года он присутствовал на заседании Освященного собора, 23 января — при избрании патриарха Иова. Вместе с другими архиереями он находился в Москве еще долго. Как известно, в конце января было принято решение о создании в России трех митрополий — Новгородской, Казанской и Ростовской. 30-31 января Патриарх Иов торжественно поставил в митрополиты Александра Новгородского и Варлаама Ростовского. О казанском митрополите речь почему-то не шла. Тем не менее, 22 февраля 1589 года владыка Тихон упоминается как митрополит Казанский, а 13 мая 1589 года в митрополита Казанского был рукоположен святитель Гермоген, который, как архимандрит Спасо-Преображенского монастыря, участвовал во всех предшествующих событиях. О судьбе владыки Тихона источники ничего не сообщают. Скорее всего, он ушел на покой и не вернулся в Казань.

1. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1887. — С. 184.

2. Покровский И.М. Казанский архиерейский дом… — Казань, 1906. — Приложение. — С. 4-5.

Новости по теме

«Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани «Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани

В беседе с ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Ольгой Павловой она рассказала об интересных страницах истории города, поделилась особенностями своей профессии и личными открытиями.

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском

10 февраля совершается память святителя Ефрема, митрополита Казанского и Свияжского

Почитание местных подвижников благочестия, новомучеников и исповедников в монастырях Казанской епархии Почитание местных подвижников благочестия, новомучеников и исповедников в монастырях Казанской епархии

XX столетие российской истории, особенно его первая половина, обагрилось кровью пострадавших за веру Христову монашествующих, священнослужителей, мирян, взошедших на свою личную Голгофу подвижников благочестия, новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви.