Проблемы и поиск путей развития приходской жизни в Казанской епархии

821
Фото

Доклад настоятеля храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Казани протоиерея Александра Павлова на научно-практическом семинаре «Организация и развитие приходской жизни». Мероприятие состоялось 2 февраля 2023 года в Духовно-просветительском центре «Апостол» на территории архиерейского подворья священномученика Кирилла Казанского в городе Казани.

Говоря о жизни и деятельности приходов Казанской епархии часто можно слышать от настоятелей о различных проблемах, с которыми они сталкиваются и которые, по их мнению, являются непреодолимым препятствием для развития приходской жизни. Перечислим некоторые из них:

  • Нехватка финансовых средств для развития приходской деятельности.
  • Отсутствие помещений для проведения мероприятий, встреч, занятий, общих трапез.
  • Отсутствие помощников и людей, которые могли бы развивать ту, или иную деятельность на приходе, преподавателей, волонтеров, катехизаторов и т.д.
  • Нехватка времени и множество обязанностей: богослужебных, приходских, хозяйственных и многих других.
  • Постоянные вопросы, отчеты и требования со стороны епархии, и благочинного.

Все эти проблемы приводят к самозамкнутости настоятеля и утрате потенциала дальнейшего развития, а порой, и к духовному кризису.

Говоря о развитии приходской жизни, мы должны всегда помнить, что на приходе именно настоятель является той ключевой фигурой от которого зависит формирование, развитие и жизнедеятельность приходской общины. Вспомним народную пословицу: «Каков поп, таков и приход».

Кроме того, мы должны всегда помнить, что церковь, это живой Богочеловеческий организм, а приходская община — это малая Церковь. Там, где люди объединены единой верой, любовью к Богу и собраны во имя Его, там Сам Господь пребывает и устрояет церковную жизнь — приходскую общину.

И священнослужитель в таком случае становится соработником Божиим.

Мы не должны забывать, что Господь знает сердце человека и человек, приходя в храм, либо возгорается сердцем в любви к Богу и желанием служить Ему, либо, не находя своего служения остывает в своих благих порывах и становится обычным, традиционным для многих храмов прихожанином, который в субботу и воскресенье посещает богослужения, иногда Причащается Христовых Тайн и иногда жертвует на какие-либо нужды храма. Говорить о его живом участии в жизни Церкви в данном случае, довольно сложно.

Также мы должны помнить, что каждого, кто приходит в храм и кто прилепляется к храму приводит Господь и вручает его нам, пастырям. И горе нам, если мы своим собственным нерадением будем причиной охлаждения этого человека в вере, если он не найдет в данном храме живой приходской общины, если храм есть, а Церкви нет.

Горе нам, если мы, когда-то возгоревшись сердцем и придя к Богу, встав на путь служения остыли и уже не способны зажечь тех, кто рядом с нами, а тех, кто горит идеей служения Богу остужаем холодом безразличия, говоря: «а зачем это тебе нужно, будь как все и никуда не лезь», ибо сами не входим и хотящих войти не допускаем (Мф. 23,13).

Горе нам, если мы, заботясь о приумножении прихожан храма, заботимся через это только о приумножении доходов храма, исходя из правила — чем больше прихожан, чем больше у храма средств. При таком отношении, мы можем вложить в человека извращенное понимание о Церкви и через это соделать его сыном геенны, вдвое худшим нас (Мф. 23,15).

Многие могут сказать, что настоятель не может взвалить на себя все служения, у него и так много забот, но ведь всё взваливать и не нужно. Вокруг нас много людей, которые могут стать добрыми помощниками и соработниками в деле построения приходской общины. А настоятель должен этого желать и просить у Бога, Подателя всяких благ и Сердцеведца, что бы Он послал делателей и Сам управлял и направлял церковную приходскую общину — малую Церковь и был посреди тех, кто собран во Имя Его. Необходимо молиться о храме, о вверенном приходе, чтобы Господь собрал в нем верных чад Своих и даровал им мир, любовь, разумение, долготерпение, милосердие, кротость, послушание, чтобы оградил храм от ересей, расколов, нестроений и суеверий. И если Господь будет управлять церковной общиной, то и жизнь ее будет благодатной, участие в ней спасительным, и сама она Христоцентричной. Настоятель в данном случае является соработником Божиим, организатором и попечителем. За все, что происходит в приходской общине настоятель несет всю полноту ответственности и пред Богом, и пред священноначалием Церкви Христовой и поэтому под его опекой, заботой и вниманием должно быть всё, что происходит в храме. Ничего нельзя пускать на самотек. Всё, что не имеет попечения священноначалия расползается и теряет свой правильный вектор.

Если в приходе правильное устроение, то Господь, видя благоприятную почву, всегда даст тех людей, которые возгоревшись сердцем будут нести служение во благо Церкви и во спасение своей души. Часто бывает, что то, или иное направление деятельности прихода организуется внезапно, при появлении человека, в здравом уме и горящим сердцем. А настоятель, видя такое Божие благоустроение, будет иметь и великую радость и горячую любовь к своей пастве и ревностное служение, восклицая: «Чудны дела Твои, Господи» (Пс.88).

Далее, хотелось бы поделиться с Вами некоторыми важными моментами, которые могут стать основой формирования крепкой христианской общины.

Первое — это участие прихожан в богослужении через общенародное пение.

Это прекрасная форма сплочения приходской общины и осознанное участие прихожан в богослужении. Особенно это относится к Божественной Литургии.
Как мы знаем, на вечернем богослужении есть определенные сложности, в связи с большим количеством изменяемых песнопений и молитвословий. При этом, есть неизменяемые песнопения, которые можно петь общенародно.

Совместное общенародное пение Божественной Литургии в воскресные и другие праздничные дни приобретает особое миссионерское и просветительское значение.

Схема организации следующая.

Перед началом Божественной Литургии регент выходит в храм и встает лицом (полубоком) к прихожанам. Можно поставить несколько аналоев для нот. Певчие храма встают к прихожанам, не выделяясь и не отделяясь от них, лицом к Алтарю, как и прихожане. Всем желающим раздается текст Божественной Литургии, при этом, многие поют по памяти. В ходе Литургии певчие являются неким фундаментом пения, все остальные прихожане равноценно и равноправно участвуют в пении по своему желанию. При этом важным условием общенародного пения является простота и общеизвестность распевов, и выбор правильного ритма. Таким образом, каждый прихожанин храма может в любой момент присоединиться к пению, либо молиться молча.

В общенародном пении нет разделения на хоры: профессиональный, любительский, подростковый, детский, что порой приводит к нездоровой конкуренции между регентами и хорами. Весь храм поет, соединяясь в едином молитвенном порыве. Здесь и профессионалы, и любители, те, кто ходят на музыкальные занятия воскресной школы, дети и взрослые, и те, кто не ходит. Нет никакого разделения. Все хоры храма соединяются вместе, вместе поют и родители, и дети.

Хочу особо отметить, что благодаря ведущим голосам певчих и любительскому хору богослужение получается очень стройным и молитвенным.

Конечно, для организации общецерковного пения необходима воля настоятеля и регента, ведь не каждый певчий добровольно согласится тянуть за собой голоса многих прихожан. Но и у певчих отношение к общецерковному пению со временем меняется, ибо смысл церковного пения не в правильном прочтении и воспроизведении нот песнопения, а в стройности и искренности молитвы. Именно пение является единственной формой совместной молитвы, поэтому пение должно помогать людям молиться. В таком общенародном пении раскрывается смысл слов «едиными устами и единым сердцем».

Из практики хочу отметить, что каждый воскресный день на Литургии появляются новые прихожане, приехавшие из других храмов города Казани, чтобы поучаствовать в общенародном пении. Они не оставляют свои храмы и не становятся постоянными прихожанами другого храма, но интерес к общенародному пению и стремление к осознанному участию в богослужении у них вполне очевидны.

В завершении темы общенародного пения хотел бы отметить, что подобная практика вполне реализуема практически во всех, особенно в городских храмах епархии.

Далее, в своем докладе хотел бы упомянуть еще одно направление деятельности прихода, имеющее объединяющее значение, это попечение о прихожанах — патронажное служение.

Совершая свое служение в храме, особенно в городском, мы, порой не знаем своих прихожан, а если и знаем в лицо, или по имени, то не имеем их контактных данных и адреса проживания. Проходит время, и мы замечаем, что пожилые прихожане постепенно исчезают из храма. Информации о них нет, связаться с ними невозможно. И память о них постепенно стирается. Живы ли они, или ушли в вечность, никто об этом знает. Забота о прихожанах, особенно о пожилых, по нашему мнению, это первостепенная задача приходской общины, ведь именно это является непосредственным проявлением любви к ближнему. Ближнему и по вере, и по духу, и по храму. Мы часто озабочены оказанием помощи дальним, тоже нуждающимся, а о тех, кто был с нами рядом мы, порой забываем.

Поэтому, наличие информации о прихожанах имеет важное значение для жизни приходской общины.

При более глубоком рассмотрении данной темы выясняется, что «исчезнувшие» пожилые прихожане храма никуда не исчезли, просто в силу преклонного возраста, болезней и немощи они уже не имеют возможности посещать храм, нуждаются в заботе и просто человеческом внимании. Они годами не выходят на улицу, а некоторые из ни годами не причащались Христовых Тайн. Неоднократно были случаи, кода благодаря патронажному служению и мониторингу состояния подопечных удавалось их поисповедовать, пособоровать и причастить практически перед кончиной. Поздравление с церковными праздниками и небольшие подарки вызывают у подопечных чувство радости и благодарности. Их связь с приходской общиной не прерывается.

Организация патронажного служения в храме является объединяющим служением любви, которое привлекает многих: это и координаторы и волонтеры, которые навещают прихожан, и автоволонтёры, это мужчины, которые помогают с мелким ремонтом и многие другие.

Еще одна из сегодняшних тем, которая волнует и объединяет всех нас это проводимая спецоперация. У многих прихожан родственники, друзья и знакомые находятся в зоне боевых действий. Я уверен, что к каждому из здесь присутствующих обращались с вопросами, что делать и как помочь? Есть запрос, есть потенциал и есть объединяющее начало. Задача настоятеля направить эту энергию в правильном направлении, многополезном и для тех, кто на передовой и для прихожан, и для просто заходящих в храм. Эта тема также может дать толчок объединяющему началу приходской общины. На нашем приходе организованно несколько направлений по данной теме: общая молитва, сбор пожертвований и пошивочный цех.

Общая молитва — это совместное ежедневное келейное чтение молитвы с поминовением воинов, а также совершение молебного пения в воскресный день после Божественной Литургии с поминовением всех воинов, призванных из Республики Татарстан, находящихся в зоне боевых действий.

Сбор добровольных пожертвований через специальную кружку в храме и церковную лавку. На сегодняшний день было собрано и отправлено 100 тактических аптечек, еще 100 аптечек находятся в стадии формирования, было приобретено и отправлено 2000 самонагревающихся стелек.

Желанием прихожан при храме был организован пошивочный цех, в котором изготавливаются тактические носилки, стельки, собираются вещи и продукты питания, начали изготавливаться окопные свечи.

Хотел бы отметить, что вся эта деятельность объединила многих, в том числе и людей околоцерковных, при этом, храм не несет никак материальных затрат. Швейные машинки, расходные материалы и многое другое приобретено на целевые пожертвования.

В завершении своего выступления хотел бы отметить, что в данном докладе были рассмотрены лишь некоторые направления, способные качественно изменить деятельность храма, объединить прихожан, соделать их одной большой христианской семьей. При этом, настоятелю необходимо лишь не бояться выйти из созданных им самим границ, довериться Богу и направить энергию вверенной ему паствы в благое, объединяющее и спасительное русло, ибо всегда есть опасность, что эта энергия, по собственному нерадению, может быть направленна против него самого.

Новости по теме

В старинном Крестовоздвиженском храме села Каинки возрождается богослужебная жизнь В старинном Крестовоздвиженском храме села Каинки возрождается богослужебная жизнь

В старинном храме Воздвижения Креста Господня в селе Каинки (Верхнеуслонский район РТ) возобновилось совершение богослужений.

В старинном Крестовоздвиженском храме в селе Каинки возобновляется совершение богослужений В старинном Крестовоздвиженском храме в селе Каинки возобновляется совершение богослужений

13 апреля, в субботу Крестопоклонной седмицы Великого поста, в день поминовения усопших, в старинном Крестовоздвиженском храме в селе Каинки (Верхнеуслонский район РТ) будет совершена Божественная литургия. Совершение богослужения стало возможным

Хоровой коллектив Софийского прихода Казани принял участие в концерте Юлии Славянской Хоровой коллектив Софийского прихода Казани принял участие в концерте Юлии Славянской

24 февраля в ДК Химиков в Казани состоялся концерт певицы и композитора Юлии Славянской. Исполнительница представила музыкальную программу «Песни о душе и для души», в которую вошли духовные и патриотические композиции.

В старинном Преображенском храме в селе Юматово совершён молебен В старинном Преображенском храме в селе Юматово совершён молебен

21 февраля, в старинном храме Преображения Господня села Юматово (Верхнеуслонский район РТ) был совершён молебен.