Не может быть Пасхи Христовой без Креста

1910
Фото

Каждый из нас знаком с повествованием об Адамовом изгнании из рая. Первые главы Книги Бытия, наверное, каждый прочитал. Мы знаем историю о том, как Господь творит весь мир, творит человека, как человек согрешает, преступает Заповедь Божию. Господь Бог дал первому человеку лишь одну Заповедь: не вкушать плодов от дерева познания добра и зла. Все остальное было дозволено.

Адам и Ева жили в раю, имели общение с Богом каждый день, но в какой-то момент им стало этого мало. Им захотелось вкусить запретного плода. Они захотели познать тайны добра и зла и стать как боги.

Каждый из нас хочет стать выше, чем он есть на самом деле. Адам и Ева прегрешают, и Господь их изгоняет из рая. «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше…» — повествует нам песнопение сегодняшнего дня.

Почему Адам плакал? Отчего ему стало так горько за свою жизнь? Первоначально он не раскаялся в том грехе, который совершил. Ведь Господь мог простить Адама и Еву, если бы они принесли покаяние. Когда Господь явился им уже после грехопадения, Адам и Ева спрятались. Они увидели свою наготу, они увидели то зло, которое сотворили. Они испугались Бога. Они не пришли к Нему как к любящему Отцу и не попросили прощения. Они начали друг на друга перекладывать вину. Адам сказал Богу: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. Ева же сказала, что ее обольстил змей.

Такое поведение знакомо каждому из нас. Мы всегда ищем оправдание. Погода не такая, власть не та, люди вокруг не те, дети нас не любят, родители нас почему-то не уважают — все нам не так. Мы как Адам и Ева перекладываем вину на других и, в конце концов, перекладываем вину на Бога, потому что Господь по какой-то причине попускает нам то или иное испытание в нашей жизни. Но ведь мы не обращаемся к Нему с молитвой, не обращаемся к Нему с покаянием. Если бы мы обратились к Богу с покаянием, Господь бы изменил и нашу жизнь.

Адама Господь изгоняет из рая. Но что такое рай для каждого из нас? Это не некий сад, где солнышко светит, где всегда тепло, где белый песочек, пальмы, райские фрукты, райское удовольствие… Многие из нас представляют рай именно таким образом. Но это абсолютно не так. Райское место — это то место, где пребывает Господь. Это место, где человек может с Богом общаться лицом к лицу. Потерю этого общения оплакивал Адам. Он не плакал по райскому саду, по каким-то удовольствиям этой жизни. Он понял и осознал, что лишился возможности пребывать с Богом.

После грехопадения Господь говорит Адаму: когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя. Раньше Адам получал все блага просто так. Но самое главное благо, которое имел человек в раю — это прямое общение с Богом, чего и лишились люди впоследствии.

Мы, как преемники Адама, как его дети, должны каждый день пытаться достичь этого Божьего общения. Мы обращаемся к Богу в молитве утром и вечером и каждый час нашей жизни. Мы ищем этого общения, но не всегда слышим ответ. Мы теперь должны принять некие труды на себя, чтобы Господь нас услышал. А в раю было иначе. Там было все прекрасно. Господь сам приходил к человеку и с ним беседовал. Именно это ждет нас в жизни будущего века, если мы уже в земной жизни обретем Бога.

Ад и рай отличаются только одним: в раю есть Бог, а в аду Его нет. Беда заключается в том, что люди часто понимают это уже по прошествии времени, когда становится слишком поздно. Когда происходит разделение, когда грешники идут в одну сторону, а праведники — в другую. Если человеку в этой жизни Бог был не нужен, то для него ад наступил уже здесь, на этой земле.

Ныне покойный протоиерей Димитрий Смирнов когда-то говорил в своей проповеди «Как же нет ада, когда ты уже живешь в аду! Подойди к зеркалу, посмотри на себя. Разве может венец творения, высшее создание Божие иметь такой мрачный вид?». Мрачными нас делает жизнь без Бога. Никакие земные блага не заменят Бога.

Древние пустынники уходили в расщелины, в пропасти, они удалялись этого мира, но были счастливы, потому что с ними пребывал Господь. Мы можем жить в мегаполисе, можем поехать на необитаемый остров, но все это нам однажды надоест, потому что все это преходящее и временное. А Господь — Он настоящий и постоянный.

В апостольском чтении апостол Павел говорит: «Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света».

Мы проводим спасительное время Великого поста. Время, когда мы оставляем суету мира и обретаем спокойствие, время особой молитвы и тишины, когда вся природа замирает. Она замирает в трепете перед спасительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа и Его славным Воскресением Христовым.

Мы должны к этим событиям готовиться. Не может быть Пасхи Христовой без Креста. Не может быть радости, если мы пройдем путем поста легкомысленно, не принеся никаких плодов. В этом случае мы уподобимся бесплодной смоковнице, которая засохла и была выброшена вон. Мы не должны подражать этой смоковнице, мы должны приносить добрый плод. Мы должны всеми силами стараться исправить свою жизнь, пока Господь дает нам такую возможность.

В дни Великого поста нужно как можно чаще ходить в храм, исповедоваться, причащаться. Это должно стать нормой нашей жизни, если мы хотим, чтобы Господь вошел в нашу жизнь по-настоящему. Тогда мы сможем почувствовать райское наслаждение, райское удовольствие, райское состояние уже в этой жизни, и потом, в жизни будущего века, радоваться вместе со Христом.

А если мы в этой жизни не почувствуем нехватки общения с Богом, не устремимся к Богу, то какое может быть райское состояние? Никакого. Ничто не принесет нам радости, удовлетворения, успокоения. Мы просто перейдем в жизнь будущего века, и что это будет за жизнь?

Мы должны ощутить нехватку в нашей жизни Бога. Как Адам сел напротив рая и заплакал, так же слезы должны течь из наших глаз. Мы отдаем Богу маленький процент нашей жизни, а Господь свою жизнь отдал за каждого из нас, принес себя в жертву за каждого человека, когда-либо жившего на этой земле.

Пусть Господь поможет нам пройти подвиг Великого поста так, чтобы этот пост стал для нас спасительным. Дай Бог нам принести плоды покаяния и в радости встретить Светлое Христово Воскресение!

Новости по теме

В пятницу 5-й седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Петропавловском соборе Казани В пятницу 5-й седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Петропавловском соборе Казани

19 апреля, в пятницу 5-й седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Петропавловском соборе столицы Татарстана.

В Четверток Великого канона митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Александро-Невском храме Казани В Четверток Великого канона митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Александро-Невском храме Казани

18 апреля, в Четверток Великого канона, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в храме благоверного князя Александра Невского города Казани.

Митрополит Кирилл совершил утреню с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Казанском соборе Митрополит Кирилл совершил утреню с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Казанском соборе

Вечером 17 апреля, в канун четверга 5-й седмицы Великого поста, митрополит Кирилл совершил утреню с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Казанском кафедральном соборе.

В среду 5-й седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров и освятил колокола в Князь-Владимирском храме посёлка Октябрьский В среду 5-й седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров и освятил колокола в Князь-Владимирском храме посёлка Октябрьский

17 апреля, в среду 5-й седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в храме равноапостольного князя Владимира в посёлке Октябрьский (Зеленодольский район Республики Татарстан).