О том, что происходит с душой человека после смерти, мы знаем из опыта явления умерших живым людям. Душа по смерти первые два дня еще находится в местах своих земных радостей и горестей. После этого она проходит так называемые «мытарства», где становится ясным, к чему более расположена была она во время земной жизни: к праведности или греху. В результате этого самопознания душа соединяется или с добродетелью, или с греховными страстями, представая на сороковой день пред частным судом Божьим, на котором решается, где душе человека ожидать Всеобщего воскресения: в преддверии ада или рая.
В эти дни особенно важны церковные молитвы и поминовения, которые отражают важнейшие события, совершающиеся с душой христианина на пути в Вечность.
Святитель Иоанн Златоуст в слове о том, что не должно усиленно оплакивать умерших, говорит:
«Не напрасно мы творим память об умерших в Божественных Тайнах и приступаем с молитвой за них, но для того, чтобы отсюда получилось для них какое-нибудь утешение… Будем же им помогать и совершать память о них. Если сыновей Иова очищала жертва отца, то неужели сомневаешься, что бывает некоторое утешение умершим, когда мы делаем за них приношения? Богу привычно, чтобы благодарение приносилось и одними за других. Не устанем же помогать отошедшим и приносить за них совершенные молитвы.
Не тщетны бывают приношения за отшедших, не тщетны моления, не тщетны милостыни: все это установил Дух, желающий, чтобы мы друг другу приносили пользу. Смотри: он получает пользу через тебя, а ты получаешь через него.
Зная это, будем помышлять, какие бы мы могли доставить утешения усопшим: вместо слез, вместо рыданий — милостыни, молитвы, приношения, чтобы и они, и мы достигли обещанных благ».
Источник: Основы православной веры и церковной жизни в вопросах и ответах
/ Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
(протоиерей Александр Усатов, Д. А. Туголуков, А. В. Ракушин, В. М. Матвеев)