«В этот день явился Господь!»

1886
Фото

Праздник Богоявления Господня исторически праздновался в один день с Рождеством Христовым. Но со временем Святая Церковь стала совершать воспоминание события, которое произошло на реке Иордан, в отдельный день.

К сожалению, в дни празднования Богоявления люди больше задаются вопросами, связанными с освящением воды. Спрашивают: какая вода Крещенская, а какая Богоявленская? Это говорит о том, что произошла подмена понятий. Что нас связывает с праздником Богоявления? Вода? Вера? Вера во что?

Мы с вами верим в Пресвятую Троицу. Совершая сегодняшний праздник, мы молитвенно переживаем Богоявление. Сын Божий приходит на Иордан креститься от Иоанна, как это делали другие люди. Когда Иоанн вышел на проповедь, люди приходили к нему на Иордан, исповедовали своих грехи, и только после этого Иоанн их крестил — погружал в воду. Через погружение в воды реки Иордан грехи омывались видимым образом.

Господь Иисус Христос, придя на Иордан, также погружается в воду, и на Него видимым образом сходит Святой Дух в виде голубя. Присутствующие при этом люди слышат голос, который как гром среди ясного неба, возвещает: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Об этом мы сейчас слышали в Священном Писании. Так совершилось явление Святой Троицы. В этом явлении весь смысл праздника. А подменить понятия очень легко.

В Пасху мы думаем о куличах и яйцах, в Вербное воскресение — о вербе, в Крещение — о воде. Мы сосредотачиваемся на внешних атрибутах, а главного не хотим замечать. В этот день в первый раз в новозаветной истории совершилось явление Святой Троицы. А мы смысл праздника свели к воде.

Да, Святая Церковь дает нам великий дар — великую агиасму, которую мы освящаем лишь в эти святые дни — 18 и 19 января. Благоговейное потребление святой воды дает человеку возможность приобщиться благодати Святого Духа, но не заменяет участия в Таинствах Церкви.

Через Таинство Крещения человек входит в Церковь. Господь говорит: кто не родится от воды и Духа, не может быть наследником Царства Небесного. Но Крещение — лишь вход в Церковь, а не проездной, не пропуск в Царство Небесное. Чтобы стать наследниками Царства Божиего, мы должны много потрудиться.

Иоанн Предтеча, выходя на проповедь, говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Таинство Покаяния — еще одно Таинство Церкви. Через это Таинство Церковь дает нам возможность исправить свою жизнь. Иоанн Креститель призывает нас принести достойные плоды покаяния. Покаяние — это не одномоментный акт. Покаяться — не значит один раз прийти на Исповедь, в присутствии священника перечислить все плохое, что мы когда-то сделали, успокоиться и жить дальше. Приходя на Исповедь, мы признаем себя грешными людьми, мы приносим Богу свои прегрешения. Но покаяние — это длительный процесс, это действие, без которого также невозможно наследовать Царство Небесное.

И еще одно Таинство, без которого человек не может быть с Богом — Таинство Святого Причащения. Без приобщения Тела и Крови Христовых невозможно человеку существовать в этой жизни.

Великая агиасма, которую мы получаем в храме в праздник Крещения Господня, и артос, который раздробляется в Светлую субботу даются человеку, чтобы он их благоговейно принимал в дни, когда не может прийти на Божественную литургию. Но эти дары не могут заменить самого главного — Таинства Евхаристии, в котором человек соединяется со Христом. Господь говорит нам: «Кто не будет есть Тело Мое и пить Кровь Мою, не сможет наследовать жизнь вечную». Участие в Таинствах Церкви необходимо для нашего спасения.

Святой воды можно набрать. Это великий дар. Но это не должно быть нашей главной целью. Всегда надо стараться понимать суть — «шелуху очищать», чтобы оставалась сама суть того, что мы совершаем и празднуем». Не будем забывать, что за внешним есть самое главное. В этот день явился Господь. После Крещения в Иордане Христос выходит на общественное служение для спасения каждого человека, страдает за каждого из нас, приносит Себя в жертву, оставляет нам Свои Тело и Кровь, чтобы мы могли соединяться с Ним уже на этой земле.

Человек жил в раю, но отступил от Бога. Господь Сам приходит к человеку, вновь и вновь предлагает Себя для общения. А мы общение с Богом чаще всего затмеваем различными делами.

В сегодняшний день мы набираем святую воду, приносим её домой, окропляем свои жилища и благоговейно храним, чтобы потреблять в течение года. Можно с благоговением принимать Крещенскую воду каждый день. Но в воскресный день надо стараться быть в храме, причащаться Тела и Крови Христовых, перед этим принеся покаяние, к которому нас призывал пророк Божий, Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

Новости по теме

В праздник Крещения Господня митрополит Кирилл совершил Литургию в Богоявленском соборе Казани В праздник Крещения Господня митрополит Кирилл совершил Литургию в Богоявленском соборе Казани

19 января, в праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и епископ Гедеон (Харон) совершили Божественную литургию в Богоявленском соборе города Казани.

Крещенская вода и суеверия
Публикации 18 января 2024
Крещенская вода и суеверия

Крещенская вода — великая святыня, как и переводится, кстати, греческое слово «агиасма», обозначающее эту воду. И что нам делать с этой святыней? Зачем она нам дана?

В Крещенский сочельник митрополит Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в Никольском соборе Казани В Крещенский сочельник митрополит Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в Никольском соборе Казани

18 января, в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), митрополит Кирилл и епископ Гедеон совершили вечерню и Литургию святителя Василия Великого в Никольском кафедральном соборе Казани.

«Беседа со священником»: иерей Александр Ермолин — о празднике Крещения Господня
Онлайн-трансляции 17 января 2024
«Беседа со священником»: иерей Александр Ермолин — о празднике Крещения Господня

17 января на портале «Православие в Татарстане» состоится прямой эфир программы «Беседа со священником». Эфир проведет руководитель Миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин. Темой беседы станет праздник Крещения Господня.