«Для верующего человека естественно испросить Божиего благословления на наступающий год»

1729
Фото

Празднование Нового года не является религиозной традицией, но с другой стороны, мы знаем, что уже Священное Писание Ветхого Завета возводило начало новых лет и новых месяцев в часть традиций именно духовной жизни. Поэтому издавна Церковь старается своим участием и молитвой освятить празднование Нового года. В нашей русской традиции Новый год является, наверное, праздником по большей части семейным, когда люди собираются в кругу родных, близких, друзей. Какого-то универсального совета, как и что должно быть, наверное, нет. Не случайно церковное предание издавна выработало очень хороший и, наверное, универсальный принцип для ответа на многие подобные вопросы, принцип, который был озвучен целым рядом святых отцов: «В главном — единство; во второстепенном — свобода; и во всем — любовь». Именно свобода в таких второстепенных вещах должна оставаться для христианина, наверное, на первом месте, потому что Церковь никогда никого не тиранит, Церковь не дает строгих советов, как и что именно необходимо сделать.

Сегодняшняя традиция русской Церкви — праздновать Новый год — пожалуй, является интересной с точки зрения своего плюрализма. Очень отрадно, что Церковь сегодня дает возможность людям с разными запросами и интересами, действительно, найти себя в этом церковном праздновании Нового года. В одних храмах дается возможность участвовать во всенощном бдении, в ночной Литургии, причаститься святых тайн в эту новогоднюю ночь. В других храмах нет ночной Литургии, но есть ночной молебен, есть возможность на молитве с братьями и сестрами встретить наступление нового года. Есть храмы, в которых не совершается ночного богослужения на Новый год. Это тоже само по себе неплохо, то есть там людям дается возможность поучаствовать в службе с вечера, вечером принять участие в новогоднем молебне, а потом ночью собраться в кругу семьи, близких и родных людей за столом и скромно встретить наступление нового года.

Вопрос об обязательности участия в новогоднем молебне лежит именно в плоскости того, что Церковь не предписывает человеку каких-то строгих правил: именно так и никак иначе. Я думаю, что для верующего человека естественно при наступлении нового года испросить Божьего благословления на наступающий год, принести благодарность за все те милости, которые были нам явлены в прошлом году, чтобы участие в этой соборной молитве Церкви стало для нас молитвенным сопровождением вступления в новый год.

Что касается традиций застольного празднования, то, естественно, для христианина во всем важна умеренность. Нельзя сказать, что из-за того, что сейчас продолжается Рождественский пост, человек должен вообще отказаться от какого-то новогоднего застолья, проигнорировать этот день как праздник. Если есть семейная традиция: собираться с родными и близкими за столом, то не стоит ее отменять. Но проявление умеренности и сдержанности во всем является вполне допустимым и корректным.

На мой взгляд, если вся семья постится, то, наверное, можно найти какие-то способы встречи нового года с постными блюдами. Для людей много вопросов вызывает ситуация, когда в их компании оказываются невоцерковленные родственники и друзья, которые не постятся, особенно, когда этот человек оказывается не на правах хозяина, а на правах гостя. Здесь мы должны вспомнить о главном назначении поста — пост есть воздержание. Пост — это не какая-то диета, когда что-то можно, что-то нельзя. Мы должны помнить, что мы не фарисеи, что наш пост — это средство обуздания наших страстей, поэтому, когда человек оказывается за таким столом, он должен подумать и оценить, ответить про себя на вопросы своей духовной жизни: «Я сейчас съем скоромное, потому что меня мучает страсть, и я, видя этого, не могу удержаться? Или я могу от этого воздержаться, но разделю со всеми эту трапезу, чтобы никого не смущать, не огорчать, не обижать». Если человек понимает, что он вполне мог бы от этого воздержаться, но просто делает это из снисхождения к окружающим людям, дабы не показаться человеком гордым или презирающим окружающих, то я думаю, что это не будет являться каким-то строгим нарушением поста.

Новости по теме

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

Радость Великого поста
Публикации 19 марта 2024
Радость Великого поста

Есть в течение года удивительные дни, которые исполнены трудов, воздержания, порой скорбей, требующих терпения и мужества. Но в то же время они приносят удивительную, ни на что не похожую радость...

Великий пост — лестница к небу
Публикации 18 марта 2024
Великий пост — лестница к небу

Великий пост является великим не только по своей продолжительности, но и по значению. Это единственный пост, когда меняется не только наш стол, но и весь привычный богослужебный строй, даже «Господи, помилуй» поют особым, великопостным распевом.

Хорошо, что я не фарисей…
Публикации 25 февраля 2024
Хорошо, что я не фарисей…

Для чего читается в храме перед Великим постом притча о мытаре и фарисее? Для того ли, чтоб нам удивиться безумным словам фарисея и… сказать себе (пусть и мысленно): «хорошо, что я не такой, как этот фарисей!»