Почему смерть Божией Матери является для нас праздником?

3051
Фото

Совсем недавно, братья и сестры, мы вспоминали Преображение Господне, этот праздник преображенной природы и освящения всего творения. А сегодня день Успения Пресвятой Богородицы открывает нам плоды освящения человека, плоды причастия человеческой природы Божественной благодати.

Успение — это день воспоминания смерти. Как же можно праздновать смерть? Почему же смерть Божией Матери является для нас праздником? В этом-то и суть христианства, что смерть перестает быть трагедией. Воскресением Христа смерть стала временным переходным состоянием, необходимым для преображения телесного состава человека. Поэтому слово «смерть» и не употребляется в церковном обиходе.

Смерти нет — есть успение или преставление. Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский — преставление — это лишь изменение места: человек «переставился», т. е. душа его заняла место в ином мире, в иной форме бытия. И каждый из нас однажды уже пережил подобный переход, когда в муках рождения покидал утробу матери. Страдает и трепещет плоть младенца перед неизвестностью грядущей жизни. Так же страдает и трепещет душа, покидающая уютное лоно своего тела. Разлучение души от тела происходит так же таинственно и непостижимо, как и соединение их в утробе матери.

«Смерть грешников люта» (Пс. 33, 22), — говорит Священное Писание и после мучительного разделения души и тела следует еще более мучительное пребывание души во аде.

Смерть праведников бывает подобна сладкому сну. Но и из них многие до самой кончины не бывают уверены в своем спасении, тела же их, неизмненно, остаются ожидать всеобщего воскресения.

Богородица же сподобилась телесного воскресения еще в нынешнем веке. За Ее пречистой душой пришел, по церковному преданию, сам Спаситель и вознес ее на небо. Поэтому день Успения Божией Матери называют еще малой, или Богородичной Пасхой. И в этом прославленном событии — великая вера всего человечества в то, что смерть не означает конца жизни, в этом знак бессмертия человека, знак Божественного всемогущества.

Божия Матерь, как и все люди, находилась под действием первородного греха. Однако, грех не смог осуществиться в Ее личности: наследие греха было не властно над Ее праведной волей. Она не имела никаких личных грехов. Она осталась чистой от всякого соблазна. Она — вершина святости, когда либо достигнутая тварным существом.

Умерши естественным образом, как и все люди, Богородица не осталась во власти смерти и была, прежде всеобщего воскресения воскрешена и вознесена силою Божественного Своего Сына. По слову святителя Иннокентия Херсонского, Ее величие есть «действие не естества Матери, а благодати Сына».

Плоть Богоматери, уподобившись плоти Воскресшего Господа, уже пережила то изменение из тления в нетление, которое ожидает остальных людей лишь после общего Воскресения. Это и есть воссоздание падшего человеческого естества — цель и плод пришествия в мир Сына Божия, Его страданий, смерти и Воскресения.

Матерь Божия — это самый драгоценный и совершенный плод, который принес Господу спасенный род человеческий. В Ней первой и единственной совершилась полнота обожения. Она уже вошла за завесу 8-го дня, в Церковь будущего века. И эта полнота освящения ставит Ее по ту сторону смерти, Воскресения и Страшного Суда. Поэтому не удержали Преблагословенную гроб и умерщвление, как слышим мы в песнопениях праздника.

С воскрешением и вознесением Богоматери мир завершен в своем творении, цель мира достигнута; по словам В. Лосского, «эта конечная слава Матери Божией, εσχατον, осуществленный в тварном существе еще прежде конца мира». «Богоматерь есть уже этот прославленный мир, который обожен и открыт приятию Божества. Она — человек и творение — сидит на небесах с Сыном Своим, сидящим одесную Отца».

В Ее примере — залог и нашего воскресения и воссоздания. И воспоминая сегодня Успение Богородицы нам необходимо серьезно задуматься и о своем успении. Каждый из нас без исключения, однажды появившись на этом свете, должен непременно покинуть его. И в этом законе Божьем нет исключений.

Непрочна и суетна наша жизнь на земле. Ясное и радостное течение ее часто омрачается неожиданными житейскими скорбями и несчастьями. Время жизни неудержимо и скоротечно. И грустно бывает человеку, когда видит непрочность и непостоянство земных благ. А где же искать утешения, как не в твердой надежде, что настоящая жизнь не оканчивается смертью, что мы должны ждать новой, будущей вечной жизни?

Мысль о переходе в вечность должна, казалось бы, больше всего занимать нас. Но как это не парадоксально, современный человек меньше всего хочет задумываться над вопросом смерти. Как писал наш современник — Архиепископ Иоанн Шаховский: «Оглушенные суетой люди уже не способны думать об истинах великих и вечных, для постижения которых нужна хотя бы минута божественного молчания в сердце, хотя бы мгновение святой тишины».

Современная псевдокультура игнорирует смерть. Она рисует иной образ жизни — через рекламу, через насаждение ложных ценностей, которые уводят взгляд человека от смерти. Делается все для того, чтобы ограничить соприкосновение людей с мертвым телом. Люди прощаются перед закрытым гробом, и чаще всего в могилу гроб опускается уже тогда, когда люди покинут кладбище. Этому же служит и распространяющийся обычай кремации и у человека не происходит реального соприкосновения с моментом погребения. Кроме того, смерть превращается в шоу, в зрелище. Мы видим огромное количество смертей каждый день по телевидению, во множестве фильмов смерть является лишь частью интриги, и чаще всего с насильственной смертью связана победа главного героя.

Отрицание будущей загробной жизни совершенно обессмысливает земную жизнь, тогда она «дар напрасный, дар случайный», как писал Пушкин в трудные минуты жизни. Тогда нет основания для нравственной жизни. Тогда «…все дозволено», — как говорил Достоевский.

И именно через праздник Успения Пресвятой Богородицы, через опыт Церкви открывается нам истина о том, что смерть — это не безумный, лишенный всякого смысла конец жизни, а ее заключительный аккорд, переход в жизнь иную…

Такой взгляд на жизнь и на смерть означает величайшую силу человеческой личности, перед которой нет преград, которая не боится ничего.

Именно на таком отношении к жизни и смерти и основываются подлинный подвиг, способность жизнь свою положить за другого. В рамках безбожного мировоззрения невозможно оправдать ни героизма, ни подвига, ни самопожертвования. Разве будет полагать жизнь за другого тот, кто привязан к этой мишуре современной потребительской жизни. Зачем ему рисковать, зачем ему жизнь свою отдавать за другого, если главная ценность здесь и только здесь, зачем ему жертвовать самым дорогим?!

Священное Писание говорит: «Всяк человек ложь», «Нет человека, который бы жил и не согрешил». Все мы много согрешаем. И смерть — это предел земной жизни, в течение которой человек может еще исправиться. Поэтому сегодня, вспоминая Успение Божией матери, вспомним ее единственную заповедь донесенную до нас в Новом Завете, те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: «Что бы ни сказал Христос — то исполните...». Эту заповедь Она оставляет каждому из нас: вслушайся в слово Христово, исполни его, и тогда все земное станет небесным, вечным, преображенным...

Новости по теме

Следуй за Богородицей!
Публикации 4 декабря 2023
Следуй за Богородицей!

Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы — один из двенадцати самых главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви.

Как быть достойными Покрова Царицы Небесной
Публикации 14 октября 2023
Как быть достойными Покрова Царицы Небесной

Праздник Покрова Божией Матери имеет особую историю в нашей стране, ведь именно в России столь торжественно вспоминают этот день, посвящённый событию, произошедшему в Византии много сотен лет назад.

Первая Ходатаица
Публикации 13 октября 2023
Первая Ходатаица

Утром все, как у всех. Быстрый подъем, завтрак… куртка, обувь, ключи, дверь. И вот — впереди новый день, полный своих забот и тревог. А у кого их нет?

Митрополит Кирилл совершил в Казанском соборе утреню с чином погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы Митрополит Кирилл совершил в Казанском соборе утреню с чином погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы

Вечером 28 августа 2023 года митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил утреню с чином погребения Пресвятой Богородицы в соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.