Публикации

Работа воскресной школы в условиях «нового времени»

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Оксана ТКАЧЕНКО
Работа воскресной школы в условиях «нового времени»

Выступление директора воскресной учебно-воспитательной группы «Воскресение», действующей при храме праведного Иоанна Кронштадтского в районном поселке Мокроус Федоровского района Саратовской области Оксаны Ткаченко. Доклад представлен в ходе видеоконференции «Новые подходы к просвещению и дистанционные методы преподавания в воскресных школах» в рамках V Съезда православных педагогов Татарстанской митрополии.

Наверное, многие из нас, будучи не только педагогами, но и в первую очередь родителями, задавались вопросом о том, как нужно правильно воспитывать своих детей в новых условиях — в непростое «новое время».

Характеризуя сегодняшнее время, можно выделить несколько основных его черт:

— «постсоветское» время, когда у основой массы населения утрачен навыки церковной жизни и христианского воспитания детей;

— время, когда искажены и утрачены основные нравственные ценности;

— это время воспитания и взросления детей поколения «Альфа» — детей, которые рождены после 2010 года, и которым в будущем придется конкурировать с искусственным интеллектом, поэтому приоритетным для них будет развитие эмоционального интеллекта (El), недоступного машинам; которые активно используют социальные сети, не разделяют реальный и виртуальный миры и создают совершенно новый тип контента. Они нацелены на достижение краткосрочных целей, необыкновенно многозадачны, не могут долго концентрироваться на чем-то одном. Их мышление отличается от нашего: им важно не знать имена и даты, а понимать, где искать нужную информацию, как ее классифицировать и использовать; крайне важна свобода выбора и персонализация.

 — время ограничений, связанных с распространением COVID-19, в том числе и перехода на дистанционное обучение.

В воскресной учебно-воспитательной группе «Воскресение» при храме святого праведного Иоанна Кронштадтского р.п. Мокроус Федоровского района Саратовской области, учитывая особенности сегодняшнего времени, были внесены коррективы и в воспитательный процесс.

Более ярким примером этому является работа с детьми дошкольного, младшего и старшего школьного возраста.

Наблюдая за детьми, мы с педагогами были поражены тем, что многие дети, совершая порой неприглядные поступки и говоря грубые слова, искренне удивляются, когда им говорят, что такое поведение недопустимо. Другими словами, дети не понимают и не осознают, что их поступки и слова являются отклонением от нормы, то есть не соответствующими нравственным норме, образу, идеалу.

Объяснение этого парадокса нашли в книге Николая Евграфовича Пестова «Практика современного благочестия», где он указывает, что познание (осознание) болезненности, ненормальности, т. е. отклонения от нормы, от идеала может иметь место лишь тогда, когда налицо будет эта норма, этот идеал.

Подтверждением этого вывода, на мой взгляд, является существование в русском языке слова «безобразный», то есть не имеющий образа, которое мы все чаще в последнее время употребляем, говоря о «безнравственных» людях, поступках, событиях.

В своё время святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что «общество растлено от недостатка воспитания христианского». Николай Пестов также утверждает, что необходимый идеал или образ мы можем найти лишь в Православии.

Руководствуясь словами отца Иоанна Кронштадтского о том, что «без Христа суетно всё образование», исходя из сложившейся на сегодняшний день ситуации в обществе, на основе опыта проведения занятий в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) р.п. Мокроус Федоровского района Саратовской области на протяжении 2015-2019 годов педагогами воскресной учебно-воспитательной группы «Воскресение» храма праведного Иоанна Кронштадтского р.п. Мокроус Федоровского благочиния Покровской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в соотвествии с заключенными с ДОУ соглашениями о сотрудничестве, была разработана трехлетняя программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Дорогою добра: первые шаги».

Цель программы — последовательно, доступно и понятно познакомить детей с христианскими добродетелями, являющимися общечеловеческими нравственными ценностями, нормами, тем образом, о котором шла речь выше, а также основами Православной веры, что в свою очередь будет способствовать сохранению их духовно-нравственного здоровья.

Программа разработана в соответствии с норматиными документами, регламентирущими деятельность светских образовательных учреждений и воскресных школ. Поэтому реализация программы возможна не только в светских дошкольных образовательных учреждениях (как педагогами дошкольных образовательных учтреждений, так и представителями прихода храма (воскресной школы), имеющими педагогическое образование (в случае заключения соглашения о взимодействии между дошкольным образовательным учреждением и приходом храма), но и в воскресных школах, при наличии групп воспитанников дошкольного возраста.

При составлении данной программы учитывались возрастные особенности детей дошкольного возраста 4-7 лет, использовались педагогические идеи святых отцов и пастырей Русской Православной Церкви святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Феофана Затворника, протопресвитера Александра Желобовского, русского поэта Михаила Хераскова, книги «Закон Божий для самых маленьких» Софьи Куломзиной, «Оглядываясь на Заповеди» Людмилы Суровой и «Сказки Ангела» Ирины Глазуновой.

Программа может быть реализована с использованием разработанного педагогом воскресной учебно-воспитательной группы «Воскресение» храма святого праведного Иоанна Кронштадтского р.п. Мокроус Саратовской области учебно-методического комплекта к программе, а также учебно-методических комплектов «Добрый мир» Людмилы Шевченко, «Добротонравие» Алины Крюковой, Галины Алексеевой и Нины Синусовой.

Программа построена по возрастному принципу. В ней выделены 3 раздела.

Первый раздел программы «Что такое хорошо и что такое плохо?» для детей 4-5 лет формирует представления о добре и зле на основе знакомых детям понятий, а также ярких, запоминающихся образов сказочных героев, отрывков из мультфильмов и сказок. При изучении данного раздела дети знакомятся с последствиями хороших и плохих поступков, учатся обосновывать свой нравственный выбор, получают первоначальные представления о понятиях «совесть», «грех» и «добродетель».

Второй раздел «Добролюбие» для детей 5-6 лет углубляет знания детей о понятиях «добродетель», «совесть», «грех», помогает привить детям любовь к добрым поступкам, следованию и исполнению добродетелей. В этом разделе дети знакомятся с основными христианскими добродетелями, изучение которых строиться на поэтических произведениях классической русской литературы. Речь ребенка при этом обогащается новыми словами.

Третий раздел программы «Сказки Ангела или как Бог дал людям закон» для детей 6-7 лет, на основе уже имеющихся знаний у детей о добре и зле, грехе и добродетели, совести и ее роли в жизни человека, причинно-следственных связей между поведением человека (добром или злым) и событиями в его жизни, формирует понимание места и роли Бога в жизни человека. В данном разделе происходит изучение Заповедей Божиих, формируется понимание необходимости следования им; рассматриваются различные жизненные ситуации через призму общечеловеческих нравственных норм, Заповедей Божиих.

Особенностью программы является ее модульность: на каждую тему отводится одно занятие, которое является логически законченным и может быть использовано как самостоятельное занятие по заявленной теме в отрыве от всей программы. Каждый раздел решает поставленные перед ним задачи и в связи с этим может также изучаться как отдельный курс. Вместе с этим все темы (как в каждом из разделов, так и в целом программы) связаны между собой: на протяжении всего периода изучения программы рассматриваются понятия «хорошо», «плохо», «грех», «добродетель»; формируется стойкое неприятие зла, греха; воспитывается уважение к нравственным нормам христианской морали.

В связи с тем, что разделы имеют логически законченный смысл, задачи и ожидаемые результаты разработаны для каждого из разделов программы. Все разделы завершаются итоговым (обобщающим полученные в разделе знания) занятием.

Для облегчения процесса запоминания нового материала, в учебно-методическом комплекте к программе, разработанном педагогами ВУВГ «Воскресение» на протяжении всех трех разделов используются приемы мнемотехники, так называемые «маячки» — опорные слова, образы, музыкальные заставки. Методы изучения материала, используемые на занятиях, направлены на формирование соответствующего практического опыта, а также на то, чтобы поступок, соответствующий моральной норме, становился бы для ребенка личностно значимым.

Решению задач программы способствует организация процесса обучения на основе личностно ориентированной модели, так как на занятиях налаживается тесная взаимосвязь детей с педагогом, допускающим и учитывающим наличие у дошкольников собственных суждений. Занятия строятся в форме диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений. Программа, методическое пособие и медиа-материал к первому разделу программы размещены на официальном сайте Покровского епархиального образовательного центра в разделе «Методическая копилка» и на официальном сайте Благотворительного фонда «Иоанновская семья».

Использование медиаресурсов и особенностей программы позволяет ее использовать и в новых условиях — посредством программы ZOOM организовываются видеоконференции с детскими садами. Педагоги воскресной школы, имея «под рукой» презентации с гиперссылками, отрывками из мультфильмов, яркие картинки, музыкальные видеоролики на стихи русских классиков, могут вести занятия в прежнем режиме, наблюдать за ответами и реакцией детей. Кроме того, программа может быть реализована в светских и православных дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и воскресных школах, имеющих воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста.

Для старших школьников наиболее результативным стало использование кинопедагогики — педагогического движения, в котором кино рассматривается как инструмент воспитания и образования, методический материал для реализации образовательной деятельности, а грамотное педагогическое применение кино — как универсальный способ познания социальных, культурных, научных явлений детьми дошкольного, школьного возраста, молодежью.

Начало этому в нашей школе положило создание «Киноклуба», на котором дети смотрели православные фильмы, мультфильмы, обсуждали их не только с педагогами, но и со священником — настоятелем нашего храма протоиереем Евгением Клементьевым. В процессе возникла идея с таким опытом выйти в светские учебные заведения. Поначалу дети стеснялись вступать в обсуждение тех вопросов, которые поднимались в просмотренных ими короткометражных фильмах, но со временем прониклись доверием и стали активно высказывать свою точку зрения на просмотренный видеоматериал, задавать вопросы. Для организации занятий можно использовать онлайн-кинотеатр «Zeroplus.tv» — платформу для детей, родителей и педагогов, представляющую собой пополняющуюся коллекцию кино и анимации познавательной и воспитательной направленности. Коллекция структурирована по виду, жанру, возрасту и тематике (сайт: zeroplus.tv).

При реализации совместного проекта с среднеобразовательной школой им. З.К. Пряхиной р.п. Мокроус возникла идея самим снять фильм. В результате большой проделанной работы получился фильм «Храм моего поселка». После этого воспитанники нашей школы сняли еще несколько фильмов «Что такое Любовь», «Мама, милая Мама», «Дорогою добра».

Процесс сьемки фильмов позволяет объединять детей, причем разных возрастов, сформировать через кинематограф мировоззрение, основанное на общечеловеческих ценностях, развивать аналитическое, критическое и образное мышления, познавать этот мир через объектив кинокамеры, где как в приеме гротеска видны сочетания неожиданных, резких контрастов, противоположности разных сторон сегодняшней жизни. И, конечно же, педагоги школы при этом стараются подсказать и направить личность ребенка на принятие позитивного, нравственного опыта. В условиях ограничительных мер, связанных с распространением COVID-19, эта работа продолжается — ребята просматривают фильмы и обсуждают их в созданной ими группе в социальной сети «ВКонтакте», делятся своими впечатлениями, задают вопросы педагогам и священнику. Съемка фильмов претерпела незначительные изменения, так как большую часть работы ребята делают самостоятельно, осваивая и приобретая новый опыт. Сейчас трое воспитанников подали заявки на онлайн-обучение в Школу юных кинематографистов. Таким образом, надеемся на получение новых знаний и открытие новых перспектив для развития и воспитание наших детей.

Мне кажется, что, используя педагогический опыт святых отцов, мы должны, по слову святителя Феофана Затворника, «предзанять души детей от всего чуждого и пагубного», используя современные педагогические инструменты и учитывая особенности нашего «нового времени». Ведь только посредством христианского воспитания родители и педагоги смогут показать детям тот идеал или норму, к которой они должны стремиться.

Поэтому эпиграфом работы нашей школы в условиях «нового времени» можно считать слова святого Паисия Святогорца: «Если дерево пропитано олифой, оно не гниет. Если немножко «пропитать» детей благоговением, страхом Божиим, то это будет помогать им всю жизнь. Если человек получил духовную помощь в детстве, то он снова придет в себя, даже сбившись с пути».

Теги:
Съезд православных педагогов Татарстанской митрополии
религиозное образование
воскресные школы
доклады

Все публикации