Публикации

Проповедь митрополита Феофана в Неделю 15-ю по Пятидесятнице в Покровском храме в Большом Афанасово

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
митрополит ФЕОФАН
Проповедь митрополита Феофана в Неделю 15-ю по Пятидесятнице в Покровском храме в Большом Афанасово

20 сентября 2020 года, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы посёлка Большое Афанасово (город Нижнекамск, Покровское благочиние Чистопольской епархии). После чтения Евангельского зачала (Мф. 22:35-46) архипастырь произнёс проповедь.

В сегодняшнем евангельском чтении Господь говорит нам о наибольшей заповеди в законе: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:36-40).

Как исполнить главную заповедь? Этот вопрос стоит перед каждым из нас. Наверное, у вас готов ответ: «Мы в храм пришли, владыка, мы делаем добрые дела. Неужели мы не любим Господа Бога? Мы любим». Это хорошо, что вы ходите в храм, творите добрые дела. Но большая проблема в том, что мы живём некими скачками — то вправо, то влево, то к Богу, то от Него. Опять ко мне вопрос: «Как Вы такое говорите?» А очень просто. Возьми каждый и открой книгу своей жизни, книгу своего бытия. И пусть свидетель будет самый лучший и нелицеприятный — голос совести.

К великому сожалению, часто мы ведём себя как люди, далёкие от веры. Мы можем поститься и одновременно ненавидеть друг друга. Мы говорим о Боге и совершаем порой немыслимые грехи, они стали почти что нормой. Блуд считается явлением нормальным.

Мне приходится беседовать с разными людьми, в том числе, верующими. И когда спрашиваешь, как живут их взрослые дети — в браке, венчаны ли — порой слышишь: «Сейчас это необязательно. Живут по договорённости, если вдруг не понравится — разойдутся». Спрашиваю, а как к этому относитесь вы — мать или отец? И слышу страшный ответ: «Сейчас так все живут». Для нас, верующих, это страшный ответ! Что происходит? Беззаконие мы возводим в норму жизни. Нередко это становится не просто терпимым, но кажется нормальным. Это свидетельствует о глубочайшем падении нравов в целом. Мы, люди старшего поколения, помним времена, когда так жить было стыдно.

Я родился в деревне, в многодетной семье. У нас если парень и девушка начинали встречаться, все в один голос говорили им: женитесь! И если они долго не женились, то позор ложился и на девушку, и на парня. А сейчас всё, стёрся этот стыд, мы не ощущаем тяжести этого греха. Но зато мы предъявляем Богу претензии: «Что творишь Ты с нами, Господь? То какие-то пожары, выбросы, катаклизмы, то болезни — поветрие в виде коронавируса, что даже Пасху Христову мы вынуждены были служить при закрытых дверях. Что Ты, Господи, делаешь с нами?»

К кому, к Богу эти претензии? А может, нам предъявить их самим себе? Может быть, мы уже живём, как в древних городах Содом и Гоморра? Нам только болезни посланы, а те города вовсе были стёрты с лица земли. А сейчас разве мы не слышим об угрозе, что мы стоим на пороге ядерной войны? Да, это силы зла через человеческие руки, но и попущение Божие всем за наши беззакония.

Посмотрите: где мы сегодня, люди верующие? Где Русь православная? Конечно, радостно, что сегодня в храме многолюдно. Возможно, это потому, что митрополит служит. Но разве в Нижнекамске столько людей верующих? Я всегда привожу в пример мусульман, поскольку мы живём бок о бок. Пойдите в мечети в любую пятницу и, без сомнения, вы увидите там людей гораздо больше, мужчин и молодёжи. Где ты, брат-славянин? Почему тебя нет в храме? Забыли Бога, заблудились. А где наши дети? Поднимите руки те, у кого в семье больше трех детей. Шесть человек. А поднимите руки те, у кого шестеро детей. Один человек. А вот в мусульманских семьях трое детей — это почти что обязательство. Ничего не надо, нас никуда не надо выселять, мы сами стираем себя с лица земли, нашей земли, которая полита кровью наших предков.

Часто можно услышать: «Да зачем нищету плодить?» Я вырос в послевоенные годы на Курской земле, когда были не только холод и голод, но когда всё было разбито и разрушено. Войну все перенесли, вся страна. Но одно дело — за Волгой, где не было бомбёжек и тотального уничтожения, а другое дело — там, где как на Курской дуге были страшные бои. Какая там инфраструктура? Почти все хаты были сожжены, но как правило у всех было по пять и по шесть детей. Нищета? Да нет. Трудновато, но жили, растили детей. Все выросли, все устроились. А сейчас — непонятное стремление к комфорту, который практически разъедает душу. Конечно, нужен дом, нужна одежда. Но безусловно важнее всего этого для семьи — дети.

Семья, в которой нет детей по вольной воле, это не семья. Тем более, если детей нет по страшной причине абортов. С одной стороны, мы говорим об улучшении демографии, а с другой — совершаются миллионы абортов в год. Звери не поступают с потомством так, не убивают своих детей в утробе. И виноваты не только женщины, но и мужчины, ведь как правило, это общее решение.

Никуда не уйдём без Бога. Нельзя на словах лишь исполнять Его заповеди, а при этом убивать детей во чреве, жить в блуде и разврате — и иногда ставить свечки. Бог требует полноты человеческого сердца. Часто видим, стоя на пороге совершения какого-то греха, как Бог посылает мысль: остановись! И говорит Господь: «Се, стою у дверей сердца твоего. И к тому, кто откроет своё сердце для Меня, Я войду».

Обращаюсь к вам, собравшимся в этом храме. Надеюсь на то, что вы — активные православные верующие. В Нижнекамске не хватает храмов. Надо объединяться, как когда-то в моей деревне это было — построили вместе один дом, потом другой… Здесь стоит этот храм, но надо прикладывать все силы, чтобы построить ещё один. И так постепенно построим в различных местах храмы — и этот не опустеет, и там люди будут. Это опыт показывает. Вначале вроде бы трудно, а как построим, начнёт действовать — начинают и люди подтягиваться. Приведу такой пример. В тёмную ночь горит где-то огонёк, вроде немного освещает. А если поставить во многих местах источники света, то уже в небе над городом мы видим зарево. Так и храмы, которые будут по всей земле нижнекамской — те столпы божественного света, которые озарят не одно место, но весь город. Это очень важно для всех нас.

Любите Бога не только на словах, но через исполнение Его норм и заповедей. Не будем неразумными. Наше неразумие иногда в том, что мы готовы класть поклоны, поститься — и тут же пойти на безбожные дела. Река тогда полноводна, когда постоянно подпитывается источниками. Как только перестает бить источник, река пересыхает. Так и жизнь христианина — если равномерно течёт, исполняются заповеди Господни, то наша душа постепенно преображается и мир освещается. Все угрозы — и ковидные, и ядерные, и экономические — все они будут уходить. Там, где возрождается вера, там всё становится на свои места и, самое главное, уходит страх. Ведь там, где Господь, страха нет. Аминь.

Теги:
Митрополит Феофан
слово митрополита Феофана
духовная жизнь
проповеди
Большое Афанасово
Нижнекамск
Нижнекамское благочиние
Покровское благочиние

Все публикации