Публикации

«По пути преподобного Гавриила Седмиезерного и его почитания»

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Любовь ПИЩИКОВА
«По пути преподобного Гавриила Седмиезерного и его почитания»

Об авторе: доктор медицинских наук, психиатр,  президент Благотворительного фонда медико-социальной, правовой и духовной помощи гражданам старшего поколения «Геронтологическая защита» имени прп. Гавриила Седмиезерного (Зырянова).

Жизнь старца Гавриила (Зырянова) — исключительное явление в русской духовной жизни. Путь его был тернистым, сопровождался множеством искушений. Постоянными спутниками преподобного были непонимание, клевета, предательство со стороны братии, тяжкие болезни и непрестанная бесовская брань. В течение жизни он подвизался в шести монастырях (Оптина пустынь, Высоко-Петровский монастырь, Богоявленский монастырь, Раифский монастырь, Седмиезерная Богородичная пустынь, Cпасо-Елеазаровский монастырь), из четырех был изгнан. Воспитал большое число духовных чад, многие из которых причислены ныне к лику святых. Святые мощи преподобного пребывают в Седмиезерной Богородичной пустыни близ Казани, от них, по молитвам к старцу, совершаются чудеса исцелений и преображения человеческих душ. Был прославлен в лике местночтимых святых Казанской епархии как преподобный Гавриил Седмиезерный в 1996 году. С именем Гавриил Спасо-Елеазаровский входит в сонм Спасо-Елеазаровских святых Псковской епархии. Нравственное значение его духовного облика и жизненного пути в высочайшей степени актуально для нас, современников.

Иноческий путь его начался в 1864 году в Оптиной пустыни под духовным окормлением преподобного Амвросия. Там он приступил к серьёзной работе над собой. Воспитывал в себе добродетели, с душевным подъёмом исполнял тяжелые послушания, переносил болезни, неудобства. Приучался к совершенному отсечению своей воли (послушанию) — во всем советовался со старцем, понуждал себя к покорению братии. Упражнялся в терпении, жил евангельской самоотверженностью. Горя желанием богоугодной жизни, он определил для себя аскетический идеал, который пронёс через всю жизнь и привил своим ученикам.

«Кто как, а я взял себе, что полегче», — впоследствии скромно говаривал батюшка. «Кому пост, кому молитва, кому затвор по душе: а я облюбовал себе вот это — любовь».

С 1874 года он подвизается в Высоко-Петровском монастыре. С 1882 года — в Седмиезерной Богородичной пустыни, где проводит 25 лет, в 48 лет постригается в схиму и на одре смертельной болезни в течение 5 лет преображается в великого старца. Именно там он начинает искать ещё более тесного соприкосновения с Богом: «Как бы приобрести в душу такую энергию, которая бы двигала и направляла все силы и помыслы к одному Богу, и в чем эта сила — в вере? в надежде? Думаю, энергия эта заключается в любви, которою все движется. Необходимо иметь любовь, и зло упразднится!»

Во время тяжёлой болезни терпением и смирением он стяжал благодатный дар любви. «Чем более я страдал, тем легче себя чувствовал. Здесь-то мне, убогому, и открылась в необъятной полноте любовь Божия к миру… Эта любовь заговорила внутри моего существа с такой силой к Господу, что я не чувствовал и своих страданий». Любовь к Богу стала сопровождать старца всю жизнь, тепло и свет этой любви привлекали к нему сердца и мятущиеся души людей.

В казанский период служения преподобного совершенно особые отношения складываются у него со студентами и преподавателями Казанской Духовной Академии (КазДА), для многих он становится духовным отцом и наставником. Это происходит в пору ректорства епископа Антония (Храповицкого). Старец Гавриил исповедовал студентов перед пострижением в монашество и часто становился их восприемником. По свидетельству Н. Ю. Суховой: «В Казанской (духовной академии) 15 лет не постригали без благословения схиархимандрита Гавриила (Зырянова), а после его кончины сносились по этим вопросам со старцами Оптиной пустыни».

Несмотря на доброту и простоту в общении, веселость и открытость, старец сохранял в своём сердце и прививал ученикам чрезвычайно высокие понятия о монашестве: «Смотрите, — шутил он, — чтобы у меня от вас за версту монахом пахло!» Аскетические принципы, которыми руководствовался он сам и которые отразились на его пастырстве, были основаны на добродетели любви. Поэтому и духовничество старца Гавриила было пропитано любовью к людям, особой теплотой, милосердием, состраданием.

Среди духовных чад старца: сщмч. Анатолий (Грисюк), митр. Одесский; сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский и Шацкий; сщмч. Герман (Ряшенцев), архиеп. Вязниковский; сщмч. Василий (Богоявленский), архиеп. Черниговский и Нежинский; сщмч. Петр (Зверев), архиеп. Воронежский; сщмч. Гурий (Степанов), архиеп. Суздальский; сщмч. Амфилохий (Скворцов), архиеп. Красноярский и Енисейский; сщмч. Иоасаф (Удалов), еп. Чистопольский; сщмч. Ефрем (Кузнецов), еп. Селенгинский; сщмч. Симон (Шлеев), еп. Уфимский; сщмч. Мефодий (Красноперов), еп. Петропавловский; сщмч. Алексей (Воробьев), протоиерей; свт. Иона (Покровский), еп. Ханькоуский; прмч. Игнатий (Лебедев), схиархимандрит; прмч. Серафим (Щелоков), архимандрит; прмч. Тихон (Бузов), архимандрит; прмц. Великая княгиня Елисавета Федоровна; митр. Харбинский и Маньчжурский Мелетий (Заборовский), епископ Русской Православной Церкви; архиеп. Волоколамский Феодор (Поздеевский); архиеп. Астраханский Иннокентий (Ястребов); архиеп. Суздальский Гурий (Степанов); архиеп. Вологодский и Тотемский Стефан (Знамировский); архиеп. Уфимский и Давлекановский Иоанн (Поярков); архиеп. Шадринский Евсевий (Рождественский); архиеп. Саратовский и Петровский Афанасий (Малинин); архиеп. Сан-Францисский и Западно-Американский Тихон (Троицкий); архиеп. Ижевский и Удмуртский Ювеналий (Килин); еп. Приморский и Владивостокский Варсонофий (Лузин); еп. Ижевский и Воткинский Николай (Ипатов); еп. Печерский Варнава (Беляев); архим. Симеон (Холмогоров) и многие другие.

Событием эпохального значения в Российской Православной Церкви стал состоявшийся в 1917–1918 гг. Поместный Собор, упразднивший синодальную систему церковного управления и восстановивший патриаршество. В его работе приняли участие сподвижник и сомолитвенник преподобного Гавриила архиепископ Антоний (Храповицкий), ставший кандидатом в Патриархи, а также 10 духовных чад преподобного: Анатолий (Грисюк), митр. Одесский; Иоанн (Поярков), архиеп. Уфимский и Давлекановский; Василий (Богоявленский), архиеп. Черниговский и Нежинский; Иувеналий (Масловский), еп. Тульский и Белёвский (будущий архиепископ Рязанский и Шацкий); Феодор (Поздеевский), еп. Волоколамский (будущий архиепископ Волоколамский); Николай (Ипатов), еп. Златоустовский; Ефрем (Кузнецов), еп. Селенгинский; Гурий (Степанов), архимандрит; Шлеев Симеон Иванович, протоиерей (будущий епископ Уфимский и Стерлитамакский Симон); Знамировский Николай Иванович (будущий архиепископ Вологодский).

Расцвет старческой деятельности преподобного Гавриила пришёлся на время его пребывания в Спасо-Елеазаровской обители. Старец не знал ни социальных, ни иных различий, в день он принимал до 150 и более человек, каждому посетителю было открыто его сердце, полное любви, сострадания, желания помочь и утешить.

Если кому-то случалось заболеть, отец Гавриил весь делался внимательным, заботливым, глаза его смотрели удивительно нежно. Он постоянно приходил в комнату, где лежал больной, и легонько касаясь его лба или лица, ласково спрашивал: «А головонька-то болит, батенька?.. Не нужно ли чего? Не хочется ли попить, поесть, перевернуться, потеплее укрыться?» Сам приносил лекарство, копошился в гомеопатическом лечебнике и выискивал способы помочь. Если больной не выздоравливал вскоре, он начинал усиленно молиться, давая при этом обеты. Этими обетами он сжимал себя ужасно.

Самыми удивительными были чудеса исцелений, совершенных отцом Гавриилом. Врачевалось не столько тело, сколько душа. Более всего батюшка помогал нервно расстроенным, близким к отчаянию и сумасшествию. «Иногда Старец больным головой приказывал подойти к нему непременно первыми после его служения и приобщения. И когда они подходили, он, показывая им свои руки, с каким-то особенным чувством говорил: — Вот эти руки сейчас держали Содержащего всяческая, — и при этих словах крепко обнимал голову больного, мягко сжимал ее, затем трижды благословлял: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Духовные чада старца — архиереи в годы гонений самоотверженно несли свой крестный подвиг, претерпевая аресты, тюрьмы, лагеря, ссылки, гонения. Сохранили чистоту Православной веры, не примкнули к обновленческим группировкам, не шли на компромиссы, служили примером и поддержкой православному священству, хранили паству, проповедовали, учили, находясь на кафедрах и в ссылках. Молитвы духовного отца помогали им выстоять, мужественно неся крест служения и принимая мученическую кончину. Последуя своему духовному отцу, они уподобились древним христианам, которые были отовсюду притесняемы, но не стеснены; в отчаянных обстоятельствах, но не отчаивались; были гонимы, но не оставлены. Они явили силу апостольской веры, с достоинством и твёрдостью отстаивая истину.

После смерти старца, его ученик, Симеон Холмогоров, который ещё будучи студентом, по благословению преподобного, принял иноческий постриг с именем праведного Симеона Верхотурского, издал жизнеописание старца.

А дальше началась удивительная история почитания преподобного Гавриила в Америке.

В 1960 году книгу Сименона Холмогорова привёз в Америку архимандрит Поликарп (Горбунов) (1880 — 1970), который родился в 1880 году в селе Шигали Казанской губернии. Он был духовным сыном архимандрита (будущего митрополита) Мелетия (Заборовского). Принял постриг в 1910 году, стал иеродиаконом в 1911, иеромонахом — в 1914. Во время эмиграции в Китае был настоятелем Свято-Благовещенской церкви в Харбине. После изгнания из Китая выехал в Гонконг, затем в США, где подвизался в Свято-Троицком монастыре в городе Джорданвиль (шт. Нью-Йорк, США). Клирик монастыря, иеромонах Владимир (позже архимандрит), был дружен с Иваном и Еленой Концевич, которые разыскивали эту книгу в течение многих лет.

Иван Михайлович Концевич преподавал патрологию в Свято-Троицкой духовной семинарии в городе Джорданвилле. Его брат, епископ Нектарий (Концевич), викарий Западно-Американской епархии с 1962 года, был последователем Тихона (Троицкого), архиепископа Западно-Американского и Сеаттлийского.

 В Свято-Троицкой духовной семинарии горда Джорданвиль в то время учились в будущем известные православные подвижники — иеромонахи Серафим (Роуз) и Герман (Подмошенский).

Елена и Владимир Концевичи вместе со своими молодыми помощниками собирали и записывали рассказы о чудотворениях в современном мире. Конечно, они знали и о преподобном Гаврииле. Вот что писал И.М. Концевич про отца Иону (Покровского): «Поступив в Казанскую Духовную академию, он на третьем курсе принимает монашество с именем Ионы. В это время его духовником стал великий старец Гавриил, сам положивший начало своей монашеской жизни в Оптиной Пустыни ещё при старце Амвросии. Он тогда — во времена студенчества о. Ионы — был настоятелем Седмиозерной пустыни, возле Казани» («Стяжание Духа Святого в путях древней Руси», Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, 1948). 

В течение многих лет они разыскивали книгу Симеона Холмогорова, которую и привёз с собой Поликарп Горбунов.

Таким образом, в 1964 году в США, в монастыре Святой Троицы города Джорданвилль вышло второе русскоязычное издание книги «Схиархимандрит Гавриил, Старец Спасо-Елизаровской пустыни» под названием «Един от древних». Для этого издания Елена Концевич написала предисловие и подробный отчёт о последних днях старца.

Иеромонах Серафим (Роуз) и игумен Герман (Подмошенский) основали православный монастырь преподобного Германа Аляскинского (St. Herman of Alaska Monastery (USA)).

В монастыре они создали типографию. Игумен Герман (Подмошенский), осуществил перевод на английский язык книги архимандрита Симеона (Холмогорова) «Един от древних» и издал её в 1988 году. В этом же году с неё был сделан перевод на греческий язык. Так старец Гавриил стал известен всему миру.

 Книга была подарены библиотеке Казанской духовной семинарии отцом Германом (Подмошенским) во время его посещения Казанской епархии.

Из книги известно, что монахи монастыря Германа Аляскинского дважды посещали Седмиезерную Богородичную пустынь. Им была передана уникальная икона преподобного Гавриила и частица его святых мощей.

В 2016 году книга архимандрита Симеона (Холмогорова) «Един от древних» была переиздана на английском языке: «Аrchimandrite Symeon Kholmogorov “The Love of God. The Life and Teachings of St. Gabriel of the Seven Lakes Monastery”».

Эта удивительная история говорит о том, что Господь, прославляющий Своих святых, даёт возможность узнать о тех из них, которые могут нам послужить в указание верного пути в Царство, которого они уже сами достигли, всеми возможными путями.

Современный этап прославления Господом своего святого начался среди психиатров Научного центра психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского, когда в связи с ростом числа самоубийств среди молодёжи (часто связанных с несчастной любовью), депрессий, других психических расстройств возникла потребность в оказании духовной помощи пациентам. Тогда директор института профессор Зураб Ильич Кекелидзе решил найти святого, при жизни испытавшего искушения любовной страстью и исцелившегося от неё, молитвенное обращение к которому могло бы помочь страждущим в исцелении. Так в жизнь психиатров вошёл преподобный Гавриил Седмиезерный.

Будучи искушаем любовной страстью в период своего служения в Высоко-Петровском монастыре и исцелившись через неустанные молитвы к Божией Матери, сподобившись здесь Ее явления в сопровождении святителей Димитрия Ростовского и Тихона Задонского, «старец всегда был сострадателен к рабам какой-либо страсти, никогда не осуждал их, соболезновал, старался словами, своими советами и молитвами ослабить узы вражеского плена. Он миловал и жалел всех подверженных дурным привычкам и страстям и прославился как великий утешитель и помощник в скорбях».

В 2015 году Российский съезд психиатров, который проводится раз в пять лет, по молитвам к святому, впервые в истории был организован в Казани.

 Во время работы Съезда, врачи с иконой старца Гавриила прибыли в Седмиезерную Богородичную пустынь, где познакомились с архимандритом Германом и братией, которые своей любовью и добротой являли истинных духовных чад преподобного Гавриила.

С тех пор по благословению митрополита Феофана начался сбор документов о местах почитания святого, свидетельств о его молитвенной помощи. В процессе этой работы появлялись все новые почитатели старца Гавриила — наши современники.

С 2015 года имя преподобного Гавриила неоднократно звучало на научных психиатрических форумах, на Международных Рождественских чтениях. Его образ подвижника благочестия привлекал к себе все новых духовных чад, молитвенное обращение к нему помогало нуждающимся в исцелении от духовных и психических недугов. Усвоение заповедованных им нравственных ценностей перевоплощало наших современников, способствовало их духовному возрастанию. Анализ его жизненного пути, наполненного испытаниями, служил примером, учил преодолению трудностей, фактически являлся эффективной духовной психотерапией — духовной психодрамой, основанной на агиологии.

Вопрос об общецерковном прославлении старца был поднят в год 100-летия его преставления в связи с распространением почитания старца, в том числе в епархиях, где почитаются его святые ученики.

26 сентября 2016 года духовные почитатели преподобного Гавриила из 11 епархий России собрались на конференции, посвящённой святому и его святым ученикам. По итогам конференции был издан сборник докладов.

В настоящее время свидетельства о почитании святого, его иконы, частицы его святых мощей найдены нами в 59 храмах и монастырях 33 епархий Русской Православной Церкви, а также в монастыре Германа Аляскинского (США, Платина), Греции, Израиле (на Елеонской горе).

Официальные свидетельства о почитании преподобного Гавриила за подписью правящих архиереев поступили из 19 епархий Русской Православной Церкви (Каменской, Калининградской, Бузулукской, Глазовской, Ижевской, Марийской, Мелекесской, Псковской, Уфимской, Тверской, Санкт-Петербургской, Московской областной, Московской епархий, из Высоко-Петровского, Данилова монастыря, Троице-Сергеевой Лавры, Оптиной пустыни и, даже, из Западно-Американской епархии (Сан-Франциско)).

Письма «о чудесах» в комиссию по канонизации святых Казанской епархии направили 17 человек (врачи — психиатры, монахи, миряне).

Удивительную связующую нить, протянутую к нам через столетие от преподобного Гавриила, его нравственное послание, можно увидеть и в уникальных трудах старца, его книгах, письмах, статьях или трудах о нем.

Нравственное послание старца, мы видим, например, в поздравительном письме В. В. Путину в день его рождения 7 октября 2015 года от игумении Елисаветы (Беляевой) Спасо-Елиазарова монастыря (ныне почившей): «День Вашего рождения … является также светлым и благословенным днем для Спасо-Елеазаровой обители — днем памяти преподобного Гавриила Зырянова, старца нашей Святой обители — духовника преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Федоровны Романовой… духовного наставника духовных и государственных лиц, предвидевших катастрофу, постигшую нашу великую Родину в 1917 году». О преподобном старце Гаврииле и княгине Елисавете она говорит как о «печальниках за землю русскую перед трагическим разломом царства», в которых «любовь к Отечеству — чувство, роднящее всех нас». Называет старца Гавриила — «един от древних» — «по благодати равного древним столпам Православия». Говорит о живой с ним связи, «которая просматривается в земной жизни родственных душ через столетия» .

Такую же живую связь мы видим и на родине святого, на Уральской земле, в Байкаловском благочинии Каменской епархии, где 17 октября в день Собора Казанских святых совершается память преподобного Гавриила. Его земляки верят, что «не без промысла Божия так устроилось, что на малой родине своего духовного отца на Урале свершила и свой духовный подвиг духовная дочь старца — Великая княгиня Елисавета Федоровна. Как известно, плод от древа не далеко падает». В селе Бобровское, где ранее находился храм, в котором был крещён будущий преподобный, и на месте, где ранее была деревня Фролово, в которой он родился, в сохранившемся каменном доме совершается молебен преподобному Гавриилу, а на месте, где предположительно стоял дом Зыряновых, установлен поклонный крест .

 Во время паломничества в Казанский монастырь города Вышний Волочек Тверской епархии к единственной в своём роде иконе, написанной специально для монастыря, где преподобный Гавриил изображён со своим духовным отцом Антонием (Оптинским), послание старца звучит в словах игумении Феофилакты (Левенковой): «Как же нам не знать этого удивительного святого, образчика духовной простоты и чистоты, на которого мы все должны стремиться быть похожими».

В конце прошлого года икона с частицей мощей преподобного Гавриила была явлена нам и в Серафимо-Знаменском скиту Московской (областной) епархии. Она расположена рядом с иконой преподобномученицы Елисаветы Федоровны и преподобной исповеднице схиигумении Фамари, которая также была среди духовно близких людей старца. Именно преподобные Гавриил Седмиезерный, Алексий Зосимовский, епископ Арсений (Жадановский) благословили её на основание Серафимо-Знаменского скита.

В Оптиной пустыни старца вновь приняли с открытыми сердцами, дали свидетельство о его почитании, молитвенно поминают вместе с другими святыми.

В книжной лавке Оптиной пустыни была куплена книга Симеона Холмогорова, изданная обществом памяти игумении Таисии, которая привела к новым духовным чадам старца Гавриила и свидетельствам о его почитании.

А в конце ноября 2018 года, во время поездки на конференцию в Иерусалим, нам довелось побывать в Спасо-Вознесенском (Русском) монастыре на Елеонской горе, где свято хранят память преподобномученицы Елисаветы Федоровны. Там тоже была обнаружена частица мощей преподобного Гавриила и получено свидетельство о его почитании. Поразительно, что у подножья Елеонской горы нашла упокоение и духовная дочь преподобного Гавриила — преподобномученица Елисавета Федоровна.

Образ угодника Божия, нашего современника, показывает доступность и возможность пути стяжания чистоты сердца, перед которым все мнимые преграды нашей многосложной эпохи представляются ничтожными.

Путь стяжания чистоты сердечной доступен и в наше время! Только необходимо нам вникнуть в смысл слов преподобного Гавриила: «Не в том упование наше, чтобы Бог управлял дела наши во благое нам; нет — но чтобы и мы, со своей стороны, употребили дар Его, наши способности, данные Им, на исполнение наших послушаний и должностей и соблюдали в своей жизни установленный Им порядок, то есть исполняли бы всемерно все Его заповеди, и тогда-то встретится добродетель наша с милосердием Божиим, и будет о ней благоволение Его».

Источник mroc.pravobraz.ru

Теги:
преподобный Гавриил Седмиезерный
святые Казанской епархии
святые и святыни

Все публикации