Испытания праведного Иова: урок христианского отношения ко всему, что есть у человека на земле

4141
Фото

Вчера мы рассмотрели пять стихов первой главы книги Иова. Сегодня поговорим об испытаниях святого праведника.


И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. (Иов.1:6)

Первый вопрос, который возникает у тех, кто читает эти строки, это кто такие эти сыны Божии. По святоотеческому толкованию под сынами Божиими здесь следует понимать Ангелов. Природа ангелов и людей отлична, но имеет некоторые сходства. Так ангел, как и человек ограничен местом (пространством), но отличием ангелов от людей — их преисполненность знанием: «Их знания намного шире по сравнению с нашими, но по сравнению с Божественным знанием узки; как и сами они по сравнению с нашими телами являются духами, но по сравнению с высшим и неограниченным Духом являются телами» (святитель Григорий Великий).

Среди ангелов приходит и сатана, потому что и он является ангелом, только падшим. По мысли святителя Григория Великого он среди ангелов «потому что они (ангелы) служат Богу для помощи избранным, а он (сатана) служит для их испытания».

И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. (Иов.1:7)

Бог спрашивает у сатаны «откуда ты пришел» не потому, что Он не знает, где был сатана, но смысл вопроса в том, что не превысил ли противник Бога и человека пределов дозволенного ему, т.к. его место — земля, а не небо, он князь злобы духов поднебесных, а не небесных. А небо мы здесь понимаем не в пространственно-физическом, а в духовном смысле, как сфера бытия, превосходящая все материальное. Итак, святые ангелы — на небе и на земле, место диавола — только земля («Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лук.10:18). И ответ диавола подтверждает — нет, он не превысил очерченных для него пределов.

Серди всего, что происходило на земле, Бог обращает внимание только на один факт — праведность Иова:

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. (Иов.1:8)

Люди живут, продают, покупают, строят, ломают, воюют между собой... среди всего этого для Бога важным оказалась только праведность Иова. Так и мы многие вещи в нашей жизни считаем важными и нужными, а на самом деле «одно только нужно» (Лук.10:42), как сказал Христос Марфе и Марии.

И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня. (Иов.1:9-12)

Диавол клевещет на Иова, что якобы его праведность не бескорыстна и искушает Самого Бога, требуя, чтобы Он простер «руку Свою и коснулся» имущества Иова. Так и в Апокалипсисе диавол назван клеветником, и он будет низвержен после страшного Суда: «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр.12:10). Здесь же диавол просит у Бога разрешения лишить Иова имущества, т.к. сам не может ничего делать без Божественного разрешения. И Господь ограничивает полномочия сатаны в искушении Иова для того, чтобы Иов не был искушаем чрезмерно.

Бог не простирает руку Свою для испытания Иова (потому что Он «страшен, и кто устоит пред лицем Его»? (Пс.75:8), но позволяет рукам сатаны коснуться имущества Иова. Поэтому в каждом несчастии человека — прежде всего рука сатаны, действие злой воли диавола. Разве не человеческая злая воля является причиной войн и конфликтов? А происхождение злой воли человека — от диавола?

Четыре добродетели Иова и четыре вестника приходят к нему со страшными вестями. Четыре добродетели и четыре испытания: 1) волы и ослы переходят в собственность савеян; 2) «огонь Божий» уничтожает овец и слуг Иова; 3) халдеи отбирают верблюдов и убивают пастухов; 4) дети Иова погибают прямо во время пира.

Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов.1:20-21)

Диавол направил против Иова стрелы, нет, целые балистические ракеты искушений. Одной фразой все это перечеркнул великий праведник. В его ответе — глубина мысли и христианского отношения к богатству и всему, что есть у человека на земле.

И снова диавол на суде у Бога, и снова Господь обращает внимание только на Иова, и снова сатана искушает Бога требованием прикоснуться к Иову рукой Господа.

Бог позволяет сатане прикоснуться к телу Иова, но душу его не передает во власть падшего ангела. Так и Христос повелел нам не бояться того, кто может убить тело, но не может убить душу (Мф.10:28). Погибель души только во власти Бога, не дана сатане власть над душой человека.

Но на этом испытания Иова не закончились. Диавол уготовал ему искушение, которого не выдержал первый человек — Адам. Это искушение через самого близкого человека, через жену. Странный совет дает Иову его супруга: похули Бога и умри!

Видимо она хотела побыстрее избавиться от больного супруга, чтобы снова выйти замуж.

Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?

Что говоришь ты, Иов? Ты готов принять от Бога все — и радость и скорбь, и здоровье и болезнь, и богатство и бедность... Что бы ни было в дарующей руке Господа, ты все готов принять с благодарностью! Как это возможно? Твоими словами повержен диавол, уходит посрамленный враг человека. Он тебе нанес удар болезнью, а ты ниспроверг его словом.

И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел. (Иов.2:7-8)

Отверженный всеми, сидящий на гноище, бывший богач философствует так, как никакой философ не смог бы мыслить.

А мы думали, что от Бога можно получить только хорошее, хотя сами мы не только хорошее даем другим. А мы думали, что тот, кто страдает, отвержен и наказан Богом. Нет в тебе, Иов, прежнего величия идумейского царя, некогда известнейшего на Востоке, сидишь ты на гноище, сдирая с себя гной, свою гнилую кожу черепком.

Так и Христа отвергло человечество, как прокаженного изгнало из своей среды Спасителя, совершив распятие за пределами древнего Иерусалима. Иов принял страдание от Бога как должное, так и Господь наш принял от Отца Крест страдания как необходимое дело для спасения человечества.

Продолжение следует...

Новости по теме

Вышел обновленный перевод «Библии для детей» на татарском языке Вышел обновленный перевод «Библии для детей» на татарском языке

Институт перевода Библии (ИПБ) выпустил второе издание книги «Библия для детей» на татарском языке.

В Музее Казанской епархии продолжает работу выставка рукописных и старопечатных книг «Пять веков Библии в Казани» В Музее Казанской епархии продолжает работу выставка рукописных и старопечатных книг «Пять веков Библии в Казани»

В Музее Казанской епархии на территории Казанско-Богородицкого мужского монастыря продолжает работу выставка рукописных и старопечатных книг «Пять веков Библии в Казани» . На выставке представлены первые полные печатные Библии в России:

В Музее Казанской епархии проходит выставка рукописных и старопечатных книг «Пять веков Библии в Казани» В Музее Казанской епархии проходит выставка рукописных и старопечатных книг «Пять веков Библии в Казани»

В Музее Казанской епархии на территории Казанско-Богородицкого мужского монастыря продолжает работу выставка рукописных и старопечатных книг «Пять веков Библии в Казани».

На пороге Рождества Христова
Публикации 5 января 2023
На пороге Рождества Христова

Вот мы стоим уже на пороге великого праздника Рождества Христова. Утреннее богослужение в Сочельник состоит из Царских часов, Великой вечерни и Литургии святителя Василия Великого.