Публикации

Беседа перед исповедью

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Известия по Казанской епархии
Беседа перед исповедью

Христиане, готовившиеся в течение недели ко святому Причащению, обыкновенно исповедаются пред духовником. Какое чудное, дивное у нас таинство – Исповедь!

Откроешь пред духовником, в чем ты грешен, духовник, выслушав твою исповедь, обращаясь к тебе, скажет: «Прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих во имя Отца и Сына и Святаго Духа», и в это время тотчас грехи твои простятся — и ты сделаешься новым, спокойным, на душе твоей будет легко и весело, как будто ты никогда не грешил, будто бы ты всегда был чист и прав пред Богом.

Когда бумагу раздерешь, уничтожится и все, что было написано в ней, так и при разрешительных словах священника раздирается, уничтожается рукописание грехов твоих. Как водою омывается от нечистот наше тело и, омываясь, чрез то оживляется и укрепляется в силах, так и покаянием омывается от грехов наша душа и чрез то делается бодрее и более готовым на добрые дела. Так спасительно и полезно для нас покаяние! Но таковым оно бывает для нас только тогда, когда мы всё, что знаем за собою худого, расскажем чистосердечно, без утайки, священнику. Мы хотим, чтобы духовник от лица Божия простил нам грехи, но как он простит нам их, если мы их не вполне расскажем ему! Мы хотим излечиться от душевной болезни, но как нас излечит духовный врач, если мы не скажем ему, чем мы больны? Не редко и со многими из нас случается, что придя на исповедь, мы часто не знаем, что и сказать. Хорошо, если спросит духовник, не согрешили ли в том-то. Тогда получит ответ, — да какой, — едва через силу, нехотя скажем: да или нет.

Отчего это бывает? Стыдно открывать всё духовнику! Стыдись грешить, а сознаваться во грехе не стыдись. Чем тебе тягостнее и стыдно на исповеди, тем легче будет после исповеди. Лучше какой-нибудь час помучиться, чем мучиться совестью всю жизнь, а потом и всю вечность. Ведь, если не разрешит тебя духовник, ты никогда не получишь прощения во грехе.

Ты боишься, чтобы духовник не переменил о тебе хорошего мнения, — чтобы не стал о тебе думать худо, когда ты признаешься ему во всех своих слабостях и пороках? Не бойся, этого никогда не будет, духовник сам человек и, может быть, грешен не менее тебя; он и по себе знает, к чему способны люди. Чем более ты откроешь ему грехов, тем он усерднее о тебе будет молиться Богу; чем откровеннее признаешься ему, тем он лучше будет уважать и чтить тебя за твою откровенность и чистосердечность.

Но положим от духовника ты скроешь свой грех, а от Бога ведь не скроешься! Бог давно твои грехи знает, знает самые потаённые твои мысли и намерения. Тебе теперь стыдно открыться пред одним человеком своим близким, знакомым; а какой стыд, какой срам покроет нашу голову, когда грехи наши открыты будут на Страшном суде пред сонмом святых Ангелов и святых угодников и всех людей. Несравненно, невообразимо будет стыдно нам тогда! Пощадите себя и расскажите всё откровенно, без всякой утайки. Но чтобы нам не скрыть чего-либо ненамеренно, по своей забывчивости, у нас есть средство узнавать свои грехи. Есть у нас зеркало, где мы можем видеть все свои безобразия, все свои нечистоты душевные, это — святые заповеди. Прочитаем же заповеди Божии, и пусть всякий из нас смотрит, как, когда и против какой заповеди он согрешил, — какими грехами прогневал Господа.

Первая заповедь: «Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня»

Соблюл ли ты эту заповедь? Скажешь: кажется, соблюл. Ложных богов не признаешь? Но позволь спросить тебя, любишь ли ты слушать поучение о Боге или благочестивые беседы? Надеешься ли на Него всем сердцем, любишь ли Его всею душою? Призываешь ли при начале всякого дела, благодаришь ли Его по окончании? Если все это исполняешь, благодари Бога: ты исполнил первую заповедь. Если же нет, то кайся: ты виноват. Позволь еще спросить тебя: не веришь ли ворожеям каким, не имеешь ли суеверий или предрассудков? Если чувствуешь и это за собой, то кайся пред Господом. Это — грехи против первой же заповеди. Еще вопрос: любишь ли посещать храм Божий, стоишь ли в нем с благоговением? Если нет, спеши покаяться!

Вторая заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им»

Сохранил ли ты эту заповедь? Нет ли чего у тебя такого, чем ты так же дорожишь, как язычник дорожит своим идолом, — и не кланяешься ли чему либо, как покланяется он своему идолу? Может быть, для тебя деньги всего дороже на свете? Может быть, ты слишком горд и тщеславен? Все это — идолы, все это — грехи против второй заповеди. Скупость, объедение, пьянство тоже наши идолы.

Третья заповедь: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно»

Что скажешь об этой заповеди? Скажешь: не «божусь напрасно». Радуюсь такому ответу, но вместе спрошу тебя: не случалось ли тебе божиться, хотя и не напрасно, но там, где и без божбы можно было бы обойтись? Не случалось ли тебе смеяться над каким-либо священным предметом? Не случалось ли тебе без внимания молиться дома или в церкви, не нарушал ли ты данного слова, данного обещания? Если это случалось, то напрасно говоришь: «я сохранил третью заповедь».

Четвертая заповедь: «Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой – день суббота посвящай Господу Богу твоему»

Четвертая заповедь повелевает сохранять и почитать праздничные дни. Но уже об этом говорить нечего: все мы грешим против этой заповеди! Все мы проводим праздники, можно сказать, не по-христиански. Поспешим же раскаяться и постараемся вперед проводить эти дни по законам Святой Церкви.

Пятая заповедь: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле»

Как-то эта заповедь исполняется нами? Да, говорим, мы почитаем отца и матерь. Дай Бог, чтобы это было правда: «благословение отчее утверждает домы чад», говорит премудрый сын Сираха. Но всегда ли мы вежливы с ними? Или иной раз поперечим им, — или смеемся над ними, как Хам смеялся над отцом? Если они стары, всегда ли бережем их? С усердием ли заботимся о покое и пропитании их? Если они умерли, — всегда ли с должным вниманием поминаем их на молитве дома и в церкви?

Шестая заповедь: «Не убивай»

Сохрани Бог, чтобы я нарушил эту заповедь, — думает каждый из нас. Но вот что я скажу: рассудите, что ведет к убийству? Гнев, ненависть и зависть. Если сознаешь за собой эти грехи, если совесть изобличает тебя в этом, — то ты виновен в несоблюдении этой заповеди. Кроме телесного убийства, есть убийство духовное, — это соблазн. Так нашим убийствам нет конца! И мы, — прости нас, Господи, — мы часто этот грех ставим ни во что, забывая, что Господь сказал о соблазнителе: а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, — тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской (Мф. ХVIII 6).

Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй»

О грехах против этой заповеди, по слову Апостола: «срамно есть глаголать», а поэтому предоставляется совести каждого судить о грехах против этой заповеди.

Восьмая заповедь: «Не укради»

Может быть, ты не украл, а все же неправ, потому что, может быть, обманул кого-нибудь, например, продал худой товар за добрый, обмерял, либо обвешал; может быть не объявил найденную вещь; может быть, жил милостынею, когда мог пропитаться трудами рук своих; быть может отдавал деньги за большие проценты. Может быть, отказал кому-нибудь в помощи? Все это грехи против восьмой заповеди. Кто может сказать, что он прав против этой заповеди.

Девятая заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»

Нельзя поручиться, чтобы и эта заповедь была, вполне нами исполняема! Положим, ты не солгал, не донес ни на кого ложно, никого не оклеветал, а пересуды-то людские? Кто свободен от них? Только мы соберемся, сейчас у нас пересуды то о том, то о другом. Из нашей речи выходит, что как будто мы только люди, как люди, а все прочие то с тем, то с другим недостатком; выходит, что мы как будто никогда и не слышали заповеди Спасителя: «не судите, да не судимы будете».

Десятая заповедь: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его… ни всего того, что принадлежит ближнему твоему»

Этой заповедью запрещаются не только худые дела и слова, но мысли и желания.. Ну, мы тут кругом виноваты; с такими мыслями и желаниями мы часто встаем с ложа, проводим день, ложимся спать и засыпаем!

Вот, христианин, посмотри в зеркало заповедей Божиих, в нем увидишь все свои недостатки и пороки душевные. Господь да поможет нам совершить истинное и чистосердечное покаяние, очистить свою душу и удостоиться неосужденного причащения Святых Таин!

Источник: Известия по Казанской епархии, 1910 год, №10

Теги:
Исповедь
покаяние
Заповеди Божии

Все публикации