Публикации

Ещё раз о справедливости

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Валерий АППАКОВ
Ещё раз о справедливости

Если бог может спокойно взирать на зло, в котором утопает человечество, то он — злой бог! Или же его нет! А если так, то люди имеют полное право и даже обязаны распоряжаться судьбами мира по своему усмотрению. Мир не нуждается в наших разбирательствах, мнениях и суде, он гибнет от недостатка Любви. 

Праведный Алексий Мечев

Мир несправедлив: социальное неравенство, несчастные случаи, внезапные болезни, смерть близких, страдания безвинных, войны, катастрофы и прочее, прочее, прочее…

Человек — существо страдающее! Он хочет жить иначе и мечтает о справедливости. Ломает голову над тем, как переустроить мир, рождает грандиозные проекты и смело воплощает их на практике в жизни. Правда, в итоге получается жёстко и кроваво и не очень красиво, ну разве что в художественном кинематографе. Реальность разрушает вавилонские башни, построенные на песке атеистических иллюзий. А справедливости по-прежнему как не было, так и нет. 

Самая серьёзная попытка переделать жизнь была предпринята в России в начале прошлого века. Русская душа, разглядевшая в трудах немецких философов высшую правду — а чистому всё чисто (Тит. 1:15) — взялась за радикальное переустройство налаженной, но несправедливой жизни. Во что это вылилось и какой ценой была оплачена мечта наших отцов — мы знаем. Или, по крайней мере, догадываемся.


Почему не удаётся построить справедливый мир? 

В воздухе повис вопрос: отчего не получается у человечества и не получилось у нас построить справедливый мир? И цель, вроде бы, близка — протяни только руку — ведь всё так просто: несправедливость коренится в имущественном неравенстве, а потому надо его устранить, вот и всё! Отобрать и поделить…

Разумеется, всеобщее счастье потребует жертв, и переустроить мир, не запачкав рук — не получится! Но любая кровь оправдана космическим величием цели, к которой устремлено передовое человечество, и потому творцы нового мира готовы приносить щедрые дары на алтарь справедливости.

В общем, даёшь равенство и братство — а из них неизбежно по законам новой жизни вырастут мир, свобода, любовь и как вершина всех чаяний и трудов — вожделенный земной рай!


И почему обречены социальные эксперименты?

Но, оглядываясь по сторонам, мы наблюдаем лишь руины великого эксперимента и недоумеваем: так почему всё-таки не получилось переустроить мир, и кто в этом виноват? Прежде всего, подбираясь к ответу на этот вопрос, следует отметить: все без исключения социальные эксперименты, ставящие целью достичь всеобщей справедливости, обречены! Почему?

Грех, живущий в человеке — причина несправедливости мира! 

Ответ даёт Евангелие — оно утверждает, что зло находится не снаружи и оно не в богатстве одних и бедности других. 

Зло живёт внутри сердца и исходит из него, оскверняя человека (Мф. 15:19,20).

По Евангелию человеческое сердце — это отравленный источник, из которого лезут наружу ложь, наглая спесь, зелёная зависть, ненасытная жадность, лютая ненависть, неукротимая злоба, жаждущая крови месть, насилие и жестокость.

Священное Писание называет зло, таящееся в человеке, грехом. Именно грех, согласно Библии, родил смерть! И он же — причина несправедливости, которую мы наблюдаем в жизни. Поэтому и проваливаются все попытки её переделать — бесполезно переделывать последствия, не устранив причину.

И при этом важно знать — зло находится не в отдельных людях, а в человеческой природе, оторванной от Бога. Родоначальник человечества Адам поразил (и заразил) первородным грехом всё своё многочисленное потомство!


Наше добро отравлено злом

А как же добрые люди, коих немало — скажете вы и будете правы. Но лишь отчасти! Да, безусловно, люди разные, и в них, как в винегрете, намешано много чего. Поэтому и доброго в нашей жизни, слава Богу, немало.

Но зло, увы, сильнее, и мы наблюдаем это в истории человечества: девятнадцатый век стал более кровавым, чем век восемнадцатый, а двадцатый в этом смысле шагнул ещё дальше. Почему так? Да потому что немного нужно зла, чтобы испортить добро! Ложка дёгтя портит бочку мёда, питьевая вода становится непригодной, если влить в неё немного, извините, помоев.

Наше добро больно — оно отравлено злом, как смертоносным вирусом, затаившимся до поры до времени. В новейшей истории, кстати, мы видим это: там, где люди разных национальностей веками жили в мире и согласии, вдруг, на первый взгляд, беспричинно, вспыхивала лютая взаимная ненависть. Обычные нормальные добрые люди, отнюдь не злодеи, осатанев от первой крови, начинали массово убивать друг друга! Югославия, Кавказ, Сирия — список можно продолжать...


Зло побеждается Божественной Любовью

Из вышесказанного напрашивается единственно правильный вывод: чтобы победить несправедливость, надо вырвать злой источник из человеческого сердца! Но как это сделать?! И вновь Евангелие даёт нам ответ: зло побеждается любовью! Но не человеческой любовью, которая слаба, ограничена и эгоистична, а Любовью Божественной!

Бог есть Сама Любовь (1Ин. 4:8)! Любовь воплотившаяся, добровольно распявшаяся на Кресте, принесшая Себя в Жертву за нас и Своею смертью уничтожившая грех. Воскресший Христос вознёсся и в Крещении очищает от греха всякого, кто принимает Его Жертву. Сын Божий изливает духовный огонь Своей Любови в сердца уверовавших. Чтобы Она стала их собственной любовью — к Богу и человеку. Об этом говорит Спаситель: вода (т.е. Дух любви), которую Я дам человеку, сделается в нём источником воды (любви), текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14).


Покаяние — это способность отделить грех от себя

Проповедь благовестия начинается словами: «покайтесь и веруйте в Евангелие, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мк. 1:15; Мф. 4:17). Только покаяние и вера открывают сердце, и только тогда оно принимает Небесную Любовь!

Каяться может тот, кто способен сознательно отделить грех от себя. Он как бы говорит Богу: Господи, вот я — образ Твой, а вот — грех, который меня осквернил, опозорил и лишил жизни. Молю Тебя: прости мне и освободи меня от греха, очисти скверну, исцели совесть — по великой Твоей милости…

И такой будет непременно помилован, потому что Бог — не человек, Он не меняется, и слово Его — закон! А сердце нераскаянное, смешавшееся с грехом в одно целое, так, что и разделить уже невозможно — закрыто для Божественной любви. И, значит, в нём не будет любви к человеку.

Наш Бог — это святой Огонь, истребляющий всякую духовную нечистоту и сжигающий грехи кающегося грешника. А отвергающего покаяние Бог сжигает вместе с грехами, потому что такой слился с ними, как питьевая вода с грязью, и необратимо пропитался их зловонием!


Безумие атеизма разрушает наш мир

Душу нераскаянного грешника разъедает неверие: «Сказал безумец в сердце своём: нет Бога» (Пс. 13:1). Собственно, неверие — это и есть грех, его безумие. Он влечёт и манит заблудившегося человека к миражам безумной жизни — к сварливости и гневу, зависти и жадности, злопамятству и мести, трусости и ненависти, изменам и предательствам, обидам и насилию — ко всему тому, чем живёт обычный самовлюблённый эгоист. Его добро может выиграть бой, но проигрывает войну, потому что обессилено грехом.

Все мы больны самолюбием и испорчены, в разной степени: одни похожи на лист железа, слегка поеденный ржавчиной — такой ещё сгодится в хозяйстве. А другие — на тот же лист, но уже проржавевший насквозь и ни на что не годный.

Бог не хочет смерти грешника

Трудно сопротивляться греху и собственными силами его не одолеть. Но грешник может обратиться к Богу с покаянием и именно к этому призван. Бог не хочет смерти грешника и терпеливо ждёт его возвращения. Блудному сыну оставлены совесть, зовущая к покаянию, и свобода пойти на этот зов, «чтобы он обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). Если же гордец отвергает покаяние, то тогда он обречён быть съеденным до конца духовной ржавчиной греха…


Человек свободен выбирать между жизнью и смертью

То есть человек волен выбирать: оставаться ему в грехе и наследовать смерть или принять жизнь как Божий дар: «жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие: избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё» (Втор. 30:19). Однако озабоченные собою, обычные, нормальные грехолюбцы отвергают Спасителя: «Свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19). Божественный свет, как рентген, просвечивает человека насквозь, обнажая сердце. Не всем это нравится. Поэтому люди, полюбившие тьму, распинают Свет.

Спасительная вода Божественной благодати

Тем не менее призыв Христа остаётся в силе и будет звучать до скончания века: «кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой. Это сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7:37-39). Церковь называет «живую воду» Святого Духа благодатью, то есть благим даром Божиим. Она дарится в Крещении и таинственно соединяет человека с Богом. Благодать сеется в землю человеческого сердца как зерно новой жизни и возрастает, обновляясь в Таинстве Тела и Крови.

Таково высшее призвание человека: соединяясь с Богом и через это уподобляясь Ему, преодолевать свой эгоизм — то самое зло, которое исходит из сердца человеческого и отравляет его жизнь. Чтобы в конечном итоге наследовать «то, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).


В этом — весь Закон и пророки

Собственно, в этом вся суть Евангелия — открыть покаянием сердце, принять в него Небесную Любовь и сделать её своей собственной любовью — чтобы возлюбить Бога и людей, исполняя «весь Закон и пророков» (Мф. 22:36-40). Дабы силой этой любви преодолевать несправедливость мира на отвоёванном у зла маленьком плацдарме нашей новой жизни.

Я — свет миру

Мы не переделаем весь мир — это невозможно! Более того, мы знаем, что продолжится отпадение человечества от Бога и завершится полным отречением от Христа. Люди разлюбят Его и полюбят антихриста.

Но Бог есть Свет, Который через уверовавших в Него светит в этом стремительно темнеющем мире: «Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). Христос — Свет истинный, просвещающий всякого человека, приходящего в мир. В Нем есть жизнь, и эта жизнь — «свет человеков» (Ин. 1:4, 9).


Много званных, но мало избранных

Мир неумолимо разделяется на кающихся грешников, принявших Божественную Любовь, и самовольных праведников, отвергших Её. Последних, увы, будет всё больше, «ибо много званных, но мало избранных» (Лк. 14:24). Мы уповаем быть в числе избранных — наследников новой жизни, которая подарена нам как благодатный дар Любви Божией как Её залог. Подарена в вере и молитве, в смирении и благодарности, в радости и надежде. «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Ав. 2:4).

«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:1,2,5).

Теги:
Справедливость
грех
Бог и человек
духовная жизнь
любовь к Богу

Все публикации