О странной книге Екклесиаста, смерти и Царстве небесном

3034
Фото


Рубрика «Школа молитвы», выпуск 8

Продолжаем публиковать стенограммы бесед, которые проводятся в приходе Воскресения Христова города Нижнекамска. Студенты вместе с преподавателем рассматривают учение о молитве и вместе находят ответы на практические вопросы, возникающие у тех, кто учится разговаривать с Богом.

...На прошлой беседе мы проходили с вами молитву «Отче наш». Кто запомнил, в каком месте Евангелия она находится? По-моему, мы смотрели Евангелие от Матфея.

— Глава шестая, девятый стих.

— Спасибо! Сейчас мы по традиции зачитаем толкование этих строк из Евангелия. У кого есть смартфоны? Для того, чтобы трудные места в Библии понимать, можно скачать себе приложение «Толкования».

Итак, сейчас мы разбираем молитву «Отче наш». Мы уже разобрали первую строчку «Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое». Давайте вспомним, «да святится имя Твое» — это что? Два аспекта тут есть.

Иоанн Златоуст говорит примерно так: «Господи, пускай имя Твоё святится через наши дела», то есть помоги нам так себя вести, чтобы глядя на нас, люди узнавали о Боге и славили Его. А Игнатий Брянчанинов говорит: да святится имя Твоё в моем душевном храме, да придёт в душу мою истинное богопознание, да освятит оно мой ум, мое сердце, всю деятельность мою... Да святится во мне имя Твое.

То есть, когда мы молимся этими словами, мы, во-первых, просим Бога, чтобы через нас Его имя просвещалось в мире, а также чтобы Его имя пришло в нашу душу, которая мрачная, полная грехов, и святилось там.

Следующее у нас какое прошение? «Да приидет Царствие Твое». Давайте вспомним Библию, какие цитаты придут вам на ум?

— «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»...

— Да, то что приготовил нам Господь в Царствии небесном, невозможно представить, настолько это хорошо.

— «Царствие Божие внутрь вас есть».

— «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».

— Действительно, чтобы попасть в Царство небесное, нужно много трудиться... В целом, судя по такому количеству слов о Царстве Божьем, которые говорит Христос, мы можем понять, что это что-то очень для нас важное. Но к сожалению, мы живем в мире, когда Царство Небесное даже в сознании православных людей находится где-то на задворках. Как-то о нём не думают. Это неправильно. Изначально Церковь была такова, что среди народа Божьего это было одно из главных понятий — о Царстве небесном.

Еще помните, Господь говорит, что Царство небесное подобно жемчужине, ради которой купец всё продал, и на эти деньги купил жемчужину. Либо похоже на клад, который находится на каком-то участке земли, и ты знаешь, что там есть клад, и ты все продаёшь ради этого поля. Сегодня батюшка говорил про святую великомученицу Варвару, которая всё отдала, что у неё было. Люди, наверное, подумали: что за сумасшедшая женщина, она пошла на смерть... Ради чего? На самом деле, это было то самое поле. Она понимала, что либо она сейчас от Христа отречется и будет жить спокойно на этой земле лет шестьдесят, либо у неё будет вечное Царство небесное, где так прекрасно, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она выбрала второе. А люди просто не понимали, что закопано в её поле.

Иоанн Златоуст говорит, послушайте внимательно:

«Эти слова приличны доброму сыну, который не привязывается к видимому, и не почитает настоящих благ чем-либо великим, но стремится к Отцу и желает будущих благ. Такая молитва происходит от доброй совести и души, свободной от всего земного.

Этого и Павел желал каждодневно, почему и говорил: «имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». Кто имеет такую любовь, тот не может ни возгордиться среди благ этой жизни, ни отчаяться среди горестей; но, как живущий на небе, свободен от той и другой крайности».

То есть тот, кто стремится к Царству небесному, тот не гордится, когда у него все прекрасно в жизни, а если все плохо, не отчаивается. Он всегда спокоен, потому что понимает: всё, что сейчас в жизни происходит — преходящее.

Давайте вспомним, какая есть книга в Библии, в которой рассказывается о том, что всё земное преходяще, и не надо сильно переживать о здоровье или достатке, и не думать, что мы будем счастливы вечно на этой земле, это просто нереально. Кто так говорил? Там ещё есть такие слова: «Всё — суета сует». Кто это сказал?

— Екклесиаст.

— А кто это?

Пророк.

— А кто этот человек, написавший эту книгу? Он известен? Говорят, это царь Соломон. Считается, что это он написал эту книгу. Кто что помнит про царя Соломона?

Он сын Давида, построил в Иерусалиме храм.

— Время, в которое он жил, было богатым, или были войны?

— Не было войн. Расцвет был.

— Да. Было очень здорово. Много богатства... Он построил храм, очень дорогой, в качестве стройматериалов туда везли золото, слоновью кость...

— Самый умный царь!

— Почему? Самый умный — Давид!

— Соломон, действительно, — премудрый царь. Про него очень интересно читать. Можно посмотреть даже в детской Библии. И вот он написал книгу на закате своих дней. Эта книга удивительная, прочитайте её дома.

Неверующие, или люди «в розовых очках» говорят: как же Господь смотрит на то, что на земле творятся войны и прочее, почему Он их не остановит... Но на самом деле, христиане в отличие от всех остальных — по-здоровому циничные люди. Они знают, что причина зла — собственная свободная воля демонов и людей. Знают, как спасаться от этого зла. А потому не придают большого значения преходящим вещам. Христиане более мудрые. Доказательством служит книга Экклесиаста. Она интересно начинается. У кого дома есть Библия, достаньте, прочитайте. Он рассказывает здесь о том, как прожил свою жизнь, что у него было много всего интересного, что «сердце мое радовалось о всех трудах моих. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им и не возбранял сердцу моему никакого веселия», а потом дальше пишет: «и оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их, и вот, всё суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем».

И много, много он об этом пишет. «Обратился я, и увидел всякие смятения, которые делаются под солнцем, и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет, и в руке угнетающих их сила, а утешителя у них нет. И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе, а блаженнее их обоих тот, кто ещё не существовал, кто еще не видал злых дел, которые делаются под солнцем». О чём он говорит? Что в мире так всё плохо, что гораздо лучше мёртвым, чем живым, а ещё лучше кому? Кто вообще не родился.

Ещё его простые мудрости: «Вдвоём лучше, нежели одному, потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их, ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего». Тут ещё много его советов и т.д. Суть: в мире есть и злое, и доброе, но все это суета сует и ничего нового под солнцем нет. Сколько бы ты ни жил, ты все равно будешь находиться между злом и добром. Ты никогда не можешь быть полностью счастлив, потому что в любой момент что-то может случиться с твоим мужем или женой, и одно понимание этого не дает быть счастливым до конца.

Вот вы прочли эту книгу, да? Какое у вас было ощущение?

— Я с толкованием читал, поэтому нормальное.

— Не было у вас такого ощущения, что всё, и правда — суета сует, и зачем мы тогда живем? Чаще всего после прочтения книги Екклесиаста такие мысли возникают. Она правдива, она правильна, там нет «розовых очков», там всё правильно про жизнь говорится. Ни в счастье ты не можешь полностью быть счастлив, потому что оно в любой момент может закончиться, ни в беде сильно унывать не надо, потому что она тоже проходит. Там есть такие слова, которые повторяются часто: «под солнцем». Мол, всё это происходит под солнцем. «Под солнцем» означает что? Что на нашей земле всё это происходит. Мы помним, что эта книга — из Ветхого Завета, и получается, Христос уже пришёл на землю или еще нет?

— Нет.

— Получается, царь Соломон все очень правильно говорит. Действительно, ты живешь-живёшь, и попадаешь после смерти куда-то... Даже не в рай. Что к чему? Под солнцем счастья особо не ищи. Живи спокойно. Пусть будет сытым твой желудок, пусть будет жена, и всё в достатке, но имей в виду, скоро наступит старость, жизнь закончится и ты умрёшь.

Но вот приходит Христос, и что меняется в человеческой жизни?

— Нету смерти. Душа бессмертна.

— Ну, как вы это понимаете? Смерть ведь остаётся — все мы умираем... А душа и раньше была бессмертной, и до пришествия Христа.

Да, смерть остается, но Христос назван Победителем смерти, почему? Он сказал: всякий верующий в Меня не погибнет, а будет иметь жизнь вечную. Христос начал говорить про какое-то таинственное Царство небесное — то, о чём мы сейчас читаем в молитвах. То Царствие, которое позволяет читать книгу Екклесиаста, и не очень скорбеть. Потому что до Христа Царства небесного не было. Бог ещё не пришел на землю, ничего не обещал. Вот и пишет Екклесиаст свою мудрую и циничную в хорошем смысле книгу.

А потом приходит Христос, и говорит примерно так: «Я умру и воскресну. Вы тоже все умрете, но тоже восстанете из мёртвых». Это коренное изменение в жизни человека. Если раньше ты жил, и у тебя через семьдесят лет была смерть, был конец, то сейчас мы верим в воскресение телесное и жизнь вечную. Это и называется Царство небесное — вечная жизнь рядом с Богом. Поэтому все переворачивается на 180 градусов.

Уже не так страшно жить. И читая книгу Екклесиаста, мы понимаем, что да, действительно, как бы плохо нам ни было сейчас, «под солнцем» — потом будет получше. Важнее не эта временная жизнь, а то, что будет потом — Царство Небесное.

Важная вещь ещё. Нам нужно помнить о Царстве небесном что? Что это не какая-то загробная жизнь. Живущие на земле уже начинают предвосхищать Царство, и им живется легче, чем неверующим. Что значит Царство небесное уже на земле?

— Та же Церковь, мы разве не в ней встречаемся с Богом?

— Причастие.

— Да, во время Литургии мы поднимаемся на небо, и попадаем в Царство небесное, где нас Господь кормит Своим телом и кровью. И святые люди, которым было тяжело, и которые сильно переживали в темницах перед казнью (настолько сильно, что Богу приходилось посылать ангелов, чтобы они их укрепили), но в целом это были поразительно свободные люди, которые не боялись смерти, мучителей, и говорили четко: я от своих убеждений не откажусь, я буду с Богом все равно. Это были несчастные люди или удивительно счастливые?

— Их Бог укреплял...

— Да, Царство небесное уже было внутри них. Господь же говорит, что Царство небесное внутри нас. Куда бы мы ни уехали, мы от себя не убежим, но если внутри нас будет Царство небесное, то что бы с нами ни случилось, мы посокрушаемся, конечно, но свет внутри нас будет гореть.

Поэтому во время молитвы когда мы просим: «Да приидет Царствие Твое» — мы просим чтобы оно уже сейчас, помаленьку, в нашем сердце разгоралось. Это очень важно, мы об этом ещё будем говорить. Речь от том, что мы с вами всегда должны помнить, что мы в раю согрешили и разорвали связь с Богом, но вот потом пришел Христос, и эту связь снова мы можем получить — посредством покаяния и причастия. И что теперь нас ждёт Царство небесное. По крайней мере, мы к нему стремимся, его желаем, и никакие беды мира не должны этого пересиливать.

В книге «Несвятые святые»... Кто её не читал, кстати? Прочтите обязательно. Чтобы хотелось читать Библию, прочитайте сначала эту книгу. Она была издана семь лет назад и её тираж суммарный превышает 2,5 млн экземпляров. Это очень много. Сейчас книги издаются тиражом 5 тысяч экземпляров в лучшем случае. Книга стала бестселлером в России, ее признали Книгой года, она имела оглушительный успех. Прочтите ее обязательно! Все рассказы в ней — это правда.

И есть там один момент в рассказе о батюшке Рафаиле (Огородникове). Он родился в Чистополе, в советское время стал священником, и вот однажды шли они мимо кладбища, где жена хоронила мужа, и она очень сильно кричала, рвала на себе волосы в отчаянии, и никак не могла успокоиться. И проходящие рядом люди сказали: «Бедная раба Божья, как она убивается...» А отец Рафаил сказал им в ответ: «Это не раба Божья. Рабы Божьи никогда так сильно не отчаиваются».

Ну что может быть страшнее, чем потерять ребенка или мужа? Но даже это не должно быть чем-то, что нас сильно пугает. Потому что если мы искренне поверим в Бога и Царство небесное, то каков ответ на то, что от нас близкие уходят?

— Там лучше, чем здесь, встретимся там.

— Да, что не только я воскресну, но и он. Мы временно расстались, но скоро увидимся, если Бог благословит. Да и ещё здесь, на земле, молясь и причащаясь, я могу быть ближе к своему родственнику.

Надо надеяться на лучшее. Все страшные беды, которые есть в нашей жизни, нам нужно переживать, безусловно. И плакать мы будем, и страдать... Но такого глубокого отчаяния, когда веревку на шею — такого у истинных христиан не бывает, потому что они всё-таки стараются жить не этой жизнью, которая суета сует, а царством Божьим.

Продолжение следует...

Новости по теме

«Бог разговаривает с человеком сначала шепотом любви, потом голосом совести, а потом рупором страданий»
Публикации 27 марта 2024
«Бог разговаривает с человеком сначала шепотом любви, потом голосом совести, а потом рупором страданий»

Каждый человек в последние несколько дней переживает трагические для всей страны события. Мы сегодня молились о здравии тех, кто находится в больнице после теракта в Красногорске, и об упокоении погибших от насилия террористов.

По закону любви: Неделя о Страшном суде
Публикации 10 марта 2024
По закону любви: Неделя о Страшном суде

В Евангельском чтении на сегодняшний день, который именуется Неделей о Страшном Суде, Господь говорит, по какому принципу будет этот Суд вершиться над каждым конкретным человеком. И принцип этот прост и понятен...

Сретение — праздник поколений
Публикации 15 февраля 2024
Сретение — праздник поколений

Сретение — это праздник для людей, которые уже отмерили некий солидный жизненный срок и теперь вглядываются вперед с опаской: что их ждет?

О главной встрече в нашей жизни
Публикации 14 февраля 2024
О главной встрече в нашей жизни

Сретение — значит встреча. Встреча Бога и человека. Священное Писание повествует нам, что на сороковой день Младенца Христа Его Мать, благочестивая Пресвятая Богородица, приносит в храм по закону.