Публикации

Проповедь митрополита Феофана в Неделю 13-ю по Пятидесятнице в Петропавловском соборе Казани

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Митрополит ФЕОФАН
Проповедь митрополита Феофана в Неделю 13-ю по Пятидесятнице в Петропавловском соборе Казани

15 сентября 2019 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в Петропавловском соборе города Казани. После чтения Евангелия (Мф. 21:33-42) правящий архиерей произнес проповедь.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня за евангельским чтением мы слышали притчу. Некий господин насадил виноградник. Настало время, виноград созрел и надо было его убирать. Кстати, это не такая уж легкая работа, она требует осторожности, умения и напряжения. Господин посылает людей, которые постоянно занимаются этим.

Но в винограднике были люди, которые его обрабатывали, и они поколотили и выгнали посланных, и во второй раз, и в третий. Удивляется хозяин: «Что за безобразие? Совсем обнаглели! Но у меня есть сын — они знают, что это мой сын. Пошлю его, чтобы он собрал виноград. Наверное, они постыдятся и побоятся его». Но алчное желание оставить виноградник себе настолько завладело душами тех людей, что они решили убить сына хозяина.

Христос спрашивает Своих слушателей: Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

О чем эта притча? Христос говорит о Себе и о еврейском народе, который в притче представлен как виноградник — евреи, хранившие данную Господом веру. Виноградари — [это еврейские законоучители], которые должны были хранить веру, Закон Божий, и из поколения в поколение передавать его. Но евреи неоднократно отступали от Бога — то тельца сотворят, то с иноплеменниками смешаются, то ропщут на Бога, Который вывел их из плена, вспоминают сытное время в плену египетском и вавилонском. Они неоднократно будут гнать пророков и убивать их.

Пророки — посланники Бога к народу еврейскому для вразумления. Но не покорялись люди Божьим повелениям и настало время, когда Господь послал Своего единородного Сына Иисуса Христа, Который исцелял больных, слепых, бесноватых, воскрешал умерших, проповедовал истину, призывал к любви и нравственному здравию. Но иудейский народ не принял Его. Злые виноградари решили убить Сына Господина, распяли Его на кресте.

Он воскреснул из мертвых и вознесся. Что же сделает Господин со злыми виноградарями? Злых зле погубит. Еврейский народ сам вынес себе приговор, когда требовал у Пилата смерти для Христа. Пилат говорил: невиновен я в крови Праведника Сего, а толпа — особенно же первосвященники и учители Закона — отвечали ему: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27:24-25). Мы видим, что сбылись истины притчи. Не прошло и 70 лет, как император Тит разгромил Иерусалим, рассеяв иудейский народ по всему миру.

«Ну и что, — думаем мы, — это же было тогда». А что сегодня? Какое отношение это имеет к нам, к России? Самое прямое. Святая Русь всегда славилась чистотой веры, нравственной высотой, любовью к Богу и святыням. Весь XX век каленым железом стирали с лица земли все, что было связано со Христом, но не уничтожили — Церковь стоит и будет стоять. Почему же так случилось с нами? Чем больше вдумываешься, вникаешь в историю, тем больше убеждаешься, что виноваты мы сами. Постепенно Русь теряла веру, теряла правду, уходила от Христа. И вот итог — революция, которая тяжелым катком прошлась по судьбе страны.

И сейчас вновь тревожное время. Становится страшно: постоянные войны в разных уголках. Сколько всего мы пережили в постсоветский период — природные и техногенные катаклизмы и не только… И еще страшнее становится, когда наблюдаешь стремление человечества через прогресс достигнуть самоуничтожения. Чего только не придумали люди, чтобы уничтожить друг друга. Россия же по преданию должна стать последним оплотом стояния на веру и за Христа.

Иногда закрадываются сомнения: неужели это возможно? Мы же катимся нравственно вниз. Отовсюду — с экранов телевизоров, из Интернета, со страниц глянцевых газет и журналов — призывы к порокам, к бесчестию. Это навязывается нам различными способами. Но мы знаем и другое: Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12:32).

Я вспоминаю своих родителей, которые родились еще до революции. Они перенесли на себе все безумие гонений на веру. Но если бы люди, жившие сорок лет назад, встали сейчас среди нас, то удивились бы: неужели это возможно, что в России вновь строятся храмы, можно свободно говорить о Христе, есть возможность прильнуть к истине?

Я смотрю на всех вас и радуюсь. Да, нас немного, но я уже многих знаю в лицо. В вас есть последовательность веры, есть стремление защитить виноград Христовой Церкви, есть твердое понимание, что только через веру мы сохраним Россию, нашу культуру и наш народ. Нет другого пути. Никакие проекты не спасут Россию, если мы не возвратимся к фундаменту нашей веры и традиций. Дай Бог, чтобы мы твердо помнили: свидетельство верности Хозяину виноградника Христу — это наш вклад в спасение, проявление любви к Отечеству. В чем да поможет нам Господь. Аминь.

Теги:
Притча о злых виноградарях
вера в Бога
духовная жизнь

Все публикации