Уроки беседы Спасителя с самарянкой

4624
Фото

В сегодняшний день Святая Церковь вспоминает беседу Спасителя с самарянкой возле колодца Иакова. Пожалуй, это одна из самых ёмких и богословски глубоких бесед во всём Евангелии. Разобрать всю беседу в рамках одной проповеди не представляется возможным, ибо на это потребовалось бы несколько часов. Поэтому рассмотрим лишь один аспект.

Итак, Господь наш Иисус Христос, проходя с учениками Своими через Самарию, присел в полуденный час у колодца Иаковлева в городе Сихарь. Там и состоялась Его беседа с подошедшей к колодцу женщиной самарянского племени, у которой Он попросил испить воды.

Сначала она, конечно, думала, что Он обыкновенный человек, и завела речь о самых насущных земных вещах: о воде, о колодце, о жажде. Даже когда Христос упомянул об иной Воде, текущей в жизнь вечную, самарянка не восприняла этих слов. Но затем смотрите, что происходит: Спаситель говорит ей: «Пойди, позови мужа твоего». Она отвечает: «У меня нет мужа». В чём здесь дело? Правду ли она сказала? Вроде бы формально да, но по сути нет. У неё уже было пять мужей, а нынешний шестой — незаконный сожитель. Самарянка вроде бы формально сказала правду, что на данный момент у неё нет законного мужа. Но в то же время попыталась скрыть от Христа свою греховную жизнь. Подобным образом, бывает, поступаем и мы, когда нам стыдно открыть правду о себе, но лгать открыто — неприемлемо для нашего нравственного чувства. Произносим фразы, которые можно понять двояко.

Но смотрите, как деликатно поступает Всевидящий Господь! Он не говорит ей: «Ах, какая ты лгунья, ах, какая ты бессовестная, я про тебя всё знаю!», Он говорит: «Да, правду ты сказала, что нет у тебя мужа, ибо которого ныне имеешь, не муж тебе». То есть мягко вывел её, что называется, «на чистую воду».

Это, кстати, большой урок всем нам. Часто мы, верующие, движимые чувством ревности по благочестию, впадаем в грубость, жёсткость и излишнюю прямолинейность по отношению к людям, со стороны которых видим некоторое нарушение норм веры и благочестия. Часто одёргиваем людей, впервые зашедших в храм и одетых «не по форме». Никак нельзя нам забывать о главной цели — мы должны делать замечание с целью привести человека к благочестию, к вере, а не оттолкнуть от них. Вспомним, насколько тяжек грех соблазна, когда мы своим поведением, своим грубым обхождением отталкиваем человека от веры.

Но вернёмся к самарянке. Итак, что сделал Господь? Он изрёк пророчество этой женщине, пророчество о её жизни, сотворил перед ней маленькое чудо. И что произошло с ней? Сердце её обратилось ко Христу. Она мгновенно поняла, что перед ней стоит не простой человек, а обещанный Мессия, Искупитель. Евангельский текст очень скуп на описание эмоций. Но потрясение, по всей видимости, женщина испытала довольно сильное. По чему мы можем об этом судить? По мгновенной и резкой смене темы разговора. От воды и жажды она перешла к богословскому вопросу, который в то время очень занимал её соплеменников, к вопросу о месте, на котором должно кланяться Богу (на горе ли сей, расположенной в их области, или же только в Иерусалиме, на территории другого, иудейского племени).

Вот есть люди верующие и есть неверующие. Мы часто задаёмся вопросом, почему не все веруют? Почему люди не веруют несмотря ни на какие доводы, ни на какие знамения? Вне всякого сомнения, что Бог, наш Творец, Спаситель и Отец, больше нас самих желает нам спасения и всё делает для этого со Своей стороны. Каждому из нас в жизни Он даёт свою меру чудес и знамений, так сказать, сигналов из духовного мира, пусть не таких явных и эффектных, но тихих и малоприметных. Но кто-то откликается на призыв Божий, подобно женщине-самарянке, а кто-то, к сожалению, нет. Тут таинство нашей свободной воли, тут бездна, не объяснимая никакой логикой. Мне (правда, давно уже) приходилось общаться с двумя ветеранами Великой Отечественной войны. Оба воевали, оба претерпели много лишений и страданий. Но какой разный вывод они сделали из одного и того же опыта: один говорит: «Никакого Бога нет! Потому что если бы Он был, Он бы не допустил такой войны, таких страданий нашей стране, нашему народу». А другой говорит прямо обратное, что только на войне он познал Бога и Его реальную помощь, покров и защиту, только на войне он стал верующим. Вот действительно, тайна внутреннего самоопределения человека!

А для нас, людей верующих, церковных, самарянка преподносит ещё и такой важный урок: вот мы, например, если встретим святого человека, прозорливца, духовного старца, о чём будем с ним говорить, какие вопросы задавать? Ну, наверное, о нашей личной жизни. Мы будем говорить о своих проблемах, как их решить, будем спрашивать духовных советов... Как выйти замуж, как преодолеть семейные неурядицы, как исцелиться от недугов или вредных привычек... Об этом всём могла спросить Его и Самарянка, тем более что у неё была такая проблема — не сложившаяся личная жизнь, отсутствие нормальной семьи и любви...

Но смотрите, она Его не спрашивает ни о чём таком. Вместо того, чтобы к этому пророку отнестись как к чудотворцу, который может для неё что-то сделать, ответить на её жизненные вопросы, она спрашивает не о себе. Поняв, что перед ней стоит Человек Божий, она перешла к вопросам духовным, богословским. Она задала вопрос, волновавший умы её современников и соплеменников: только ли в Иерусалиме можно поклоняться Богу и приносить Ему жертвы или же Бог может принять молитвы и жертвы, приносимые на другом месте, в частности, на их, самарян, священной горе? Чья вера правильная: иудейская или самарянская? То есть как правильно поклоняться Богу, как встретить Мессию, когда придёт Его время? Она не ищет земного, она ищет небесного.

И Спаситель открывает ей Себя: «Я — Христос, Мессия». То есть, как жёны-мироносицы были удостоены первыми узнать радостную весть о воскресении Христовом, так и здесь Он напрямую говорит этой женщине истину о Своём мессианском достоинстве — то, чего никогда напрямую не говорил мужчинам-апостолам.

Мы же, современные христиане, зачастую слишком много внимания уделяем вопросам, являющимися второстепенными в христианской вере и жизни, вопросам обрядового характера, вопросами о вещах по сути земных, а не небесных.

Дай нам Господи сердце самарянки, чтобы всегда легко откликаться на призыв Твой, искать больше небесного, нежели земного, и дай нам разум творить волю Твою!

Новости по теме

«Днесь спасения нашего главизна»
Публикации 6 апреля 2024
«Днесь спасения нашего главизна»

Проходя пустыню Великого поста, мы встречаем оазис Благовещения, где, отлагая одежды скорби и плача, облачаемся в лазурные ризы небесной благодати. В этом году празднование этого события попадает на Неделю 4-ю Великого поста.

О молитве
Публикации 2 апреля 2024
О молитве

Второй воскресный день Великого поста посвящён памяти святителя Григория Паламы – одного из великих учителей молитвы, жившего на рубеже XIII-XIV столетий.

«Бог разговаривает с человеком сначала шепотом любви, потом голосом совести, а потом рупором страданий»
Публикации 27 марта 2024
«Бог разговаривает с человеком сначала шепотом любви, потом голосом совести, а потом рупором страданий»

Каждый человек в последние несколько дней переживает трагические для всей страны события. Мы сегодня молились о здравии тех, кто находится в больнице после теракта в Красногорске, и об упокоении погибших от насилия террористов.

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?