«Радоница — это тебе не яйцо на могилу положить и уйти прочь со скорбным видом»

1654

Отсияла Светлая седмица, и вступили мы в длинное радостное попразднство Пасхи — будем ещё несколько недель до Вознесения больше улыбаться, печь душистые куличи и возглашать «Христос воскрес!», обнимаясь с друзьями. Но не забыли ли мы в праздничной суете про наших уснувших сном надежды родных и близких?

Усопшие — это «уснувшие» в переводе. А ещё мы знаем, что у Бога они все живы. И знаем также, что после Христовой победы над смертью телесное умирание перестало быть сошествием во ад, где нельзя толком молиться, а превратилось во встречу с Богом. Поистине, смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа?

И если кто-то думает, что на Пасху мы уснувшую часть Церкви не поминали, тот сильно ошибается. Есть такое мнение — мол, нам грустно про них вспоминать, а всё же Пасха, потому и не молимся за усопших. Но разве встреча со Христом — это грусть? Нет, на каждой Литургии всю Светлую неделю мы продолжали поминать всех-всех христиан. «Отмой, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею чтимою и молитвами святых Твоих», — так примерно говорил батюшка, опуская после причастия в Чашу частицы просфоры, вынутые за наших близких.

Но вот привычную нашу панихиду на Светлой неделе мы и вправду не совершали — что ни говори, а выходит она у нас обычно грустной-прегрустной, и с настроением пасхальным никак не соотносится. «Со святыми упокой» — протяжно поём мы, и ощущение полное, что провожаем своих близких не к христианам, не в «вечный покой», не к Богу, а в самый настоящий ад — такие у нас унылые голоса, старательно выводящие «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание».

Теперь, впрочем, панихиды возвращаются обратно, и вот выходим мы навстречу к ним большим всенародным праздником — Радоница на дворе! Скажем несколько слов о том, на что нужно обратить внимание.

Во-первых, настроение у нас, по возможности, пасхальное! Это значит, перечитываем Златоуста и напоминаем себе: «Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его».

Во-вторых, расставляем приоритеты правильно. Самое главное — Божественная литургия, а не панихида и не посещение кладбища. Так что ищем храмы, где будет ранняя служба, заранее заказываем своих родных на проскомидию, и стараемся подготовиться ко причастию. Да-да, именно принятие Тела и Крови Господних способны максимально тесно соединить нас с Церковью, а значит, и со всеми христианами, в том числе и с уснувшими нашими родными. Да и не стоит забывать про нашу постоянную ответственность за собственное духовное состояние — оно ведь влияет на всех людей… Не будем впускать в своё сердце Христа, не будем готовить душу к Его приходу — так и всему человечеству будет чуточку, но тяжелее спасаться — настолько мы все связаны.

Мы уж молчим о родственниках близких (и бодрствующих, и уснувших) — как они, наверное, радуются каждому нашему доброму делу, каждой искренней молитве, каждому причащению… «Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося», — говорил об этом преподобный Серафим Саровский.

В общем, если есть внутри желание соединиться с Господом, если чувствуете страх Божий и собственное недостоинство, если старались жить честно и Бога не оскорблять своими поступками — то смело можно идти к священнику и испрашивать благословения на причастие в Радоницу.

После Литургии (или до неё) — панихида. Попробуем хотя бы раз в жизни радостно помолиться на ней! «Ты — воскресение, жизнь и покой уснувших рабов Твоих», — будет обращаться ко Господу священник и перечислять имена наших родных. Время ли скорбеть, время ли плакать? Христос — воскресение, Христос — жизнь, Христос — покой… Эта тихая уверенность отнюдь не скорбная, но — радостная.

Далее — кладбище. Тут можно спеть пасхальный канон Иоанна Дамаскина, литию мирянским чином отслужить, поприветствовать близкого, скрытого до поры в земле, торжествующими словами «Христос воскрес!». Помните, что монаху в Киево-Печерской лавре ответили на это приветствие обитатели некрополя? Причём громко, все разом грянули… И как тут не называть этих людей уснувшими? Нет уж, именно усопшие они, уснувшие — никак не «мёртвые».

А потом можно и устроить поминальный обед. Куличи съесть, вспомнить что-нибудь доброе о своих близких. Навестить пенсионеров, грустящих в одиночестве в своих тёмных однушках — тех самых, с которыми скучно разговаривать, которые неинтересны нам… Это и будут настоящие поминки — когда мы собственное драгоценное время в качестве милостыни приносим другим в знак молитвы за усопших. Представьте, распахивает какая-нибудь Зинаида Ильинична свою скрипящую дверь, а там вы — улыбающиеся, с пасхой творожной в руках, «Христос воскресе!» говорите ей. И заходите в это нафталиновое одиночество, неся с собой запах ладана и весенней травы.

В общем, Радоница — это тебе не яйцо на могилу положить и уйти прочь со скорбным видом. Тут дело посерьёзнее. Помоги нам Господь всё, что по силам, успеть!

Новости по теме

Смысл Вселенской родительской субботы, или как победить смерть
Публикации 8 марта 2024
Смысл Вселенской родительской субботы, или как победить смерть

В субботу вечером в наших церквях проходит особая заупокойная служба – Парастас, а завтра – Вселенская родительская суббота. Именно о ней рассказывает нам протопресвитер Александр Шмеман, продолжая своё разъяснение Великого поста.

В храмах Татарстанской митрополии пройдут богослужения Вселенской родительской субботы В храмах Татарстанской митрополии пройдут богослужения Вселенской родительской субботы

18 февраля во всех храмах Татарстанской митрополии пройдут богослужения родительской субботы — заупокойная Божественная литургия и панихида.

В Спасском соборе Елабуги молитвенно отметили праздник иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» В Спасском соборе Елабуги молитвенно отметили праздник иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость»

6 ноября, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» , в Спасском соборе города Елабуги было совершено праздничное богослужение. Северный придел церкви освящён в честь этого почитаемого образа Царицы

Димитриевская родительская суббота — день поминовения православных воинов
Публикации 27 октября 2023
Димитриевская родительская суббота — день поминовения православных воинов

Димитриевская родительская суббота в сознании чад Русской Православной Церкви связана в первую очередь с поминовением православных воинов, павших во время судьбоносной Куликовской битвы.