Публикации

Священное Писание о событии Благовещения Пресвятой Богородицы

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Алексей АНТОНОВ
Священное Писание о событии Благовещения Пресвятой Богородицы

Рассказ евангелиста Луки о чудесной встрече иллюстрирует явление Бога людям, ищущим и слушающим Его. Повествование начинается с явления ангела «к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф».

Архиепископ Аверкий (Таушев) сообщает, что Пресвятая Дева Мария формально считалась женой Иосифа, хотя и не была его женой в действительности, но сохраняла обет девства. Также обручение было гарантом защиты от кривотолков и осуждения.

Далее Гавриил приветствует Приснодеву словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Приветствие «Благодатная! Господь с Тобою» можно перевести, как получившая милость или благоволение от Бога. Так некогда Авраам и Моисей, Ной и Лот и др. праведники приобретали благоволение в очах Божиих. Милость или благоволение выражались в исполнении обещаний данных Творцом.

Например, Моисею было обещано, что народ израильский будет освобожден из-под гнета египтян и введен в Землю Обетованную. Также Господь исполняет Свой замысел спасения людей рождением Сына Своего от Пресвятой Девы Марии.

С одной стороны, мы видим, что Бог постоянен во все времена и исполняет все, что было Им предначертано. С другой стороны, мы находим, что исполнение происходит посредством избранных людей. Так по каким критериям человек становился соработником Бога?

Во-первых, правильная вера, как говорит апостол Павел: «Но как призывать Того [Иисуса Христа], в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали?» (Рим. 10:14). Очень важно знать предмет веры, ниже мы увидим, что Божия Матерь хорошо знала Священное Писание. Во-вторых, не просто вера, но пожертвование собственной жизни из любви к Богу.

Моисей жил при дворе фараона, но ради Бога и жизни с Ним, и ради спасения своего народа оставляет все. Пресвятая Дева Мария дает обет девства, посвящает себя служению Господу, – также пример видимого плода любви к Всевышнему.

Такое приветствие смутило Божию Матерь по причине непонимания: «Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие». И Она не просто смутилась, но размышляла над услышанными словами. И в этот момент Ангел успокаивает Ее, что Она «обрела благодать у Бога» и, что Она является избранным сосудом в исполнении пророчеств: «Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Пресвятая Дева Мария, как и любой иудей, знала Священное Писание, тем более воспитывалась она при храме, поэтому пророческие слова рассеяли всяческие недоумения и вопросы, когда Она услышала знакомые слова Писания.

Далее Она продолжает размышлять и задает следующий вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Она не сомневается, но хочет проникнуть в тайну сверхъестественного зачатия, вот как комментирует святитель Иоанн Златоуст от лица Богородицы: «Вразуми Меня относительно этого необычайного рождения, чтобы Я хотя бы немного уяснила Себе таинство, которому послужить Я призываюсь».

И Ангел Ей отвечает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Бог выше человеческого естества, поэтому и подвластны ему сверхъестественные действия. Здесь можно провести параллель с другим евангельским местом, когда Иисус отвечает саддукеям на вопрос о воскресении: что тогда силой Божией люди изменятся и их естество будет иного порядка, как у Ангелов (Мф. 22:29-30).

Также для уверения Пресвятой Девы Марии Ангел Гавриил сообщает о родственнице Елисавете, которая также зачала могуществом Божиим в преклонных годах, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово».

История явления Ангела Гавриила с благой вестью заканчивается утвердительным ответом: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Праведный Николай Кавасила говорит: «Воплощение было делом не только Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Девы. Без согласия Непорочной, без содействия веры Домостроительство это было столь же неосуществимым, как и без действия трех Божественных Ипостасей.

Только научив и убедив Ее, Бог берет Ее Себе в Матерь и воспринимает от Нее плоть, которую Она соглашается дать Ему. Он желал, чтобы Матерь Его родила Его столь же свободно, как и Он воплотился добровольно».

Теги:
Благовещение Пресвятой Богородицы
Евангелие
Священное Писание

Все публикации