Священное Писание о событии Благовещения Пресвятой Богородицы

1881
Фото

Рассказ евангелиста Луки о чудесной встрече иллюстрирует явление Бога людям, ищущим и слушающим Его. Повествование начинается с явления ангела «к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф».

Архиепископ Аверкий (Таушев) сообщает, что Пресвятая Дева Мария формально считалась женой Иосифа, хотя и не была его женой в действительности, но сохраняла обет девства. Также обручение было гарантом защиты от кривотолков и осуждения.

Далее Гавриил приветствует Приснодеву словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Приветствие «Благодатная! Господь с Тобою» можно перевести, как получившая милость или благоволение от Бога. Так некогда Авраам и Моисей, Ной и Лот и др. праведники приобретали благоволение в очах Божиих. Милость или благоволение выражались в исполнении обещаний данных Творцом.

Например, Моисею было обещано, что народ израильский будет освобожден из-под гнета египтян и введен в Землю Обетованную. Также Господь исполняет Свой замысел спасения людей рождением Сына Своего от Пресвятой Девы Марии.

С одной стороны, мы видим, что Бог постоянен во все времена и исполняет все, что было Им предначертано. С другой стороны, мы находим, что исполнение происходит посредством избранных людей. Так по каким критериям человек становился соработником Бога?

Во-первых, правильная вера, как говорит апостол Павел: «Но как призывать Того [Иисуса Христа], в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали?» (Рим. 10:14). Очень важно знать предмет веры, ниже мы увидим, что Божия Матерь хорошо знала Священное Писание. Во-вторых, не просто вера, но пожертвование собственной жизни из любви к Богу.

Моисей жил при дворе фараона, но ради Бога и жизни с Ним, и ради спасения своего народа оставляет все. Пресвятая Дева Мария дает обет девства, посвящает себя служению Господу, — также пример видимого плода любви к Всевышнему.

Такое приветствие смутило Божию Матерь по причине непонимания: «Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие». И Она не просто смутилась, но размышляла над услышанными словами. И в этот момент Ангел успокаивает Ее, что Она «обрела благодать у Бога» и, что Она является избранным сосудом в исполнении пророчеств: «Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Пресвятая Дева Мария, как и любой иудей, знала Священное Писание, тем более воспитывалась она при храме, поэтому пророческие слова рассеяли всяческие недоумения и вопросы, когда Она услышала знакомые слова Писания.

Далее Она продолжает размышлять и задает следующий вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Она не сомневается, но хочет проникнуть в тайну сверхъестественного зачатия, вот как комментирует святитель Иоанн Златоуст от лица Богородицы: «Вразуми Меня относительно этого необычайного рождения, чтобы Я хотя бы немного уяснила Себе таинство, которому послужить Я призываюсь».

И Ангел Ей отвечает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Бог выше человеческого естества, поэтому и подвластны ему сверхъестественные действия. Здесь можно провести параллель с другим евангельским местом, когда Иисус отвечает саддукеям на вопрос о воскресении: что тогда силой Божией люди изменятся и их естество будет иного порядка, как у Ангелов (Мф. 22:29-30).

Также для уверения Пресвятой Девы Марии Ангел Гавриил сообщает о родственнице Елисавете, которая также зачала могуществом Божиим в преклонных годах, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово».

История явления Ангела Гавриила с благой вестью заканчивается утвердительным ответом: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Праведный Николай Кавасила говорит: «Воплощение было делом не только Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Девы. Без согласия Непорочной, без содействия веры Домостроительство это было столь же неосуществимым, как и без действия трех Божественных Ипостасей.

Только научив и убедив Ее, Бог берет Ее Себе в Матерь и воспринимает от Нее плоть, которую Она соглашается дать Ему. Он желал, чтобы Матерь Его родила Его столь же свободно, как и Он воплотился добровольно».

Новости по теме

В Неделю Крестопоклонную митрополит Кирилл совершил Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля В Неделю Крестопоклонную митрополит Кирилл совершил Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля

7 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля.

«Днесь спасения нашего главизна»
Публикации 6 апреля 2024
«Днесь спасения нашего главизна»

Проходя пустыню Великого поста, мы встречаем оазис Благовещения, где, отлагая одежды скорби и плача, облачаемся в лазурные ризы небесной благодати. В этом году празднование этого события попадает на Неделю 4-ю Великого поста.

В престольный праздник в Благовещенском соборе Казанского кремля состоятся архиерейские богослужения
Анонсы и объявления 5 апреля 2024
В престольный праздник в Благовещенском соборе Казанского кремля состоятся архиерейские богослужения

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы престольный праздник отметит древнейший храм Казани — Благовещенский собор Казанского кремля.

Вышел обновленный перевод «Библии для детей» на татарском языке Вышел обновленный перевод «Библии для детей» на татарском языке

Институт перевода Библии (ИПБ) выпустил второе издание книги «Библия для детей» на татарском языке.