Публикации

«Да святится имя Твое»: зачем просить об этом, если Бог и так свят

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Илья ТИМКИН
«Да святится имя Твое»: зачем просить об этом, если Бог и так свят


Рубрика «Школа молитвы». Выпуск 5

Продолжаем публиковать стенограммы бесед, которые проводятся в приходе Воскресения Христова города Нижнекамска. Студенты вместе с преподавателем рассматривают учение о молитве и вместе находят ответы на практические вопросы, возникающие у тех, кто учится разговаривать с Богом.

В молитве Христос учит нас называть Бога Отцом, «Отче наш». И если мы об этом будем чаще размышлять, то нам легче будет молиться. Помнить, что у нас есть настоящий Отец, который нас любит. В Евангелии написано, что даже среди злых людей если сын попросит что-то, отец ему даст. Тем более, Отец небесный исполнит наше прошение.

Итак, «Отче наш». Заметьте, второе слово — «наш». Не мой, а наш. Вся молитва состоит из прошений не лично за себя, а за всех: «и не введи нас во искушение», «хлеб наш насущный дай нам» и т.д. Господь с самого начала учит учеников молиться за всех. Действительно, от каждого человека зависит спасение и других людей тоже. От каждого из нас чуть-чуть зависит погибель и других тоже.

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи людей спасутся вокруг тебя». Т.е. если ты один настолько станешь близок к Богу, что Он поселится у тебя в сердце, то тысячи людей вокруг тебя спасутся.

Теперь обратный вопрос. А если ты проживёшь жизнь нерадиво, не будешь стремиться к Богу, будешь думать только о земных удовольствиях, и ты дух мирен в своем сердце не поселишь, что произойдет? Тысячи людей вокруг тебя не спасутся. Мы все и вправду друг от друга сильно зависим.

Тот же отец Александр Шмеман говорил, что у каждого из нас в раю есть некий участок, за который ответственны мы, и чем лучше мы живем, чем ближе к Богу, смиреннее — тем легче живется другим людям, тем им легче спастись. Многие люди, которые встречались с живыми святыми — им ничего не надо было объяснять, доказывать, они просто раз, и начинали верить. Это было последней каплей для их ищущего сердца.

Если мы такими не станем и даже не будем стремиться к святости, то мы лишим мир этого огня. А Христос хочет, чтобы мы являли Его Церковь в этом мире. В мире, который холодный, в котором тяжело жить, в котором убийства, войны, люди ходят на нелюбимую работу, боятся смерти... В этот мир посланы христиане и от нас зависит, сможем ли мы светить в нём или нет.

Дальше в молитве Господней говорится так: «Да святится имя Твое». Что эта строка означает, как думаете?

— А чего тут думать? И так понятно, Бог — это самое святое...

— Нет, само прошение о чём?

— Да освящает Твое имя наш мир.

— От Христа да будет светло.

— Да святится имя Твое в будущем веке.

— Мы еще пропустили, кстати, слова «иже еси на небеси». Это указание на то, что Господь — высшая реальность, это не просто тот тварный человек, который рядом с нами — отец, который нас просто родил, а «Отче наш, сущий на небесах». Сразу в этой молитве указывается вертикаль: мы на земле, а Он на небе. Т.е. мы, земные, получаем общение с небесным. Хотя Господь, конечно же, повсюду — и на земле тоже.

Откроем толкование Иоанна Златоуста:

«Да святится» значит «да прославится». Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. Об этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. И Серафимы, славят Бога, так взывают: Свят, Свят, Свят!

Итак, «да святится» значит «да прославится». Сподоби нас, — как бы так учит нас молиться Спаситель, — так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили. Пред всеми являть жизнь неукоризненную, чтобы каждый из видящих ее возносил хвалу Владыке — это есть признак совершенной мудрости.

Понятно, что имеет в данном случае Иоанн Златоуст? Господь и так свят, и глупо говорить Ему: «да святится Имя твое», оно ведь и так святое. Господь и так свят. В молитве Господней мы просим Бога, чтобы Его имя прославлялось через нас самих. Да прославится имя Твое, да будем мы жить так, чтобы своей жизнью являть Тебя. На работе, в семье, в очереди чтобы люди видели Тебя — в нас, чтобы люди прославляли Бога, глядя на нас. Христиане в принципе для этого в мир и посланы.

Вот что об этом говорит святой Игнатий Брянчанинов:

«Да святится имя Его». В этом прошении человека заключается осознание греховности, прошение о даровании искреннего покаяния. Да святится имя Твое в моем душевном храме, да внидет в душу мою истинное богопознание, да освятит оно мой ум, всю деятельность мою, да святится во мне имя Твое.

Это еще один вариант понимания — да святится имя Твоё в нас. Можно подумать, что один сказал так, а другой ошибается. Но дело в том, что все Евангелие многослойно, у всех фраз есть разные значения и действительно это большая сокровищница, в которой один и тот же алмаз сверкает разными гранями.

Иоанн Златоуст говорил: да будем жить так, чтобы имя Твое святилось перед людьми. Чтобы люди, глядя на нас, прославляли Тебя и говорили: «Слава Богу, моя мама сходила в храм и сегодня такая добрая, как подменили. Как Господь ей помогает, видать, в церкви».

Игнатий Брянчанинов говорит: «Да святится имя Твоё во мне, грешном». Это уже другое толкование.

Так мы увидели, насколько эта молитва глубока.

Продолжение следует...

Теги:
Школа молитвы
молитва
Молитва Господня
Бог и человек

Все публикации