«Нам надо в нашей жизни успеть полюбить службу и молитву»

6283
Фото


Рубрика «Школа молитвы». Выпуск 2

Продолжаем публиковать стенограммы бесед, которые проводятся в приходе Воскресения Христова (город Нижнекамск). Студенты вместе с преподавателем рассматривают учение о молитве и вместе находят ответы на практические вопросы, возникающие у тех, кто учится разговаривать с Богом.

— Как вы считаете, молиться — легко или тяжело?

— Тяжело…

— Смотря какая молитва…

— Я сегодня зажег свечу, встал молиться. Отвернулся, она упала и чайник сожгла. Вот я помолился…

— Почему так? Молитва — это ведь разговор с Богом. А если нас Господь создал, почему молитва является трудом?

— Потому что нам бесы не дают. Правда! Вот Евангелие когда разбираем, так что-то спать хочется…

— Вся наша жизнь — борьба против духов злых. Демоны завидуют, не хотят, чтобы человек спасся, и они мешают молиться, мешают разговаривать с Богом. Но не только. Молиться тяжело ещё и потому, что человек сам по себе — существо падшее. Вот когда он был только рожден, помните, в раю Адам и Ева? Они слышали голос Бога, ходили перед Ним, разговаривали. Но после грехопадения связь между Богом и человеком очень сильно разорвалась, человек захотел жить сам без Бога. Общаться с Господом стало трудно.

Первое упоминание молитв в Библии — это в рассказе о Сифе. Это сын Адама и Евы. Третий сын, которого они родили в утешение вместо Авеля. Сиф был тем человеком, который с Богом никогда напрямую не общался (как Адам и Ева), но при этом начал молиться. В принципе, молитва как разговор с Богом была еще при Адаме и Еве, но вот именно в нашем падшем состоянии молитва началась с Сифа.

Кстати, мы завтра празднуем день Введения во храм Пресвятой Богородицы, Она именно от рода Сифа и была рождена. То есть начиная с Сифа (если не считать Адама и Евы), Господь удерживал ниточку общения человека с Богом. Конечно, было много людей, которые, как Каин, строили города, научились железо ковать, и им не нужен был Бог. Но были и праведники. И если проследить от отца к сыну и т.д, то именно от Сифа родилась Пресвятая Богородица. Именно благодаря этой молитве, благодаря тому, что люди не забыли Бога, смогла прийти в мир Та, которая вместила в себя Невместимого, которая смогла стать Мамой для своего Бога, и при этом не умереть.

Это очень важно — кроме того, что нам мешают молиться демоны, мешаем и мы сами себе. Мы падшие. Надо это понимать. И, к сожалению, мы не являемся такими людьми, которые максимально очищены от того, что у нас есть плохого. И человеку, прежде чем он научится действительно любить Бога, нужно очень сильно себя изменить.

Хотя некоторые отцы говорили, что молитва — это такая вещь, к которой трудно привыкнуть. То есть можно научиться поститься так, что со временем ты уже перестанешь замечать пост — он тебе не будет в тягость, как когда-то, ты будешь по привычке поститься, и все нормально. Можно научиться незлобию какому-то — ты перестанешь быть раздражительным, и для тебя не будет проблемы, если кто-то тебя обидел.

Но я читал высказывание, что молитва до конца дней твоих останется трудом. Сколько бы ты святым не был, тебе все равно придется себя на неё понуждать. Молитва — действительно, труд, великое дело, и тем она легче, чем больше мы очищены от грехов. Человеку, чтобы научиться молиться, нужно потихонечку все плохое, что у него есть, от себя отшвырнуть, выкинуть.

Причём это всё плохое мы же сильно любим. Если мы гордые, немножко злые, любим кушать, хотим прославиться или может мы детей любим больше, чем Бога — это все мы должны от себя убрать, но поскольку мы это любим, убирать это очень тяжело. И поэтому Христос и говорит — отвергнись себя и иди за Мной. Т.е. мы должны очень сильно над собой потрудиться, чтобы научиться предстоять перед Богом.

Вопрос такой: зачем тогда нам вообще учиться молиться? Это очень тяжело и это труд всей жизни. Зачем это надо?

— Для того чтобы быть вместе с Богом.

— Теряется связь. Даже если один раз не прочтешь молитву, чувствуешь, что уже что-то не то.

— Согласен. Вы замечаете динамику, да, что если мы один раз привычку прервали, то нам тяжелее…

— Чтобы не впасть в искушение, молимся.

— Можно еще добавить к вашим словам: в Апокалипсисе есть откровение о том, как примерно будет выглядеть наш небесный город. Мы ведь все рождены для Вечности и это здорово… Мы умрем, но мы все воскреснем. Надеемся, что мы воскреснем в жизнь вечную и будем рядом с Богом. Где мы будем жить?

— Кто где…

— Я не об этом. Господь всех воскресит, а где будут жить христиане искренние? Которые по правую руку будут от Отца. Что это будет? Рай, сад?

— Говорят, что Иерусалим будет — город.

— Да. Это будет город. Мы созданы были для жизни в раю, в саду. Кстати, может поэтому люди в России очень любят огороды. Живут в городе, но что-то им надо. Какой-то клочок земли. Возможно, это отголосок тоски по раю. И если вы заметите — даже в церкви много растительных орнаментов. Т.е. мы родились в раю, в саду…

Но будем жить вечно мы в городе. Его описание такое метафорическое есть в Апокалипсисе, и также есть рассказ о том, что там будет. Слушайте внимательно: в небесном городе будет служба Богу. Представляете? Нас Господь готовит к тому, чтобы мы жили в небесном городе и там будет богослужение.

Это очень важно, ведь если мы об этом не будем помнить, мы немножко не так свою жизнь построим. Ведь если это всё правда, то вы вообще захотите в рай или нет? Говорят, что люди просто сами не захотят идти к Богу в рай, поэтому пойдут в ад, то место где Его нет. Им будет легче без Бога, и они пойдут в муки. Т.е. мы должны прожить жизнь так, чтобы захотеть попасть в рай. Вот иногда нам бывает так, что неохота идти в церковь. Бывает скучно там находиться. Бывает такое или нет?

— Раньше так было, а сейчас ноги бегом бегут.

— Дай Бог, чтобы эта наша динамика была правильной. Действительно, это и есть смысл жизни — чтобы мы научились радоваться службе и жить ей. Т.е. если для нас Господь это предуготовил, и говорит, что в этом вечное блаженство — конечно, мы всего не знаем, даже почти ничего не знаем о вечной жизни. Только тогда, когда мы там окажемся, даст Бог, мы это поймем и увидим. Это ни в сказке сказать, ни пером описать, что там будет, что Господь приготовил любящим Его. Но там точно будет молитва.

Поэтому нам надо в нашей жизни успеть полюбить службу и молитву. Тогда больше шансов, что мы попадем в небесное царство, что нам там не будет скучно, что мы сами захотим туда пойти. Если эту большую цель иметь перед собой, то, наверное, понятно, зачем нужно учиться молиться, почему это так важно, и чего лишают себя те люди, которые говорят, что «Бог у меня в душе», «нам церковь не нужна», «Мы же встаем дома перед иконами и молимся, разговариваем с Богом». Из откровений Иоанна Богослова понятно, зачем церковь нужна. Если вы чувствуете, что вам потихонечку становится легче ходить в церковь, что вам хочется туда идти, что вам там радостно, что вы полюбили хоть немножко Божественную литургию, что вам охота причащаться, то вы, слава Богу, на правильном пути.

Не гордимся, конечно, а Бога благодарим за это и дальше углубляем себя. Вот святой Иоанн Кронштадтский, как думаете, как часто служил литургию? Каждый день. С молодости и до старости. Он даже не имел детей и жене сказал: давай будем как брат и сестра. Если бы не было этого, кстати, то он бы не смог каждый день служить литургию и причащаться. Его жена, конечно, не сразу поддержала стремление его. Она даже ходила жаловаться к епархиальному начальству, что, мол, за беспредел — отдавайте, говорит, пожалуйста, зарплату мужа лично мне в руки. Потому что когда он с деньгами шел домой, то все раздавал направо и налево, и им чуть ли не на что было жить. Т.е. сперва жена не прониклась такими евангельскими убеждениями, но со временем...

— Если детям есть нечего, то тоже неправильно.

— А у них не было детей, мы же говорили выше. Святой Иоанн сказал: жена, счастливых семей на земле и без нас хватает, а давай мы с тобой Богу послужим. Ну они и послужили. И я уверен, что она тоже находится в раю с таким мужем. Поэтому молиться нужно.

— А будет в царстве небесном иерархия? Мы будем вместе со святым Иоанном Кронштадтским?

— Будет, куда уж нам до них.

— Надо прочесть Божественную комедию… Но её надо с толкованием читать, так вообще ничего не понятно.

— Они же уже при жизни разговаривают с Божией Матерью, святые. Те монахи, которые по-настоящему молятся.

— Это всё мы узнаем потом. Самая главная радость, что мы все будем вместе. Вся Церковь будет вместе. А еще Христос будет с нами. Если вы любите святых, то вы их там увидите. И, по-моему, Феофан Затворник говорил, что здорово же, когда у нас есть друзья на земле. Что случится плохое, вы к ним пойдете и помогут. Но тем более важно иметь себе друзей там, на Небе. И мы, действительно, можем подружиться со святыми. У каждого из нас есть такие святые, которые ближе нам. Допустим, святая великомученица Екатерина, будет её праздник в пятницу — кто-то помолится утром, и ладно, на работу пошел. А кто-то, кому она стала другом, обязательно подготовится, поедет в храм например, до работы, причастится…

Можно иметь себе друзей среди святых, даже нужно, и если вы подружились с ними на земле, вы увидите их и на небе. Вообще, говорят, что всех, кого вы успели полюбить при жизни, вы увидите там. Потому что любовь соединяет.

Продолжение следует...

Новости по теме

О молитве
Публикации 2 апреля 2024
О молитве

Второй воскресный день Великого поста посвящён памяти святителя Григория Паламы – одного из великих учителей молитвы, жившего на рубеже XIII-XIV столетий.

Новый год — время молитвы
Публикации 30 декабря 2023
Новый год — время молитвы

Для христианина праздник Нового Года — это повод вознести усердную молитву к Богу. Молитву благодарственную мы вознесём потому, что нам всегда есть, за что благодарить нашего Создателя.

Молитва — чудо на земле
Публикации 21 июня 2023
Молитва — чудо на земле

Человеку стоит лишь на мгновение расслабиться, сказать себе: «У меня все хорошо». И молитва уже не та, и душа не на месте. И главное, объяснить другим ближним, что есть молитва, сложно. Может, мы и не знаем эту «настоящую» молитву?

Цель нашей молитвы — это душевный покой почившего и мир с Богом
Публикации 3 июня 2023
Цель нашей молитвы — это душевный покой почившего и мир с Богом

В этом году Троицкая родительская суббота приходится на 3 июня. О том, как можно почтить память почившего человека и деятельно проявить к нему любовь — беседа с настоятелем Введенского Кизического монастыря города Казани игуменом Пименом (Ивентьевым).