Публикации

Проповедь митрополита Феофана в Неделю 24-ю по Пятидесятнице в Николо-Ильинской церкви села Верхний Услон

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
митрополит Феофан
Проповедь митрополита Феофана в Неделю 24-ю по Пятидесятнице в Николо-Ильинской церкви села Верхний Услон

11 ноября 2018 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан возглавил Божественную литургию в Николо-Ильинской церкви села Верхний Услон. После чтения Евангелия (Лк. 8:26-39, Мф. 11:27-30) архипастырь произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сейчас мы слушали повествование, как Господь изгнал беса — и не одного, а многих — из человека. Эти бесы творили страшное насилие над несчастным. Его не могли удержать цепи, его не могли принять в селение, ибо он пугал людей. Бесы гнали его в пустыню, где он творил нечто непотребное. И вот Господь встретил этого бесноватого, внутренняя сущность которого была поражена под влиянием диавольским. Как сказано, он возопил: «Что Тебе? Зачем Ты пришёл раньше времени мучить меня? Я — бес, легион бесов в этом человеке». И когда Господь принял решение изгнать его, то бес молил позволить ему вселиться в стадо свиней, которое паслось неподалеку, на берегу Генисаретского озера. Господь позволил, и эти бессловесные животные, гонимые бесами, бросаются с крутого обрыва в озеро и тонут.

Пастухи в ужасе: свиньи погибли. Они бегут в селение и рассказывают. Всё селение собирается и находит у ног Христа этого несчастного, из которого Господь изгнал бесов. Перед ними — здоровый человек, с не помраченным бесовским влиянием рассудком. Надо бы всем радоваться, но они испугались и вместо того, чтобы благодарить Христа, начали просить Его уйти. Христос покидает селение и за Ним стремится пойти исцелённый. Но Господь повелевает ему остаться и проповедовать, что сотворил с ним Бог.

Какое отношение это имеет к нам, ныне живущим? Часто бывает, что мы встречаемся с бесовским влиянием, которое льётся на нас с экранов телевидения, из интернета, с глянцевых обложек, от различных «увеселительных» центров, которые развращают душу и губят тело. Но мы не делаем выводов, а живем как те люди из Гадаринского селения. Мы свыклись с этой бесовщиной, нам кажется, что это нормально. Иногда спрашиваешь у человека верующего, ходящего в церковь: «У тебя есть дети?» «Да, есть». «И внуки?» «И внуки есть». «Ну, как они живут?» «Как все сейчас, гражданским браком». Блудилище назвали «гражданским браком»! И опасность в том, что это беззаконие мы уже принимаем как нечто нормальное, как норму жизни, и даже не думаем сопротивляться. И отговорка одна: так живут все, так живёт весь мир. Но в том и отличие человека верующего, христианина, что жизнь свою он не ориентирует «на всех», а живет как Бог велит, согласно Его законам.

Утром по обычаю я перечитываю Священное Писание. И сегодня остановился на сюжете, как ангелы, шедшие погубить Содом и Гоморру, явились Аврааму (Быт. 18-19). И сказали ему, что вопль земли Содомской и Гоморрской от беззаконий уже достигает небес и дальше нельзя терпеть. Авраам спрашивает, помилует ли Господь содомлян, если там найдется хотя бы 10 праведников. «Помилую». Но и Содом, и Гоморра были сожжены, и по сей день там Мёртвое море.

У кого-то вопрос, как к нам это относится? Посмотрите, что творится в мире — беззаконие в рамки закона возводят. Мы, православные, Русь Святая, тоже забываем Бога. Сколько нас в храме в воскресный день? Наверное, населения побольше, так называемого православного, в Верхнем Услоне? А приедет на сцену какая-нибудь птица с сомнительной репутацией, и битком будет — и молодёжи, и всех. Потому что забыли Бога, забыли свои пути. И сейчас слышим тревожные слухи о войне. А кто виноват? Мы сами. Если бы жили просто и по правде, по вере, по закону Божьему, то Господь дал бы нам и мир, и тишину, и благоденствие.

Господь положил мне на сердце сегодня приехать сюда, служить здесь, в этом храме. И совершенно неожиданно я узнал, что ровно сто лет расстреляли священника этого храма иерея Даниила. Он был учителем, уважаемым человеком, и в то тревожное время его упросили принять сан. Полгода всего был священником и его арестовали. Удивительная смелость у прихожан была — они собрались, чтобы просить новых властителей отпустить неповинного батюшку. Но машина репрессивная была уже запущена, и его расстреляли. В этом храме не было архиерейской службы 17 лет, и Господь привёл меня сюда, чтобы мы почтили молитвенно память священномученика иерея Даниила.

И вот то, о чём я сказал сегодня. Мы должны задуматься, что нам дороже: свиньи, о которых сожалели Гадаринские жители, или же изгнание бесов. Кто-то подумает, что это пустые страхи. Но нет, в том-то и хитрость дьявола, чтобы внушить людям, что его нет, через это он действует. Внимательно изучай, славянин, историю своего народа. Когда Россия становилась крепкой, могучей державой? Тогда, когда была с Богом и с верой, чтила законы Божии. И Господь умножал и народ, и силу России, и пространство, и был с народом. Потом наступило упоение: «Мы новый мир построим». До основания разрушили страну, а потом? Кто-то мне сейчас отвечает: «А потом мы стали промышленной страной, в космос полетели». Было всё это, было. И войну выиграли Вторую мировую. Войну выиграли, потому что защищали Отечество. Но и ста лет не прошло, и с этими великими замыслами и победами ещё раз разрушили страну.

Вновь перед нами вызовы с разных сторон. Нас манили «свободами» и демократией — и разорили страну, экономически подкосили, нравственно разложили. В конечном же итоге, всё направлено на то, чтобы поставить нас на колени. Нет, не удастся. А нам надо помнить, что сила народа заключается в вере, в преданности отеческим корням. Наши корни в вере православной. Пусть и сегодняшнее Евангельское повествование, и память о священномученике иерее Данииле, и грядущие угрозы напоминают, в чем наша сила, где наш фундамент, наша твердыня и вера наша. Аминь.

Теги:
Исцеление гадаринского бесноватого
митрополит Феофан
слово митрополита Феофана
проповеди

Все публикации