Публикации

Митрофан Воронежский: священник, епископ, святой

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Анжела КИСЕЛЁВА
Митрофан Воронежский: священник, епископ, святой

17 сентября — память широко почитаемого и любимого в народе святого Митрофана Воронежского. Он прожил удивительную жизнь, наполненную трудами и подвигом христианской веры. Его жизненные принципы и наставления, которые он оставил для нас, мирян, и пастырей Церкви — важное руководство на пути к вере православной и ко спасению во Христе.


Смирение и рассудительность

Будущего святителя Митрофана в миру звали Михаилом. Служил он простым священником в селе Сидоровском неподалеку от города Шуя. У него была семья: жена и любимый сын Ванечка. Он был заботливым отцом, о чем даже сохранились сведения. Однако к сорока годам святитель овдовел. Он принимает решение уйти в монастырь. Своим местожительством он выбирает Золотниковский Успенский монастырь, где и был пострижен в монашеский чин с именем Митрофан. Наверняка святой стремился к уединенной молитвенной жизни, однако его усердие, благочестие и рассудительность стали известны в монашеской среде. Уже через три года братия Яхромского Космина монастыря стали просить в игумены непременно Митрофана. Тогда подвижник был рукоположен в сан иерея, а затем возведен в игумены Яхромской обители. Затем ему поручают более широкую Унженскую обитель. А когда образовалась Воронежская епархия, первым епископом по предложению самого царя Феодора Алексеевича стал игумен Митрофан.

Известно, что святитель вел строгую подвижническую жизнь, был редким молитвенником. Помощь Божия и благоволение сопутствовали ему, и он с неутомимым усердием обустраивал вверенные ему земли и обители. Его величает Ивановская земля, где он родился, жил, принял монашеский чин; Владимирская земля, где был игуменом и наставником монашествующих и мирян; Костромская земля, где он также был игуменом и добрым пастырем; ну и, конечно, Воронежский край, где он служил на протяжении двадцати лет и принес немало пользы не только своей епархии, но и всему государству. За эти годы на Воронежской земле было открыто множество церквей и построены монастыри.

Исполнение пастырского долга и духовная чистота

Время епископства святителя Митрофана пришлось на сложные, переломные для государства годы. Да и Воронежская епархия тогда не была процветающей, а, скорее, одной из беднейших. Воронежский край требовал немалых усилий со стороны пастыря. Большая работа предстояла с людьми, которые жили тогда на этих землях. Население было сложным по составу: беглые крестьяне, инвалиды, невольные переселенцы, много язычников, семей, оставшихся без кормильцев. Храмов было мало, в монастырях порядка не было, процветало обмирщение.

В одном из своих писем епископ Митрофан пишет: «У нас место окраинное и всякого чину люди обвыкли жить не подвластно, по своей воле». Среди народа царило недоверие к Православной вере, суеверия, влияние старообрядцев. Образованных священников, способных противостоять этому, не хватало. Это положение дел в Воронежской епархии и призван был изменить новый архипастырь. И Господь помогал ему в этой многотрудной задаче.

Первым делом святитель рассылает священникам обращение, в котором пишет: «Вы — ангелы, которых Бог послал в пустыню, чтобы раздавать народу манну Господню. В своих молитвах вы должны подражать пророку Моисею и святому Павлу, которые ревностно просили за народ Божий». Он призывал каждого священника к самоотверженному исполнению пастырского долга.

Святой Митрофан объездил обители своей епархии, где приложил немало усилий для восстановления подвижнического духа в монастырях. Конечно, внутреннее духовное горение и благодать Божия помогала святому в этом сложном деле.

Вся жизнь — беспрерывный пример доброты

В годы служения святого Митрофана в Воронеже строился Азовский флот. Специально для этого по приказу Петра I туда пригнали более 20 тысяч крестьян и мелких служилых людей из окрестных сел и городов. Сюда стали стягивать силы и средства для строительства военных кораблей. Однако условия жизни людей оставляли желать лучшего. Многие крестьяне умирали от тяжелой работы и болезней, не хватало еды. Тех, кто пытался бежать, избивали и возвращали к работам на верфях.

Известно, что святитель Митрофан всегда был доступен для простых людей. Он навещал больных и заключенных. Архиерейский дом при нем был пристанищем обездоленных. Тех крестьян, которые умирали в Воронеже, вдали от родного края (а их было немало!), святой погребал на свои средства, молился за них, но особенно за тех, кто скончался, не удостоившись последнего покаяния и причастия.    

Святитель много раздавал милостыни. Правилом его жизни было: ничего не оставлять себе, а отдавать все ближнему. Так он жил сам и учил этому других. Разъезжая по епархии, он брал с собой деньги, чтобы их все без остатка раздать погорельцам, убогим, ссылочным, людям, находящимся в тюрьмах, сиротам. Своей молитвой и духовным горением он согревал сердца простых людей, подчас озлобленных и осиротевших на доброе.

Большое внимание святитель уделял укреплению семьи, предписывал строгое наблюдение Церковью соблюдения брака среди пасомых. При его служении в некоторых селах возникли школы.

Твердость в вере и непоколебимость

Несмотря на милосердие и доброту сердечную, святитель всегда оставался строг к духовенству и непоколебим в истинах веры православной. Он был свидетелем бунта раскольников и присутствовал на прениях о вере между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Святитель Митрофан был обличителем раскольнического движения, прилагал усилия для прекращения распространения влияния старообрядцев, и выступал за истинность Православия и единство.

Глубоко почитал епископа Митрофана император Петр I. Государь часто бывал в Воронеже по государственным делам при строительстве Азовского флота. При этом он посещал Владыку, советовался с ним. Святитель Митрофан оказывал поддержку Петру I в его нововведениях, способствующих развитию и процветанию государства. Однако молодой и горячий император состоял в сложных отношениях с Церковью. И вот в таких проявлениях святой был непримирим.

Интересен случай, который произошел между императором и святителем.

Однажды прибыв в Воронеж, Петр I послал за епископом Митрофаном для беседы. Естественно, тот поспешил к императору. Однако дойдя до адмиралтейства, святитель увидел статуи языческих богов — скорее всего, это были изваяния персонажей из античного пантеона. Истинный последователь и богобоязненный подвижник тут же поворачивает обратно, не зайдя в здание. Государю передали это, и он вновь посылает к епископу. И тот через посланников передает ему, что «пока тот не уберет языческих богов, он не может войти во дворец». Петр I пришел в ярость, услышав эти слова. Он отправляет к нему людей с посланием, что если владыка не придет, «то ослушанием придержащей власти подвергнет себя смертной казни».

Святитель, твердо стоя на своих убеждениях, начинает готовиться к мученической смерти. Под вечер Петр I слышит благовест в большой соборный колокол. Праздника никакого тогда не было, и император недоумевает о причине колокольного звона. Ему передали, что владыка Митрофан готовится к смерти. «По­не­же мне от его ве­ли­че­ства ска­за­на смерть, то­го ра­ди я, яко че­ло­век греш­ный, должен пред смер­тию сво­ею при­несть Гос­по­ду Бо­гу по­ка­я­ние и ис­про­сить гре­хов сво­их про­ще­ние со­бор­ным мо­ле­ни­ем и для се­го я на­зна­чил быть все­нощ­но­му бде­нию», — от­ве­чал свя­той.

Петр I, поразившись стойкости веры святителя, отдал приказание немедленно убрать статуи языческих богов. К слову, до последних дней жизни Владыки Митрофана государь питал самые теплые чувства к нему, на смертном одре держал его руку и самолично нес гроб с телом.

Выдержки из духовного завещания святителя Митрофана Воронежского

— К тому же, братия и чада мои, Божественное Писание любите и в нем поучайтесь: чтение Писаний есть отверзение небесам. 

— Да пребывают все православные христиане в прародительской вере своей благочестиво и праведно со всяким старанием, и следует жительствовать в чистоте, в воздержании и святыне и в покаянии, быть образом благих дел; по святому апостолу, народам своей епархии желаю быть благочестивыми.

— Так как без правой веры Богу угодити невозможно, также и без Святой Восточной Церкви мудрования и светлого богопреданного ее учения невозможно никому спастись; и о том через святый Символ веры исповедуем Церковь единой, Святой, Соборной и Апостольской, и так ее хранить от всяких ересей и от соблазнительных наветов оберегать.  

— …люди нашей епархии всякого чина пусть живут по чину своему и со всяким вниманием и умеренностью, кому что должно и кому что прилично. И на всякие неполезные дела пусть не растрачиваются и не приходят таким образом в последнюю скудость и убожество. Излишество во всем — дело непотребное; по апостолу же, весьма неполезны кому-либо смехотворство и играния; и многое питие каждому вредно и грешно.

— Употреби труд, храни умеренность — богат будешь.

— Воздержанно пей, мало ешь — здрав будешь.

— Твори благо, бегай злого — спасен будешь.

Скончался святитель в 1703 году в глубокой старости, приняв схиму с именем Макарий. Гроб с телом был поставлен в соборной Благовещенской церкви. При перенесении мощей они были обнаружены нетленными. Так и без того непрекращающаяся молва о святости почившего владыки, утвердилась. В 1831 году прошло официальное донесение Синоду о чудесах, которые происходили на гробнице святителя. В августе 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем и канонизация святителя Митрофана. Слава о чудесах Воронежского чудотворца разошлась далеко за пределы Воронежского края. Сегодня святитель Митрофан — один из самых почитаемых святых в народе. Согревая своей сердечной теплотой людей еще при жизни, он продолжает предстоять пред Господом в молитве за всех нас.

Теги:
святитель Митрофан Воронежский
святые и святыни

Все публикации