Публикации

Митрополит Феофан: За каждым из выдающихся произведений искусства стоит соработничество Бога и человека

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
митрополит Феофан
Митрополит Феофан: За каждым из выдающихся произведений искусства стоит соработничество Бога и человека

6 сентября 2018 года в городе Болгар в рамках Казанского форума по межкультурному диалогу состоялся круглый стол «Роль ООН и ЮНЕСКО в сохранении культурного разнообразия человечества, как императива гуманитарной безопасности и устойчивого развития». Русскую Православную Церковь на форуме представлял митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

Приветствую участников круглого стола, представляющих государства, экспертное сообщество, религиозные общины — всех, кто рассматривает ЮНЕСКО как ведущую международную организацию, отвечающую за сохранение культурного многообразия человечества.

Русская Православная Церковь последовательно выступает за сохранение и укрепление роли ЮНЕСКО в области культуры. Мы видим в этой организации объединение не только государств, но и людей, для которых ценность мировой культуры носит абсолютное значение, а ее защита является не только выполнением служебных функций, но и жизненным призванием.

Мы, люди Церкви, помним, что во времена, когда верующие в нашей стране подвергались систематическим преследованиям, храмы разрушались, многие работники культуры пытались всеми силами сдерживать агрессию безбожного государства против религиозной культуры. Этими жертвенными трудами были сохранены многие памятники духовной культуры России, которые находились на грани уничтожения.

В наши дни мы поддерживаем диалог с ЮНЕСКО по вопросам управления объектами Всемирного наследия религиозного значения. Некогда, усилиями ряда государств, в том числе социалистических, в документах ЮНЕСКО не получили должного закрепления права и обязанности религиозных общин, связанных с управлением объектами Всемирного наследия религиозного назначения.

Теперь настало время, чтобы верующие люди получили закрепленную международными нормами возможность сохранять и развивать религиозную жизнь на объектах ЮНЕСКО, признанных Всемирным наследием человечества. Православные храмы, мусульманские мечети, иудейские синагоги не надо защищать от верующих, как это делалось в безбожные времена. Надо предоставить возможность людям веры стать полноправными участниками процесса управления объектами Всемирного наследия, имеющими религиозное происхождение и предназначение.

В Татарстанской митрополии находится Казанский Кремль — важнейший объект Всемирного наследия, символизирующий религиозное и культурное многообразие не только Республики Татарстан, но и всей России, где на протяжении многих веков мирно сосуществуют последователи всех мировых религий. Однако культурное и религиозное многообразие общества не может поддерживаться исключительно усилиями государства. По государственной программе можно отремонтировать культовое здание, но нет такой государственной программы, которая наполнила бы храм молитвой и духовной жизнью. Нет и такой государственной программы, которая гарантировала бы создание мировых шедевров религиозного искусства, потому что за каждым из выдающихся произведений искусства стоит божественное вдохновение, соработничество Бога — Творца мира, и человека, имеющего в Боге источник своего творчества.

Что такое культурное многообразие? Согласно библейскому повествованию в его основе лежало Вавилонское столпотворение – событие многозначное с точки зрения религиозных смыслов, которое указывает нам на то, что дарование людям разных языков, результатом чего стало разделение человечества на разные народы (замечу здесь, что по-церковнославянски «язык» означает народ), являлось актом Божественного провидения. Каждый человек сотворен по образу и подобию Создателя, но народы земли отличаются между собой, и у этих различий есть смысл. У каждого народа по замыслу Божию есть свое предназначение, но каждому дарована свобода уподобиться Творцу в делании добра, в том числе в создании произведений культуры и искусства. Взирая на культурное многообразие мира, его красоту, мы удостоверяемся в величии Божием. Культурное многообразие мира имеет для Церкви не меньшую ценность, чем для ЮНЕСКО, ведь в отличных друг от друга культурах мировых цивилизаций мы видим богатство, данное человечеству Богом.

Само понятие культуры восходит к религиозному культу, ведь история человечества не знает атеистических цивилизаций. Произведения искусства создавались во всех культурах мира не для последующей продажи на аукционах и не для того, чтобы быть украшением музеев или частных коллекций. Древние скульпторы, архитекторы, живописцы считали свое творчество средством общения с Богом. Люди, одаренные в творческом плане, рассматривали свое искусство как служение Богу. Так, например, неслучайно древнерусский иконописец Андрей Рублев, автор знаменитого шедевра — иконы «Святой Троицы», был причислен Церковью к лику святых, ведь в основе его творчества лежал великий духовный подвиг, сопровождавшийся сугубой молитвой и постом.

Специалисты по истории цивилизаций установили, что в истории человечества именно религиозная мотивация народов была ключевым фактором, который предопределял появление высокоразвитых цивилизаций, создавших огромное многообразие культурных сокровищ человечества, многие из которых и поныне ожидают своих исследователей.

Кто-то возразит мне, что есть и светская культура, есть произведения искусства, как будто бы не имеющие в себе религиозной идеи. Наверное, это так. Но сравните пласт религиозно фундированной культуры мира с современным искусством. Если мы потеряем способность понимать и чувствовать религиозный фундамент культуры человечества, то это может стать катастрофой для человечества. Мы попросту разучимся понимать смысл произведений религиозного искусства, а потом и разуверимся в их ценности.

Убежден, что принцип светскости, который лежит в основе деятельности ЮНЕСКО, не должен подменяться радикальным секуляризмом, выражающимся в подозрении и недоверии ко всему, что связано с религиозными группами. Русская Православная Церковь последовательно призывает международные организации, и в первую очередь, ЮНЕСКО, к большей гибкости в данном вопросе, к открытости к диалогу с представителями, в первую очередь, традиционных религий, способности видеть их партнерами в защите культурного многообразия человечества.

Светскость не должна превращаться в некую догму, мешающую развитию диалога ЮНЕСКО с религиозными общинами мира. Мы видим, что религиозность, выдавливаемая за пределы деятельности мирового сообщества под предлогом светскости, становится питательной средой для развития экстремистских явлений псевдорелигиозной направленности.

Вот, например, вопросы богословских знаний, очевидно считаются выходящими за пределы образовательного мандата ЮНЕСКО. Казалось бы, это справедливо, ведь религиозное образование — сфера деятельности исключительно религиозных общин. Но реальное положение дел заключается в том, что дефицит богословских знаний в мире, отсутствие должного внимания к ним со стороны государств и международных организаций, порождает целые поколения абсолютно невежественных в вопросах веры людей. Эти люди становятся легкой добычей для проповедников религиозного экстремизма и пополняют ряды ИГИЛ (запрещенная в России организация) и других вооруженных формирований такого рода. Имеем ли мы право говорить в этой ситуации о том, что религиозное невежество не должно являться предметом обеспокоенности?

Русская Православная Церковь заинтересована в углублении сотрудничества с ЮНЕСКО, которое за годы объединило вокруг себя сообщество признанных профессионалов, накопивших уникальный опыт защиты культурного многообразия в мире.

В рамках данного круглого стола мы говорим о гуманитарной безопасности, о безопасности личности и всего человечества. Такая безопасность немыслима без уважения к человеку как носителю образа Божия. Подлинное уважение к человеку — это не просто следование норме закона, это непрекращающийся процесс выстраивания отношений внутри человеческого общества на основе фундаментальных для всех мировых религий принципов — таких как, справедливость, мир и любовь. С точки зрения Православной Церкви источник этих сил лежит в христианской вере и выросшей на ее основе созидательной религиозной культуре. Это обстоятельство невозможно игнорировать в рамках диалога и сотрудничества религиозных общин с ЮНЕСКО.

Благодарю за внимание.

Теги:
ЮНЕСКО
Церковь и общество
митрополит Феофан
слово митрополита Феофана

Все публикации