Протоиерей Андрей Дубровин — о прошлом, настоящем и будущем Закамского благочиния

3286
Фото

Закамье — одна из самых удаленных территорий от административного центра республики и епархии: расстояние от Набережных Челнов до Казани составляет около 220 километров. Конечно, это еще не сибирские расстояния, но по сравнению с центральной Россией выглядит впечатляюще. Строительство храмов в Закамье началось XVI—XVII веках, вскоре после заселения этих мест русскими. Позже стараниями благотворителей из знаменитой династии елабужских купцов Стахеевых на месте первых деревянных церквей были возведены каменные. Закамское благочиние объединяет территории Тукаевского и Мензелинского районов Республики Татарстан. До революции эти земли на левом берегу Камы входили в состав Уфимской губернии, а в 1920 году были переданы новообразованной Автономной Татарской ССР. С тех пор православные приходы этих районов (до 1927 года они именовались кантонами) перешли в юрисдикцию Казанской епархии.

В дореволюционную эпоху на территории благочиния находилось, по крайней мере, два монастыря, которые, к сожалению, не сохранились. Об одном из них известно только то, что находился он в районе нынешних Набережных Челнов и был сожжен во время одного из народных восстаний XVII века. Другая обитель — Мензелинский Пророко-Ильинский женский монастырь — известен, главным образом, благодаря преподобномученице Маргарите (Гунаронуло), прославленной в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В годы советской власти в Закамье оставался только один действующий храм — кладбищенская церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Мензелинске, действующая и по сей день.

В наши дни в благочинии активно возрождаются сельские храмы, пострадавшие во время гонений. Строятся и новые, потребность в них ощущается особенно сильно в Набережных Челнах — городе, построенном в советское время, где на более чем полмиллиона населения приходится всего семь приходов.

Благодаря своему географическому расположению в течение долгого времени Закамское благочиние развивалось достаточно самостоятельно и при этом добилось значительных успехов, особенно в сфере образования — в этом большая заслуга духовно-просветительского центра имени святителя Гурия Казанского при Свято-Вознесенском архиерейском подворье Набережных Челнов. Представляем вашему вниманию интервью с благочинным округа, настоятелем Свято-Вознесенского собора Набережных Челнов протоиереем Андреем Дубровиным, в котором он рассказал о положении дел в Закамье и об особенностях церковной жизни региона.

— Отец Андрей, наверное, у каждого благочиния есть своя уникальная история или особенность, которая задает вектор его развития в нынешнее время…

— Вы совершенно верно подметили: везде есть свои особенности, но вместе с этим у всех благочиний есть и нечто общее — это люди, активные и деятельные прихожане, которые трудятся во Славу Божию, строят и восстанавливают храмы, объединяя вокруг себя множество своих земляков. Такие люди есть и на нашей земле, и в нашем благочинии. Я руковожу им всего несколько лет, а до меня очень долго — с 1992 по 2011 год — благочинным был протоиерей Олег Богданов, настоятель храма Космы и Дамиана, причем в период его руководства территориально благочиние было значительно больше, нежели сейчас: в его состав входили части нынешних Альметьевской и Чистопольской епархий, а также Менделеевского и Агрызского районов.

Это была огромная территория, которая развивалась благодаря неутомимому труду отца Олега. Этот человек и по сей день остается для всех нас неиссякаемым источником энергии и вдохновения. Он может рассказать, как открывался каждый приход, всегда готов поделиться опытом, бесконечно любит молодежь и до сих пор с удовольствием печется о ней. Все основные направления церковной работы Закамья развиваются сегодня с учетом тех высоких стартовых позиций, которые были заданы прежним благочинным.

Отец Олег сыграл большую роль и в моей жизни. Именно по его настоянию я, будучи еще мирянином, стал директором открытого его трудами филиала Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Набережных Челнах. В то время в благочинии действовало несколько воскресных школ, выпускники которых также стали студентами филиала. Через эту образовательную систему прошло более 120 человек, многие из них впоследствии стали священнослужителями и сегодня успешно служат в приходах не только нашего благочиния, но и далеко за его пределами. Это тот кадровый ресурс, который обеспечил развитие Православия в нашем крае.

— Развитие благочиния невозможно без конструктивного и тесного взаимодействия с местной администрацией. Как вы оцениваете уровень этого взаимодействия?

— Отношения с властями, безусловно, всегда зависят от каждого отдельного настоятеля, от руководителя прихода, но во всех случаях они основаны на взаимном уважении и общих целях. Я, например, тружусь в Боровецком храме Набережных Челнов уже двадцать лет, и всегда, даже в самые непростые времена, нам удавалось налаживать конструктивный диалог с местными властями. С приходом на Казанскую кафедру владыки Феофана взаимодействие с руководством города и республики стало более интенсивным, многие проекты перешли в практическую плоскость. Так, впервые за последние двадцать пять лет в Набережных Челнах Церковь получила землю для приходов. Это особенно ценно, потому что свободной земли в городе практически не осталось. Она находится или в собственности, или зарезервирована под строительство различных объектов.

— Насколько активно местные власти помогают в деле возрождения православных храмов?

— С Божией помощью работа понемногу идет. Важно отметить, что местная администрация в равной мере уделяет внимание возрождению как православных храмов, так и мусульманских мечетей. Недавно в селе Мелекес нашего благочиния на местном кладбище установили рядом часовенку и небольшую мечеть. Глава администрации соседнего поселка решил последовать примеру, и сейчас решается вопрос о возведении православного и мусульманского храмов на территории Круглого Поля. Благое начинание стало распространяться: это замечательный образец уважительного отношения к людям разных вероисповеданий, живущих на нашей земле.

— Визитной карточкой Закамского края является казачество, которое здесь активно развивается. Как выстраиваются отношения Церкви и казаков сегодня?

— Казачество в нашей епархии имеет достаточно глубокие корни. Дело в том, что именно здесь проходила Камская казачья засечная линия, сюда селили казаков для охраны границ от нападений с юга. Поэтому продолжение казачьих традиций во многом обусловлено генетической памятью потомков воинов — защитников этой земли. В Мензелинске, например, есть родовые казаки, в чьих семьях традиции казачества сохраняются и живут уже несколько веков подряд.

Долгое время казаки не имели единой структуры и относили себя к разным войскам и округам. Поэтому работать с ними было непросто, да и, честно сказать, не всегда эта работа активно велась. Владыка Феофан с первых дней своего пребывания в Татарстане потребовал активизации работы с казачеством и поручил мне заниматься этим вопросом в Набережных Челнах. Большим подспорьем в работе стало недавнее разделение территории России на казачьи округа — мы вошли в состав Волжского войска. Это во многом облегчило задачу по созданию городских, хуторских и станичных казачьих организаций. Мы хорошо понимаем важность этой работы. Казакам всегда было свойственно проявлять свой патриотизм активно, через действие. Мы стараемся поддерживать эти настроения и содействовать их распространению. Многие казаки стремятся больше узнать о Православии, о его традициях и обрядах. Мы работаем с ними, проводим занятия, причем ведут эти занятия не только священники, а зачастую и сами казаки. Так, при нашем храме занятия ведет атаман — выпускник нашей школы катехизаторов. Постепенно казаки стали нашими добрыми помощниками: активно содействуют работе приходов, поддерживают порядок, участвуют в местной общественной жизни. И люди видят это. И это видят власти, которые также содействуют развитию казачества. Конечно, не всегда и не везде это проходит гладко, но, полагаю, большим подспорьем на этом пути станет принятие федерального закона о казачестве, который будет регулировать деятельность казаков уже на общероссийском уровне.

— Как известно, наше будущее — это молодежь. Как в благочинии организована работа с подрастающим поколением?

— В первую очередь мы стараемся развивать и поддерживать систему воскресных школ, которые сформировались еще в 1990-е годы, имеют сложившиеся традиции и очень востребованы. Костяк педагогических коллективов этих школ составили выпускники филиала ПСТГУ, о котором я уже упоминал.

Но мы стали отмечать, что работы с молодежью только в рамках воскресных школ уже недостаточно: некоторые ребята, несколько лет посещающие школу, стали ошибочно полагать, что уже все узнали о Православии, и стали посматривать в сторону улицы, реже ходить на занятия, пропускать встречи и беседы. Поэтому мы задумались о создании молодежного объединения, куда они могли бы прийти, прежде всего, для общения, для совместного досуга. Так возник «Клуб святителя Николая», который изначально занимался военно-патриотической работой, а впоследствии стал готовить юных спасателей. Большую помощь в создании клуба нам оказали сотрудники местного отделения МЧС, которые курируют его работу, проводят занятия с детьми, организуют выездные сборы и учения. Этот клуб мы назвали «Спас», и сегодня он располагается в специально построенном многопрофильном центре со спортивным залом, скалодромом и классами для теоретических занятий.

— О чем мечтает закамский благочинный? Какие задачи стоят перед ним сегодня?

— Все мои мысли сегодня заняты строительством православной гимназии в Набережных Челнах. Этот проект инициирован владыкой Феофаном, он много времени и внимания уделяет его реализации, постоянно требует от нас движения в этом направлении. Сейчас проект обсуждается с администрацией города. Гимназия станет уникальным образовательным учреждением, ее учебные корпуса, где будут обучаться дети разного возраста, расположатся на территории храма великомученика Георгия Победоносца. Гимназия для меня не только мечта, но и дело всей жизни, главная забота каждого дня.

Журнал «Православный собеседник», № 2 (09), 2018 г.

Новости по теме

«Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани «Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани

В беседе с ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Ольгой Павловой она рассказала об интересных страницах истории города, поделилась особенностями своей профессии и личными открытиями.

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

На территории Георгиевского прихода в Набережных Челнах продолжается строительство православной гимназии На территории Георгиевского прихода в Набережных Челнах продолжается строительство православной гимназии

В Набережных Челнах продолжается строительство православной гимназии на территории прихода великомученика Георгия Победоносца.

«Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи «Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи

Гостья из Ярославской области ответила на вопросы ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Екатерины Никитиной, касающиеся традиционных устоев семьи и предсвадебного периода — «Как раньше гуляли молодые?», «Можно ли было влюбиться?», «Почему появились песни о несчастной любви?».