Митрополит Феофан: «Пасха — победа жизни над смертью, а жизнь — это всегда главное»

7302
Фото

11 апреля 2018 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан стал гостем программы «Главные новости» на телеканале «Татарстан 24», где ответил на вопросы ведущей Маргариты Юргенсон.

М. Юргенсон: Эта неделя — Пасхальная, большой праздник мы отмечали в минувшее воскресенье. Сегодня у нас в гостях митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Здравствуйте!

Митрополит Феофан: Добрый день!

М. Юргенсон: Как я уже сказала, мы отметили большой и светлый праздник Пасхи. Именно Пасха вошла в тройку самых популярных праздников в России. Как Вы считаете, почему?

Митрополит Феофан: Пасха — символ победы жизни над смертью. Христос, воплощенный Бог, был распят на кресте, умерщвлен и погребен — и воскрес. Думали, что распяли обычного человека и на этом конец, а Христос воскрес, воскрес как Бог с человеческой плотью. Значит, все без исключения обязательно воскреснут для Суда. Пасха — победа жизни над смертью, а жизнь — это всегда главное.

М. Юргенсон: Известно, что в праздничную ночь все храмы были заполнены. Было очень много молодежи. Как Вы считаете, с чем это связано?

Митрополит Феофан: Один из лидеров нашего государства обещал к 1980 году показать «последнего попа по телевидению». Но жизнь невозможно убить, и вера — это не человеческое измышление, как преподносили атеисты, а Божественный дар. То, что связано с Богом, не может умереть, и люди просыпаются.

Скажу по опыту Раифы, где третий год я Пасху встречаю. Если первый год все-таки было немножко, как в советский период — как на зрелище на крестный ход пришли, а затем храм пустой, — то на этот раз к моему великому и радостному удивлению крестный ход прошел торжественно. И хотя погода была не из лучших — полный храм, две трети мужчин в возрасте до 50 лет, не старше. Представьте себе: у нас в православном храме две трети мужчины! И я тогда ещё раз подумал, что невозможно убить веру.

Обычно говорили, что храм и Православие — удел стариков и старух. Я всегда отвечал, что вера — удел Александров Невских, Димитриев Донских, Суворовых, Кутузовых, Жуковых. Я перечисляю великих людей, которые были глубоко верующими. И слава Богу, что мы возвращаемся к вере своих отцов. Меня также радует, что возрождение идет и в исламе, потому что наши традиционные верования сохраняют народ от нравственного распада. В этом самая большая опасность!

М. Юргенсон: Накануне Вы побывали в Челнах, совершили во вторник Светлой седмицы богослужение на Вознесенском архиерейском подворье. Как прошло богослужение? О чём говорили?

Митрополит Феофан: Просто сказать «замечательно», наверное, не то. Я видел радостные лица и, несмотря на рабочий день, храм не вместил народ. Детишки встречали своего архипастыря, пасхальная радость светилась на их лицах. И я им сказал, что независимо от усталости, накопившейся за предыдущие дни, и количества километров, я был и буду в самом удаленном уголке, тем более, в таком замечательном городе как Набережные Челны.

М. Юргенсон: И еще немного о Набережных Челнах. В эти дни колокольня Боровецкой церкви открыта для всех желающих. Пасхальная неделя — это единственное время в году, когда верующим разрешено звонить в колокола и таким образом выражать радость по случаю главного православного праздника. Я думаю, что такая возможность есть и у казанских жителей?

Митрополит Феофан: Конечно, такая возможность есть. Это старинная традиция, когда в Пасхальную неделю дозволялось мирянам приходить и испытывать свои способности в искусстве звона. Вообще звон — удивительное дело. Есть и радостный звон, и печальный. Колокола служили и маяком, чтобы сбившийся с дороги путник мог найти жилище… Иногда говорят, что «колокола нам будут мешать». Но колокола всегда способствовали умиротворению, а это очень важно.

М. Юргенсон: У нас есть звонок в студию.

Зрительница: Христос Воскресе! Батюшка, отец Феофан! Меня зовут Маргарита. У меня такой вопрос. 8 числа, в день Пасхи, умер двоюродный братишка мой от цирроза печени. Братишка выпивал. Как известно, пьяницы не наследуют Царствия Небесного (см. 1Кор. 6:10). Как нам правильно помолиться за него, чтобы облегчить его участь перед Судом Божьим? Сам по себе братишка был по жизни очень добрый, но вот такая слабость у него была.

Митрополит Феофан: Спасибо большое, я услышал Ваш вопрос.

Первое утешение для Вас и для родственников, что он умер в день Святой Пасхи. В это время неслучайно открыты Царские врата в храмах как свидетельство того, как накануне Пасхи Сам Христос входит во ад и выводит оттуда людей. Поэтому Вы должны молиться за своего брата и в меру Ваших возможностей творить милостыню. Если нет возможности материально кому-то помочь, то ради брата пойдите в больницу, помогите тем, к кому некому прийти, посетите старушку, старика какого-то бездомного. Это будет самая лучшая помощь Вашему брату. А суд отдайте Богу. Помогай Вам Господь!

М. Юргенсон: Завтра День космонавтики. Как Вы относитесь к этому празднику?

Митрополит Феофан: Лучше сказать, к памятному дню. Я отношусь положительно, ведь Господь не запрещал познавать, в том числе, пределы Вселенной, и это в какой-то степени высшее достижение человеческого разума. Но что такое космонавтика? Из Библии известно, что пророк Илия вознесся на небо на огненной колеснице за несколько тысячелетий до Гагарина. Поэтому отношусь совершенно спокойно, позитивно. Говорили, что «Гагарин летал и Бога не видел». Не там искал! Надо помнить, что Бог имеет совершенно иные свойства, Он невидим, Бог есть Дух. Вот когда человек достигнет такого нравственного состояния, чтобы духовными очами смотреть, тогда и будет дано видеть Божие присутствие. Юрий Гагарин летел как обычный человек — хороший, добрый, способный. Ему дай Бог чести и славы. Тогда не видел Бога, а теперь раб Божий Юрий, не сомневаюсь, видит и знает, что Бог есть. И всех поздравляю с этим памятным днём.

М. Юргенсон: Возвращаясь к Пасхе. Мы знаем, что Вы посетили в этот праздничный день СИЗО №2. Почему выбрали именно этот праздник для посещения?

Митрополит Феофан: Я ведь сказал, что Христос даже в ад сходил именно в эти святые дни. СИЗО — это не самое лучшее место, и когда я побывал там, то от многих услышал, что находиться там гораздо сложней и тяжелей, чем в колонии. Это своего рода тюрьма, полностью замкнутое пространство. Если в колонии люди уже знают, что осуждены и на какой срок, то здесь люди в ожидании, они не знают, какова будет их судьба. Я шёл в СИЗО к личностям. Какая разница, в СИЗО человек или заседает в каких-то палатах? Личность — в первую очередь. Нет человека, которого следует игнорировать. Вспомните пример двух разбойников на кресте (Лк. 23:39-43). Один хулил Христа, а второй признал Его за истинного Бога, осознал свою греховность и вошел первым в рай — не какой-то праведник, человек, творивший добрые дела, исполнявший закон, а покаявшийся разбойник. Поэтому я считаю, что посещение в день Святой Пасхи СИЗО — это моя нравственная обязанность. Если для них принес немножко радости, утешения — слава Богу!

М. Юргенсон: Во время нахождения в СИЗО Вы подчеркнули, что, чем больше храмов и мечетей, тем меньше тюрем. Сколько должно быть в России храмов и мечетей, чтобы не было тюрем вообще? И возможно ли такое?

Митрополит Феофан: На вопрос сколько, никто Вам не ответит. Но Святейший Патриарх Кирилл, когда обосновывал программу строительства в Москве 200 новых храмов, исходил из хотя бы одного храма на 20 000 населения. У меня спрашивают, достаточно ли православных храмов в Казани. Нет, не достаточно. Когда мы строим новый квартал, то хотим, чтобы в этом квартале были школа, больница, культурное заведение — объекты социальной значимости. А храм, может быть, объект ещё более «социальный»! Туда идут наши люди, налогоплательщики. Больница и школа строятся за счет налогоплательщиков, но и верующие люди имеют право на храмы и мечети.

Сколько должно их быть, чтобы тюрем не было вообще? Ясно, что тюрьмы, к сожалению, останутся, потому что человечество живёт во многом вразрез с теми нормами, которые оставил нам Бог. Но, с другой стороны, у человечества есть возможность через приобщение к Божественным нормам избежать нарушения гражданских постановлений, законов, и тем самым способствовать тому, чтобы зарастали тропы в тюрьмы. Если хорошая дорога — к храму, то плохая, заросшая — в тюрьму.

М. Юргенсон: Мы провели голосование в группе «ВКонтакте» медиаканала «Татарстан-24», задав вопрос нашим подписчикам: «Как часто вы посещаете храмы?» Лидирующее количество голосов набрал ответ: «Несколько раз в год».

Митрополит Феофан: Замечательно. Люди посещают храмы и мечети. Если Вы спросите, почему их мало, я отвечу, что сто лет как земля напалмом выжигалась вера. Выжженная земля многие годы не плодоносит, нужны время и труд. Почти столетнее безбожие на просторах нашей великой страны, которое выжигало в первую очередь наши традиционные верования — и Православие, и ислам, — принесло огромный вред. И наша с вами задача, и задача государственной власти — восстанавливать. Поверьте, возродится вера традиционная наших народов, возрождаться будет и государство.

Ведущая: Владыка, я благодарю Вас за беседу! Приходите к нам ещё. Всего доброго, до свидания!

Митрополит Феофан: Спасибо! Ещё раз с праздником Пасхи! Христос Воскресе! Храни вас всех Господь, и нашу любимую Казань, Татарстан, и замечательный телеканал «Татарстан-24», и «ЭФИР».

Новости по теме

«Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани «Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани

В беседе с ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Ольгой Павловой она рассказала об интересных страницах истории города, поделилась особенностями своей профессии и личными открытиями.

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

«Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи «Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи

Гостья из Ярославской области ответила на вопросы ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Екатерины Никитиной, касающиеся традиционных устоев семьи и предсвадебного периода — «Как раньше гуляли молодые?», «Можно ли было влюбиться?», «Почему появились песни о несчастной любви?».

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»
Публикации 5 марта 2024
Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

На портале «Независимой газеты» опубликовано интервью митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла.