Среда четвертой седмицы Великого поста

5936
Фото

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). За Господом, пронесшим Крест на Голгофу, нельзя идти без креста, и все идущие за Ним непременно идут с крестом.

Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и скорби, налегающие и извне, и изнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так сросся с христианином, что где христианин, там и этот крест, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу истинному христианину. Задача его — очистить себя и исправить. Он как больной, которому нужны то прижигания, то отрезания, а как это может быть без боли? Он хочет вырваться из плена сильного врага, а как это может быть без борьбы и ран? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венец!

Святитель Феофан Затворник

О несении креста

Мы должны понять, что Господь не принуждает нас к ношению Его Креста, то есть к претерпеванию того страдания, какое Он принял ради нас. Он не говорит: если кто хочет идти за Мною, возьми крест Мой, но возьми каждый крест свой (Мф. 16, 24). Ибо Господь наш знает, что мы не сможем нести Крест Его, свои же кресты по силе нашей и с Его помощью нести можем.

Святитель Димитрий Ростовский

И этот Крест не столько был тягостен для Него, сколько облегчителен и спасителен для нас. Его бремя — наше успокоение; Его подвиги — наша награда; Его пот — наше облегчение; Его слезы — наше очищение; Его раны — наше исцеление; Его страдание — наше утешение; Его Кровь — наше искупление; Его Крест — наш вход в рай; Его смерть — наша жизнь.

Платон, митрополит Московский

Крест наш состоит в страхе Господнем. Поэтому как распятый не может двигаться, как бы ему хотелось, так и мы свою волю и желания должны направлять не к тому, что нам приятно и что льстит нашим похотям, но по закону Господа, с Которым мы сораспялись. И как пригвожденный ко кресту не думает о настоящем и предметах своей страсти, не заботится о завтрашнем дне, не желает владений, не гордится, не спорит, не ревнует, не скорбит о настоящем, не помнит прошедших обид, но считает себя умершим для всего вещественного, думает только о том, куда он пойдет через несколько минут, так и мы, пригвоздившись к страху Господню, должны умереть для всего, то есть не только для мирских пороков, но и для всего мирского, и обратить все внимание туда, куда можем в каждую минуту переселиться, ибо таким образом мы можем умертвить все наши похоти и плотские страсти.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Каждый человек имеет свой крест, и когда раб Христов ради Божией любви терпеливо несет свой крест, то он приобщается к страданию Господню, а крест его бывает сообразен Кресту Господню. Страдания же наши Господь наш считает как бы Своими страданиями. И как делающим добрые дела сказал об этих делах: «так как вы сделали это по одному из сих братьев Моих меньших, то сделали мне» (Мф. 25, 40), так и об обидах, наносимых нам, говорит обижающим нас: «Так как вы сделали им, сделали Мне». Ибо Господь страдает в нас, как бы в своих собственных членах; мы же, страдающие, как бы собирая куски, оставшиеся от трапезы, собираем некие остатки от страданий Господних, согласно словам апостола: «восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых» (Кол. 1, 24).

Святитель Димитрий Ростовский

Крест свой и Крест Христов

Господь сказал ученикам своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Мф. 16, 24).

Что значит крест свой? Почему этот крест свой, то есть отдельный каждого человека, вместе называется и крестом Христовым?

Крест свой: скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека — свои.

Крест свой: пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми смиряется плоть и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они свои.

Крест свой: греховные недуги, или страсти, которые у каждого человека — свои! С одними из них мы родимся, другими заражаемся на пути земной жизни.

Крест Христов — учение Христово (Псал. CXVIII, 38, 120).

Суетен и безплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преобразится в крест Христов.

Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым: потому что ученик Христов твердо убежден, что над ним неусыпно бдит Христос, что Христос попускает ему скорби, как необходимое и неминуемое условие христианства, что никакая скорбь не приблизилась бы к нему, если б не была попущена Христом, что скорбями христианин усвоивается Христу, соделывается причастником Его участи на земле, а потому и на небе.

Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым: потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственной целию своей жизни. Эти всесвятые заповеди соделываются крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека со страстьми и похотьми его (Гал. 5, 24).

Отсюда ясно — почему для принятия креста, предварительно нужно отвергнуться себя даже до погубления души своей.

Так сильно обильно усвоился грех падшему естеству нашему, что Слово Божие не останавливается называть его душою падшего человека.

Чтоб воспринять на рамена крест, должно прежде отказать телу в его прихотливых пожеланиях, доставляя ему одно необходимое для существования; должно признать свою правду лютейшею неправдою пред Богом, свой разум — совершенным неразумением, и, наконец предавшись Богу со всею силою веры, предавшись непрестанному изучению Евангелия, отречься от воли своей.

Совершивший такое отречение от себя способен к принятию креста своего. С покорностию Богу, призывая Божию помощь для укрепления своей немощи, он смотрит без боязни и смущения на приближающуюся скорбь, уготовляется великодушно и мужественно перенести ее, уповает, что посредством ее он соделается причастником страданий Христовых, достигнет таинственного исповедания Христа не только умом и сердцем, но и самим делом, самою жизнию.

Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает крестом своим. Когда же он преобразится в крест Христов, то получает необыкновенную легость. Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть, сказал Господь (Мф.11, 30).

Крест возлагается на рамена учеником Христовым, когда ученик Христов признает себя достойным скорбей, нисполанных ему Божественным промыслом.

Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образования о Христе и спасения.

Терпеливое несение креста своего есть истинное зрение и сознание греха своего. В этом сознании нет никакого самообольщения. Но признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя.

Терпеливое несение креста своего есть истинное покаяние.

Распятый на кресте! Исповедайся Господу в праведности судеб Его. Обвинением себя оправдай суд Божий, и получишь отпущение грехов твоих.

Распятый на кресте! Познай Христа; — и отверзутся тебе врата рая.

С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысл жалобы и ропота, отвергая его, как преступление и богохульство.

С креста твоего благодари Господа за безценный дар, за крест твой, — за драгоценную участь, за участь подражать Христу страданиями твоими.

С креста богословствуй: потому что крест есть истинное и единственное училище, хранилище и престол истинного Богословия. Вне креста нет его: оно сокровенно в кресте Христовом.

Крест свой изменяется в крест Христов, когда ученик Христов несет его с деятельным сознанием своей греховности, нуждающейся в казни, — когда несет его с благодарением Христу, с славословием Христа. От славословия и благодарения является в страдальце духовное утешение; благодарение и славословие делается обильнейшим источником непостижимой, нетленной радости, которая благодатно кипит в сердце, изливается на душу, изливается на самое тело.

Крест Христов, только по наружности своей, для плотских очей, есть поприще жестокое. Для ученика и последователя Христова он — поприще высшего духовного наслаждения. Так велико это наслаждение, что скорбь вполне заглушается наслаждением, и последователь Христов среди лютейших томлений ощущает одно наслаждение.

Говорила юная Мавра юному супругу своему Тимофею, который терпел страшные муки, и приглашал принять ее участие в мученичестве: «Боюсь, брат мой, чтоб мне не устрашиться, когда я увижу страшные муки и разгневанного игемона, чтоб не измочь мне в терпении по молодости лет моих». Ей отвечал мученик: «Уповай на Господа нашего Иисуса Христа, и будут для тебя муки елеем, изливаемым на тело твое, и духом росу в костях твоих, облегчающим все болезни твои».

Крест — сила и слава всех от век святых.

Крест — целитель страстей, губитель демонов.

Смертоносен крест для тех, которые креста своего не преобразили в крест Христов, которые с креста своего ропщут на Божественный Промысл, хулят его, предаются безнадежию и отчаянию. Несознающиеся и некающиеся грешники на кресте своем умирают вечною смертию, лишаясь нетерпением истинной жизни, жизни в Боге. Они снимаются с креста своего только для того, чтоб снизойти душам в вечный гроб: в темницы ада.

Крест Христов возносит от земли распятого на нем ученика Христова. Ученик Христов, распятый на кресте своем, мудрствует горняя, умом и сердцем жительствует на небе, и созерцает таинства Духа во Христе Иисусе, Господе нашем.

Аще кто хощет по Мне ити, сказал Господь, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет. Аминь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы никогда не должны роптать на Господа. Как только в сознании прорастают греховные плевелы ропота и недоверия к Богу, мы должны вспомнить о безгрешном Сыне Божием, Который пострадал не потому, что так захотелось первосвященникам и книжникам в Иерусалиме, не потому, что так захотелось Понтию Пилату, а потому что такова была воля Божия: чтобы через эти страдания, через этот Крест, через эту боль люди обрели спасение… Нет другой силы, способной очистить нас, высвободить от страшного плена греховного, как только через скорбь и через покаяние. И потому, если посещает нас Господь скорбью, которую мы называем крестом по Его слову: кто хочет последовать Мне, пусть отвержется от себя и возьмет крест свой и идет за Мной (см. Мк. 8, 34), — то мы должны принимать на себя тот крест, который Господь нам посылает.

Слово митрополита Феофана

Когда мы подходим ко кресту, возможно, кто-то держит в мыслях: «Боже, какие же они злодеи! Как такое возможно?» А как возможно было нам на Руси Святой православной рушить храмы, монастыри, убивать верующих, духовенство, монахов, верующих людей? Что мы творили тогда и что творим сейчас!

Подходя ко кресту, что мы скажем, что принесем? То, что ждет Он от нас — покаяние, обещание исправлять нашу жизнь и жить по тем заповедям, которые Он оставил нам. Чтобы вера наша была не только время от времени, когда идем в храм, а постоянной, нашим образом жизни, как было это у предков. Потому и велика была Россия, что была с Богом и Бог был с ней! Отвергли Бога, пошли по путям сердца своего — и что получили? Страну усеченную, разврат невиданный, пьянство и аборты.

Русь Святая, русский народ, вернись к вере твоих отцов, к жизни благочестивой! Веди своих детей по тропе истории нашего Отечества! Не позволяй сектантам, как волкам в овечьих шкурах, терзать тело России, воруя души! Для этого один путь — объединиться в вере, в благочестии, твердости. Мы живем в многонациональной и поликонфессиональной республике, но главные здесь — это ислам и Православие. Нам необходимо объединяться, но не для того, чтобы противостоять кому-то, а чтобы созидать, хранить свою веру и уважать других. И тогда мир и благословение Божие снизойдет и лично на каждого, и в наши семьи, и в наши души, и на землю Татарстанскую, и на великую Россию! И тогда с радостным сердцем через Голгофу мы придем к Светлому Христову Воскресению.

Священное Писание

Бытие. IX, 18 — X, 1

18Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.

19Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.

20Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; 21и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.

22И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.

23Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.

24Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, 25и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.

26Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; 27да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.

28И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.

29Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.

Глава 10

1Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети.

Притчи Соломона. XII, 23 — XIII, 9

23Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.

24Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.

25Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.

26Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.

27Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.

28На пути правды — жизнь, и на стезе ее нет смерти.

Глава 13

1Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.

2От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников — зло.

3Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.

4Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.

5Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя. 6Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.

7Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.

8Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.

9Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.]

По материалам книги Дмитрия Дементьева «Чтение на каждый день Великого поста»

Новости по теме

Радость Великого поста
Публикации 19 марта 2024
Радость Великого поста

Есть в течение года удивительные дни, которые исполнены трудов, воздержания, порой скорбей, требующих терпения и мужества. Но в то же время они приносят удивительную, ни на что не похожую радость...

В понедельник первой седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Казанском соборе В понедельник первой седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Казанском соборе

18 марта, в понедельник первой седмицы Великого поста, митрополит Кирилл совершил повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Казанском соборе столицы Татарстана.

Анонс служения митрополита Кирилла на первой седмице Великого поста Анонс служения митрополита Кирилла на первой седмице Великого поста

18 марта. Понедельник 1-й седмицы. Мученика Конона Исаврийского. Начало Великого поста Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого

Великий пост — лестница к небу
Публикации 18 марта 2024
Великий пост — лестница к небу

Великий пост является великим не только по своей продолжительности, но и по значению. Это единственный пост, когда меняется не только наш стол, но и весь привычный богослужебный строй, даже «Господи, помилуй» поют особым, великопостным распевом.