Вторник третьей седмицы Великого поста

2530
Фото

Человек, принявший на себя проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало премудрости.

В уме его всегда должны быть впечатлены сии пророческие слова: «работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11).

Он должен проходить путь сей с крайнею осторожностию и благоговением ко всему священному, а не небрежно. В противном случае опасаться должно, чтоб не отнеслось к нему сие Божие определение: «проклят человек, творяй дело Господне с небрежением» (Иер. 48, 10). Благоговейная осторожность здесь нужна для того, что сие море, то есть сердце с своими помыслами и желаниями, которое должно очистить посредством внимания, велико и пространно, тамо гади, имже несть числа, то есть многие помыслы суетные, неправые и нечистые, порождения злых духов. «Бойся Бога, — говорит Премудрый, — и заповеди Его храни» (Еккл. 12, 13). А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое всегда будет хорошо. Ибо боясь Бога, ты из любви к нему все делать будешь хорошо. А диавола не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен. Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай. Но никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободиться от всех забот житейских. Когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви благости Божией.

Преподобный Серафим Саровский

О страхе Божием

Страх — начало любви и потом все в нее переходит. Страх Божий, собственно, не боязнь Бога, а боязнь отпасть от Бога и впасть в грехи и страсти.

Святой Климент Александрийский

Как невозможно переплыть большое море без корабля и ладьи так никто не может без страха достигнуть любви. Смрадное море между нами и мысленным раем можем переплыть только на ладье покаяния, на которой есть гребцы страха. Но если эти гребцы страха не правят кораблем покаяния, на котором по морю мира сего преходим Богу, то утопаем в этом смрадном море. Покаяние есть наш корабль, а страх — его кормчий, любовь же — божественная пристань. Поэтому страх вводит нас на корабль покаяния, перевозит нас по смрадному морю жизни и путеводствует к божественной пристани, которая есть любовь. И когда достигнем любви, тогда достигли мы Бога, и путь наш свершен, и пришли мы к острову тамошнего мира, где Отец, Сын и Дух Святой.

Преподобный Исаак Сирин

И милость Его в роды родов к боящимся Его.

Лк. 1, 50

Страх Господень — источник жизни. Страх Господин — твердыня души. Страх Господень приводит в порядок духовную мысль… Никто из людей так не высок, как боящийся Господа. Кто боится Господа, тот подобен свету, указывающему многим путь спасения. Кто боится Господа, тот подобен укрепленному граду, стоящему на горе; и пред лицом его трепещут лукавые бесы.

Преподобный Ефрем Сирин

Нет зла, которого не уничтожал бы Страх Божий. Как огонь, приняв железо, хотя бы самое испорченное и покрытое большою ржавчиною, делает его ясным и светлым, очищая его и совершенно исправляя повреждение, так и страх Божий в короткое время совершает все и не допускает ничему человеческому вредить тем, которые проникнуты им.

Святитель Иоанн Златоуст

Если истинно возлюбил ты Господа и прилагаешь старание улучить будущее Царствие и дал обет трудиться по причине своих грехопадений, то помни суд и вечное мучение, со страхом ожидая исшествия своего из сего мира.

Преподобный Ефрем Сирин

Есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный… Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, тот еще новоначальный, ибо он еще не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно, для того, чтобы благоугодить Ему; этот знает в чем состоит существенное добро, он познал, что значит быть с Богом… таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх. Поэтому-то апостол и говорит: совершенна Любы вон изгоняет страх (1Ин. 4, 18). Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом.

Преподобный авва Дорофей

Страх Божий — главное. Когда он приходит, то добрый хозяин все по-своему устрояет в душе. Есть он у вас? Если есть, благодарите Бога и храните его, а если нет, разбудите его: ибо он в духе нашем содержится, и если не проявляется, то по нашему невниманию. От страха Божия — первое чадо — дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Чувство сокрушения да не отходит от сердца! Для поддержания страха Божия надо держать неотходную память о смерти и Суде. Как только проснетесь, так призывайте сию память и весь день будьте в содружестве с нею, как первою советницею своею. К сему присоедините сознание присутствия Господа близ вас и в вас, так что Он все видит и самое сокровенное. Сие сознание — с памятью смертною — неразлучным имеют страх Божий. Когда сия троица поселится в сердце вашем, тогда пойдет у вас молитва из сердца, с непрестанными взываниями к Господу Спасителю. Вот все! Если это есть в вас в какой-либо степени, то дело спасения вашего в ходу, а если нет, надо все поднять в сердце. Ибо если сего нет, все другое ничто…

Святитель Феофан Затворник

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святой Иоанн Златоуст сказал, что присутствие темной силы в человеке начинается со лжи. Не с каких-то страшных болезней — не с паралича, не с немоты, не с глухоты, не с припадков, не с пены у рта, не с поведения, полностью несовместимого с участием в жизни общества, — все начинается со лжи. Причем ложь входит в наше сознание так, что мы можем даже и не заметить ее. Вот как говорит святитель: «Демоны насаждают ложь, сообщая ей частицу правды, подобно тому как те, кто изготавливает яды, обмазывают внешнюю часть сосуда медом, чтобы опасное зелье было пригодным для питья». Вот какой дивный образ предлагает нам святитель Иоанн Златоуст. Диавол не дает для потребления человеку ложь, в которой не было бы правды, потому что такая ложь легко опровергается. Диавол соблазняет человека ложью, в которой есть частицы правды. Вот это и называется искушением, это и есть первая атака диавола на человека — искусить, заразить ложью. А через ложь входит и грех, потому что где ложь, там и грех, где ложь, там и диавол, потому что он есть отец лжи (Ин. 8, 44).

Слово митрополита Феофана

Спасительна та вера, которая, по слову апостола Иакова, сочетается с делами (см. Иак. 2:20), соответствует заповедям, которые оставил нам Господь. Если такое отношение к вере в жизни будет в нашем сердце, тогда через нас будет торжествовать Православие. Мы же будем светильником, на который обратят внимание и будут говорить, как первым христианам: «смотрите, как они любят друг друга, как их вера преобразует и их лично, и мир вокруг». Каждый из нас должен подумать, что мы делаем, чтобы наша вера была ярким свидетельством для тех, кто далек от Церкви, была торжеством, преображающим нашу душу и ведущим к святости.

Священное Писание

Бытие. VII, 1-5

1И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; 2и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; 3также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли, 4ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.

5Ной сделал все, что Господь [Бог] повелел ему.

Притчи Соломоновы. VIII, 32 — IX, 11

32Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!

33Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него. 34Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!

35потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; 36а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть».

Глава 9

1Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, 2заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; 3послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:4 «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: 5 «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; 6оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума».

7Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе.

8Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; 9дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.

10Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум; 11потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.

Новости по теме

Размышления о нательном Кресте
Публикации 10 апреля 2024
Размышления о нательном Кресте

Четвертая седмица Великого поста посвящена Кресту Господню. И сегодня мы предлагаем задуматься о том изображении Распятия, которое сопровождает всю нашу жизнь — поговорим сегодня о нательном Кресте.

Смысл великопостных паремий
Публикации 9 апреля 2024
Смысл великопостных паремий

В чем смысл Великого поста? О чём Церковь предлагает задуматься в эти дни? Конечно, основным мотивом Четыредесятницы является призыв к покаянию, очищающему душу человеческую от всего, что мешает быть с Богом.

При чём здесь Бог?
Публикации 6 апреля 2024
При чём здесь Бог?

Почему многие члены Православной Церкви так трепетно относятся к изображению Креста? Для чего нужны земные поклоны перед Крестом? И при чём здесь Бог?

В Казанском Богородицком монастыре проходят лекции, посвящённые Великому посту В Казанском Богородицком монастыре проходят лекции, посвящённые Великому посту

В Казанском Богородицком монастыре работает лекторий, посвящённый Великому посту. Лекции-беседы еженедельно проводит руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин.