«Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды»

7842
Фото

Слово в первую Неделю Великого поста, праздник Торжества Православия, произнесенное протоиереем Валентином Мстиславским в Казанском кафедральном соборе 23 февраля 1914 года

«Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся» (I Кор. ХVII, 13).

Воспоминая ныне Торжество Православной веры над врагами ее, считаем благовременным обратить ваше особенное внимание, братия христиане, на сей призыв святого Апостола Павла, обращаемый к нам, содержать и исповедовать святыню православной веры.

Наша вера православная есть та подлинная вера, которую преподал людям Спаситель наш, та, которая, по Его непреложному слову, избавляет от вечного осуждения и вечной смерти, которая спасает и дарует жизнь вечную (Мк. ХVII, 16; Ин. V, 24). Посему вера православная должна быть дороже всего для нас на свете, — дороже всякого знания, всякого искусства, всякого земного сокровища, всяких земных привязанностей и отношений. Апостол Павел говорит: «да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп. III, 8). Так высоко ценил Апостол Павел веру в Иисуса Христа. Для него все ничто, кроме веры, ничто: всякое знание, всякое достоинство, честь, слава, дружба, родство, вся красная мира сего и самая жизнь.

Столь же была дорога вера Христова и для прочих Апостолов. Износя, по заповеди Спасителя, во всю землю вещание Евангелия и во все концы вселенной глаголы живота вечного, — каких скорбей, каких болезней и страданий не понесли они за имя Христово? Затем, восстает в памяти нашей бесчисленный сонм мучеников и исповедников, которые претерпели искушения, лишения, труды, изнурения, скорби, мучения и смерть для того, чтобы веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися, и, по обетованию Господа, наследовать венец живота (Апок. II, X).

Наконец, Церковь Христова восторжествовала над своими врагами и гонителями: «Галилеянин победил Тулиана», и мы ныне невозбранно и безбоязненно можем сердцем и устами исповедовать православную веру под мощной защитой светских и духовных властей. Но мы сами-то, именующие себя православными христианами, достойно ли носим это великое имя? Не оскорбляем ли мы веры нашей холодным равнодушием и преступным небрежением к ее требованиям? Стыдно, но нужно сознаться, что жизнь наша весьма часто совершенно не согласуется с налагаемыми на нас христианством обязанностями. Обычно мы живем не по заветам Христа и Его Церкви, а по стихиям мира сего. Мир же сей весь во зле лежит. Князь мира сего, но слову Господа, человекоубийца искони, который доныне ищет погубить нас (Ин. XII, 31; XIV, 30; XVI, 11), и мир, управляемый этим врагом Божиим, ненавидит исповедников Христовых (Ин. XV, 18—19). «Бодрствуйте», увещевает, нас Апостол, а мы, спокойно и беспечно живя в мире сем, прелюбодейном и грешном, не видим и не замечаем тех многоразличных искушений, какие окружают нас со всех сторон на жизненном пути, увлекая в бездну растления и склоняя к измене нашему христианскому знамени. И мы падаем, враг, запинает нас и легко уловляет в свои погибельные сети. Вот несколько печальных тому примеров.

Апостол взывает к нам: «стойте в вере», — и наш священный долг твердо и непоколебимо, отнюдь не влаясь (колеблясь — прим. ред.) всяким ветром учения, стоять на Божественней страже Христова учения, в Святом Евангелии, в Писании святых апостолов и святых отцов преподанного и семью Вселенскими Соборами утвержденного. Но многие из нынешних христиан не уподобляются ли той трости, колеблемой ветром, с которой Христос Спаситель сравнивал людей нетвердых в своих убеждениях? Бог является какой-нибудь непризванный учитель веры и благочестия, вроде графа Толстого, и с сатанинской гордостью заявляет миру христианскому, что Церковь Православная неправильно понимает Евангелие, что она содержит не подлинное учение Христа, а искаженное Апостолами и их преемниками-пастырями, что Христос не Сын Божий, не Спаситель мира, а простой человек, хотя и гениальный, — у истинных христиан сердце раздирается и кости сотрясаются от подобных кощунственных речей, но многие по доверию к титулу и авторитету еретика и по своей слепоте внимают его лживой проповеди, и истинное благовестие, содержимое Православною Церковью, меняют на бредни болезненного ума, исполненные вражды против Церкви и ниспровергающие исповедуемую нами веру.

Еще мы слышим спасительный призыв к нам Апостола: «мужайтеся». Да, исповедание имени Христова — великое дело, требующее большого мужества и среди мира и тишины нашего времени. Но как часто мы проявляем преступное равнодушие, когда, например, в нашем присутствии произносятся хульные слова против Святой Церкви, против ее божественных установлений! Нас не снедает ревность дома Божия, мы не отваживаемся выступить на защиту нашей матери — Церкви, чтобы только не показаться в глазах продерзких хульников людьми отсталыми или фанатиками. Поступая так, не отрекаемся ли мы, подобно Иуде, от Спасителя нашего? Поистине постыдное и гибельное малодушие!..

Наконец, Апостол внушает нам: «утверждайтеся». Что значит утверждаться в вере? Это значит внедрять истину Христову в наше сознание, делать ее руководящим правилом мысли и жизни, жить во Христе. Скажите же по совести, многие ли христиане в этом смысле утверждаются в вере? Выгода, удовольствие, внешнее благополучие, плотоугодие, гордость, честолюбие, леность, — вот обычные принципы жизни нынешних христиан. Это ли жизнь во Христе? Святая Церковь, руководствуя чад своих в духовной жизни, заповедует нам свято соблюдать посты. А мир, во зле лежащий, и похоть наша внушают нам пренебрегать этим спасительным учреждением, как противным природе и гибельным для здоровья. На чью же сторону мы склоняемся, — Церкви, заботящейся о нашем спасении, или мира и похоти нашей, нас соблазняющих чувственными наслаждениями? Пусть на этот вопрос отвечает каждому его совесть. — Вот в предпраздничный вечер раздается звон церковного колокола, — это мать наша Церковь зовет своих дорогих чад к участию в богослужении, а обычаи света приурочивают к тому же времени всевозможные развлечения в театрах, клубах, кинематографах и всяких иных притонах веселья и разврата. И едут именующие себя христианами в эти места. Мамоны сотнями и тысячами, а в храмы Божии только единицы. А на утро одни почивают на ложах своих после бессонной ночи, а иные, вставши, идут «кто на поле свое, а кто на торговлю свою» (Мф. XXII, 5). Это ли не измена Богу? — А пренебрежение к серьезному труду, искание легкой наживы, безумная расточительность, страсть к роскоши, к нарядам и прочие современные идолы, не служат ли очевидными показателями, что у нас нет ни той стойкости, ни того уважения, к православной вере, какими отличались христиане первых времен? Они за веру охотно шли на самые лютые страдания, а из нас многие отрекаются от веры по самым ничтожным причинам себялюбия и житейских расчётов. В нынешнее время нравственного одичания утаить чужое, обокрасть, обмерить, обвесить, обсчитать, пустить, сирот по миру, принять ложную присягу, дать на суде лживое показание, — все эти и подобные им срамные дела считаются среди христиан обычным явлением. Если хотите больше знать, как христиане попирают требования своей веры, то на досуге, зайдите в суды, и вы там услышите о таких отвратительных поступках христиан, о которых больно и говорить. Здесь вы услышите о всевозможных преступлениях: как дети оставляют своих престарелых родителей без куска хлеба и без крова, об убийствах, гнусных нарушениях седьмой заповеди, разбоях, грабежах, кражах церковного и казенного имуществ.

Вот какая мрачная, безотрадная картина отступничества, современных христиан от веры, прямого или косвенного, рисуется пред нами. Что же делать? Как быть среди такой непроглядной тьмы? Как веру соблюсти? Ничего лучшего и более сильного не нахожу сказать вам, православные христиане, как, повторить увещание и мольбу Святого Апостола Павла: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. XVI, 13). При этом непрестанно следует помнить нам, что единая, истинная хранительница веры Христовой есть Святая, Соборная и Апостольская Церковь, которая, по Апостолу. есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. III, 15). «В нее», пишет святой Ириней Лионский, «как бы в богатую сокровищницу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине; посему не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви» (Против ересей. Кн. 3, гл. 4), и «аще брат твой», научает нас глава Церкви Господь наш Иисус Христос, «церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь» (Мф. XVIII, 17). Ни на минуту не следует забывать нам, что вне Церкви нет спасения. «Как без корабля нельзя переплыть море и достигнуть пристанища благотишнаго», говорит Святой Киприан, епископ Карфагенский, «так нельзя без повиновения учению Православной Церкви достигнуть спасения душевного. Ее возлюби как матерь, ей повинуйся, и самое слово Божие бойся толковать по-своему. Помни: «кому Церковь не мать, тому Бог не отец» (Воскр. День 1914 г. № 7, стр. 83).

Так, братие, веруйте, так мудрствуйте, и вера ваша не поколеблется, и вы не погубите мзды своя в день страшный праведнаго воздаяния. Еще, братие, примите во внимание, что вера есть не только наш подвиг, но и дар Божий, а потому усердно молите Начальника веры и Совершителя Иисуса, чтобы Он Сам Своею всесильною благодатию укрепил веру вашу, молитесь, взывая: «верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк. IX, 24), и по вере вашей будет вам. Аминь.

Источник: Известия по Казанской епархии, 1914 г., №9

Новости по теме

«Бог разговаривает с человеком сначала шепотом любви, потом голосом совести, а потом рупором страданий»
Публикации 27 марта 2024
«Бог разговаривает с человеком сначала шепотом любви, потом голосом совести, а потом рупором страданий»

Каждый человек в последние несколько дней переживает трагические для всей страны события. Мы сегодня молились о здравии тех, кто находится в больнице после теракта в Красногорске, и об упокоении погибших от насилия террористов.

Архипастыри Татарстанской митрополии совершили чин Торжества Православия в Казанском соборе Архипастыри Татарстанской митрополии совершили чин Торжества Православия в Казанском соборе

Вечером 24 марта митрополит Кирилл, епископ Пахомий, епископ Мефодий совершили чин Торжества Православия в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

В Неделю Торжества Православия митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе В Неделю Торжества Православия митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе

24 марта, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого монастыря.

Почему православные христиане поклоняются иконам?
Публикации 24 марта 2024
Почему православные христиане поклоняются иконам?

Сегодня мы празднуем Торжество Православия. Этот праздник возник в IX веке по случаю победы над ересью иконоборчества. Очень важно то, как мы веруем. Малейшая ошибка может нас увести от Бога.