Рождественский пост: праздник на празднике, душе свет

4011
Фото

В простой рабочий вторник, ничем не примечательный день начался Рождественский пост. Многие христиане как будто не заметили его начала. Конечно, молоко со стола убрали, и мясо сменили на рыбу. Но… Как-то без энтузиазма и большой перемены потекли постные дни. У некоторых даже с подспудным раздражением: ну вот, опять придётся терпеть и во всём себе отказывать.

А ведь если посмотреть на этот вопрос пристально, то негоже вести себя, будто провинившиеся рабы, отбывающие очередной срок наказания. «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися», — предупреждает Христос. А нам с вами, пожалуй, даже притворяться не надо — без яичницы по утрам и походов в кино кто угодно нос повесит. Впрочем, перетерпим потихоньку, а там… Рождество, Святки, Крещение!

Однако пост — не скорбь беспросветная, чтобы сжимать зубы и просто терпеть. Пост, если угодно, вещь ещё более интересная, чем сам праздник. Вот Брэдбери советует нам возвращаться в детство, чтобы научиться правильно жить во взрослом состоянии. А в том детстве, помните, ожидание подчас было важнее самого события. Мы с замиранием сердца отсчитывали недели до дня рождения. Придумывали, что закажем Деду Морозу на Новый год. Жили, кажется, на фоне постоянного ожидания чего-то — и этот огонёк, незаметно горящий в сердцах, окрашивал саму жизнь, повседневность чем-то праздничным.

В сущности, нам и заповедано быть, как дети. И мы — ожидаем осуществившегося. Нам — положено «будущий город» искать. К Царствию Небесному стремиться, а об остальном особо не думать. Вектор обозначен, и цель известна, и воскресение обещано — а пока «субботствуем», как говорил авва Исаия, то есть предвкушаем грядущее счастье.

Вот если хоть немножко приблизиться к такому мироощущению, которое является подлинно христианским, если научиться впереди так же явственно видеть цель, как видит горящий камин с потрескивающими угольями, теплое кресло и чашку дымящегося чая возвращающийся в полночный час по заснеженной дороге путник, то жизнь наша обретает совсем иной окрас. Совсем иное звучание. Ещё и потому, что ясно видя вожделенную цель, волей-неволей ты будешь помнить и об условиях её достижения. Будешь экономить дыхание. Направо-налево не заворачивать. Молитву твердить про себя — только бы дойти, не замерзнуть, и волкам не попасться.

При этом, напомним — в сердце уже тепло, там жена несёт плюшки с вареньем, и садится в соседнее кресло. А потому как бы вьюга не бушевала, на лице у путника — улыбка.

Собственно говоря, каждый пост — это некая тренировка вот такого ожидания Царства. В нашем случае — впереди Рождество Христово. И путь к нему мы должны проходить, во-первых, радостно, а во-вторых, строго. Но как этого достичь?

Время Рождественского поста

Время Рождественского поста

Для начала стоит проявить изобретательность, и придумать себе традиции Рождественского поста. Вот с Великим всё понятно — тут тебе и Прощёное воскресенье, и первая «усиленная» седмица, и особые библейские чтения, и канон Андрея Критского, и дальше, дальше… Человек, стремящийся к Богу, волей-неволей включается в насыщенную церковную жизнь, и на душе — даже в строгие первые дни — какое-то торжество духа, тихая радость, праздник и предвкушение Пасхи Христовой. Помните?

Возвещаю радостную новость: Рождественским постом всё это тоже предусмотрено. Увы, в наше время несколько подзабыто. Но что нам стоит вспомнить? Тем более традиции мы можем писать сами — как минимум в своей семье. За основу берём, конечно, церковную жизнь. Ту самую, что за суетой и заботами рабочих будней как-то скромно остаётся в тени. Наша задача — вытащить себя за уши на свет Божий и прилепиться к Церкви.

В качестве ободряющего примера — детские воспоминания Ивана Шмелёва. Для него Рождественский пост — радостная пора. Почитайте главу «Филиповки» из «Лета Господня»! Мальчик ещё накануне предвкушает: «Завтра заговины перед Филиповками. Так Рождественский пост зовётся, от апостола Филиппа: в заговины, 14 числа ноября месяца, как раз почитание его. А там и Введение, а там и Николин день, а там…»

Старик Горкин тоже весь в ожидании: «Самая тут радость и начинается — Филиповки! Какая-какая… самое священное пойдёт, праздник на празднике, душе свет. Крестного на Лександру Невского поздравлять пойдём, пешком по Москва-реке, двадцать третьего числа ноября месяца. Заговеемся с тобой завтра, пощенье у нас пойдёт, на огурчиках — на капустке кисленькой-духовитой посидим, грешное нутро прочистим, — Младенца Христа стречать. Введенье вступать станет — сразу нам и засветится.

— Чего засветится?

— А будто звезда засветится, в разумении. Как так — не разумею? За всенощной воспоют, как бы в преддверие: «Христос рождается — славите… Христос с небес — срящите…» — душа и воссияет: скоро, мол, Рождество!.. Так всё налажено — только разумей и радуйся, ничего и не будет скушно».

Да уж, разуметь и радоваться… Ведь и вправду, на всенощной под Введение во храм Пресвятой Богородицы в первый раз поётся канон Рождества Христова, впервые на богослужении громко и радостно объявляется о рождении Спасителя. И это знать надо, и ждать тоже надо, вот тогда и радость будет.

Много ещё чего интересного написано у Шмелёва в «Филиповках», хотя всего один день — заговенье — вспоминает он. И ладаном они с Горкиным комнату кадят, и миндальное молоко готовят, и протодьякона заговеться зовут, и рабочий люд кормят, и судаков с Охотного ряда везут… Всё детство писателя озарено крепкой верой отца, смиренными поучениями Горкина, запахами праздничных блюд, огоньками лампадок, молитвами и службами, конечно. И это детство позволило Ивану Шмелёву выжить в годы сухого безверия, захватившего душу, в годы крымского голода и эмигрантского существования — всё это не забылось, не стёрлось из памяти.

Оставляем ли мы своим детям хоть толику подобного? А самим себе?

Что же, всё-таки, делать — нам, современным христианам? Тратить ползарплаты на судака и искать в округе протодьякона, чтобы позвать заговеться? Наверное, стоит включить изобретательность. И не бояться придумывать. Например, можно купить ватман и нарисовать календарь поста. Пусть там будут обычные дни, и будут дни праздничные: воскресенья, Введение, апостол Андрей, святитель Николай, Зачатие, святой Даниил с тремя отроками… Там и святая Екатерина есть, и Александр Невский, и много-много других праздников, из которых вы можете отобрать те, что близки по духу.

И вот вы отмечаете их на календаре, и придумываете, как будете праздновать. Вот на Николу я на такси съезжу в храм на раннюю, и постараюсь причаститься. А Александру Невскому прочту акафист, встав пораньше — со свечкой помолюсь, пока солнышко не взошло. А на святую Екатерину куплю горький шоколад, чай дорогой, и поеду вечером поздравлять свою старинную подругу Катюшу, у которой век уже не была в гостях…

Вариантов много, главное, чтобы праздники, выбранные вами, мимо не прошли. И вообще, стоит поставить некоторые задачи перед собой. Глядишь, Бог и поможет их выполнить. Например, сделать всё, что кому наобещал в этом уходящем году. Или навестить всех одиноких друзей. Или на выходных собрать семью и устроить путешествие в монастырь в соседней области. Или каждый день неопустительно читать краткое житие вспоминаемого святого, а потом молитву ему, и стараться от сердца к сердцу просить поддержки у нового знакомого. Или…

Ну и ещё, конечно, не забывать о посте как таковом. И душу свою очищать. Жить по совести. Так, чтобы внутренний голос ни одну минуту за день не ругал вас за что-то. Иначе — если не по совести жить, то как Христу родиться в вашем сердце?

В общем, путешествие к Зимней Пасхе, как называл Рождество отец Александр Шмеман, вполне может быть и захватывающим, и духовно-полезным, и запоминающимся. И иногда скучным — чтобы ввиду отсутствия внешних развлечений мы образовавшуюся вдруг пустоту заполняли молитвой. И вместо ленты в соцсети листали страницы Евангелия. Но каким бы ни был Рождественский пост, он обязательно должен стать радостным ожиданием той неповторимой ночи на седьмое января, когда морозный воздух звенит от песнопений — Христос рождается, славите!

Помоги нам достойно прославить Тебя в сердцах наших, Господи!

Новости по теме

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

Радость Великого поста
Публикации 19 марта 2024
Радость Великого поста

Есть в течение года удивительные дни, которые исполнены трудов, воздержания, порой скорбей, требующих терпения и мужества. Но в то же время они приносят удивительную, ни на что не похожую радость...

Великий пост — лестница к небу
Публикации 18 марта 2024
Великий пост — лестница к небу

Великий пост является великим не только по своей продолжительности, но и по значению. Это единственный пост, когда меняется не только наш стол, но и весь привычный богослужебный строй, даже «Господи, помилуй» поют особым, великопостным распевом.

Хорошо, что я не фарисей…
Публикации 25 февраля 2024
Хорошо, что я не фарисей…

Для чего читается в храме перед Великим постом притча о мытаре и фарисее? Для того ли, чтоб нам удивиться безумным словам фарисея и… сказать себе (пусть и мысленно): «хорошо, что я не такой, как этот фарисей!»