«Смерти празднуем умерщвление, адово же разрушение»

4776
Фото

У некоторых людей существует непонимание, как может быть, что Христос накануне Своего Воскресения сошел во ад и освободил оттуда души наших праотцев. «Как это, до Своего Воскресения? Ведь Он сначала воскрес, а уже потом сошел во ад», — задаются вопросом.

Поможет нам разобраться в нем клирик храма бессребреников Космы и Дамиана города Набережные Челны протоиерей Александр Андриевский.

Каноническая икона Воскресения Христова — это изображение Его сошествия во ад. Конечно, существуют иконы Воскресения, на которых изображают явление Христа мироносицам и ученикам, но это все «тлетворное влияние Запада». В подлинном смысле иконой Воскресения является изображение сокрушения смерти, когда душа Христа, соединенная с Божеством, спустилась во ад и освободила души всех находившихся там и ожидавших Его как Спасителя. «Смерти празднуем умерщвление, адово же разрушение» — поем мы в церкви. Разрешение ада и умерщвление смерти есть глубочайший смысл праздника.

Слово «ад» в Новом Завете соответствует древнееврейскому «шеолу», темному, невидимому царству мертвых. В Ветхом Завете, ад представлялся как некое пространство в недрах земли, согласно воззрениям той эпохи, земля находится посередине, небо сверху, а ад под землей. Исходя из того, что души не материальны, а бесплотны и невещественны, мы не можем думать об аде как о каком-то месте. Можно сказать, что души людей, находящиеся во власти диавола и смерти, находятся в аду. Именно в этом смысле мы должны рассматривать учение Церкви о нисхождении Христа во ад. Христос вошел во власть смерти, согласился умереть — после чего силой Своего Божества победил смерть, совершенно обессилил ее и Своей собственной силой и властью дал возможность каждому человеку избегать господства, власти и силы смерти и диавола.

Для понимания этого очень важно Огласительное слово cв. Иоанна Златоуста, которое читается на Пасхальной службе. Наряду с прочим в нем говорится, что ад, встретив Христа, «огорчися, упразднися, поруган бысть, умертвися, низложися, связася». Далее говорится, что со смертью Христа на кресте ад, приняв смертное тело, оказался перед Богом, приняв землю-прах, встретил небо, приняв то, что видел, то есть человеческое тело, человеческую природу, был побежден тем, чего не видел, то есть Божеством.

Очевидно, что цель, ради которой Христос сошел во ад, есть упразднение ада и смерти. Это событие было предречено еще в Ветхом Завете. Пророк Исайя приводит слова Бога: «Я пойду пред тобою, и горы уравняю, медные двери сокрушу, и запоры железные сломаю» (Ис. 45, 2).

Иоанн Златоуст, толкуя это событие, замечает, что не сказано «открою врата медные», но «сокрушу», чтобы место заключения стало просто ненужным. Также не сказал, что «сниму запоры», но «сломаю» — чтобы показать тюрьму бессильной, потому что туда, где нет ни двери, ни запора, если кто-либо и попадется — не может быть удерживаем. Если Христос что-либо разрушает или превращает в пепел, то никто не может это восстановить.

Далее, Христос снизошел во ад, чтобы наполнить все светом Своего Божества. Апостол Павел свидетельствует об этом, говоря: «А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4, 9-10). Таким образом, нисхождение Христа в преисподнюю земли произошло для того, чтобы все наполнилось Его светом и чтобы действительно была ниспровержена держава смерти.

Святой Григорий говорит, что почитатели Бога должны были найтись не только в вышних, но и в нижних, так чтобы все исполнилось и наполнилось славой Божией. В этой перспективе написаны также тропари Церкви: «Дабы исполнить всяческая славою Твоею снишед в преисподняя земли». Св. Иоанн Дамаскин торжественно поет: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя, да празднует убо всякая тварь востание Христово, в немже утверждается».

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: Господь сошел во ад, когда претерпел смерть по плоти. Но поскольку Он был не только человеком, но и Богом, ад — как царство смерти и диавола, разрушился. И для душ, находившихся там, открылась возможность освобождения. И не только для душ, но как говорит евангелист Матфей, «…многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Мф.27:52-53). Смерть Христова, таким образом, разрушила сразу три преграды: между Богом и людьми (раздрание завесы), между иудеями и язычниками (исповедание сотника) и между живыми и мертвыми (воскресение усопших).

Новости по теме

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Литургию в Казанском соборе в городе Казани Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Литургию в Казанском соборе в городе Казани

21 мая 2023 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в ходе Первосвятительского визита в Татарстанскую митрополию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе в честь Казанской иконы Божией Матери в Казанском Богородицком монастыре города Казани.

Пир веры: какие важные события не пропустить на предстоящей неделе
Публикации 21 мая 2023
Пир веры: какие важные события не пропустить на предстоящей неделе

Христос воскрес! Пять недель прошло с той великой ночи, когда мы, уставшие после сорокадневного пути по пустыне поста, радостно обратились друг ко другу с пасхальным приветствием. И вот вновь и вновь поздравляем друг друга, обнимаемся троекратно

Священник рассказал гостям Первого пасхального бала Казанского дворянского собрания о традициях празднования Пасхи в дореволюционной России Священник рассказал гостям Первого пасхального бала Казанского дворянского собрания о традициях празднования Пасхи в дореволюционной России

14 мая в музее Е.А. Боратынского города Казани состоялся Первый пасхальный бал Казанского дворянского собрания. Мероприятие посетил духовник Казанского дворянского собрания иерей Александр Ермолин.

Сотрудники и добровольцы Комиссии по вопросам семьи Казанской епархии посещают детские социальные учреждения Сотрудники и добровольцы Комиссии по вопросам семьи Казанской епархии посещают детские социальные учреждения

В дни празднования Светлой Пасхи священнослужители, сотрудники и добровольцы епархиальной комиссии посещают детские дома и приюты, совершают в учреждениях молебны, проводят вероучительные беседы и передают подарки воспитанникам.