Татьяна Куракина: «Адреналин геолога, следователя и парашютиста соединились в профессии учителя»

5462
Фото

В православной гимназии имени святителя Гурия Казанского происходит много важных и интересных событий. Во многом за это нужно благодарить преподавательский состав учебного заведения. Мы начинаем цикл бесед с преподавателями гимназии. Cпросим их о том, как им удается создавать в школе домашнюю, дружескую атмосферу, совмещая при этом уроки, классные часы и педагогические советы, а также о многом другом. Наше первое интервью — с исполнительным директором гимназии Татьяной Сергеевной Куракиной.

— Татьяна Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о своих школьных годах. Кто из преподавателей Вам больше всего запомнился?

— Сначала я училась в школе № 23, которая находилась по адресу: ул. Декабристов, д. 172. Сейчас это здание является объектом культурного наследия регионального (республиканского) значения: в нем с 1906 года размещалась Казанская церковно-учительская школа, а на втором этаже — Кирилло-Мефодиевская церковь.

Через три года мы переехали в другой район, и я продолжала учебу в 134, 115 и 66-й школах, но судьба моя уже была предопределена. Хорошо помню первую учительницу Анну Захаровну (ее фамилию, увы, забыла) и преподавателя русского языка и литературы Нелю Владимировну Кузнецову. Последняя старалась повлиять на мой выбор профессии, рассказывая о трудностях учительского труда (она была права!), однако, напротив, только укрепила мое желание стать преподавателем русского языка и литературы. С благодарностью вспоминаю и учителей физкультуры — Хариса Абдулловича и Альфию Курбановну Харисовых, а также преподавателя французского языка Фаину Фарраховну Фаттахову и последнего классного руководителя Ольгу Вениаминовну Богданову, преподававшую химию.

— А кем Вы мечтали стать в детстве?

— В 4-летнем возрасте мечтала стать учительницей: рассаживала кукол, учила их уму-разуму. Затем я начиталась интереснейших книг Павла Корчагина и меня потянуло в геологи. Также хотела стать следователем, страсть к детективам осталась до сих пор. В стюардессы не тянуло, но прыгнуть с парашютом хотелось. Адреналин геолога, следователя и парашютиста соединились в профессии учителя!

Кстати, первый опыт управленческой работы я получила, работая старшей пионерской вожатой в школе № 66, где директором был Виктор Петрович Краснов, а завучем по учебной работе — Елена Альбертовна Соловцова. Виктор Петрович сделал рискованный шаг: он принял меня на работу, когда мне еще не исполнилось шестнадцати лет. Он оказался прав: педагогическое чутье его не подвело. А Елена Альбертовна на второй день моей работы в школе одной мудрой фразой сняла с меня розовые очки и научила реально смотреть на профессию педагога.

— Татьяна Сергеевна, а что для Вас главное в человеке?

— Любовь к ближнему. Оптимизм. Честность — в первую очередь перед самим собой. Умение работать в коллективе, добросовестно выполнять порученное дело.

— Как Вы пришли к Богу? Какие религиозные традиции были в Вашей семье?

— Бог всегда был в нашей семье. Моя бабушка — глубоко верующая православная христианка — рассказывала, что ее отец (мой прадедушка Андрей) был богомазом, то есть иконописцем — он расписывал храмы. Согласно семейному преданию, одна из его икон находится в Никольском кафедральном соборе города Казани. С детства помню, что бабушка каждый день утром и вечером возносила Господу молитвы, и никто в это время не смел ей мешать. В доме всегда была святая вода, которой мама нас окропляла. А весной в доме начиналась суета: все чистилось, мылось, крахмалилось,красились яйца, пеклись пироги… Мне и братишке говорили, что это к празднику. Чуть позже мы поняли, что праздник этот — Пасха.

Времена тогда были сложные, но все равно мы старались соблюдать традиции — и детей крестили, и яйца красили. Старшего сына крестили под Димитровградом, среднюю дочь — в Никольском храме Казани, причем тайно. И только младшую крестили как положено — в новом храме святого праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии. Нужно сказать, что сознательно посещать храм, исповедоваться и причащаться я начала поздно. Меня, как и многих, заставило вспомнить о Боге личное горе. Чтобы изучить догматы веры, я около восьми лет посещала воскресную школу при Казанской духовной семинарии. Мне это очень помогло. Помогли также подруги и коллеги, которые всегда меня поддерживали и объясняли мне некоторые вещи простым языком. А на сложные вопросы ответы дают батюшки.

— Какие праздники для Вас самые главные?

— До недавнего времени таковыми являлись Новый год и дни рождения членов семьи. Сейчас — церковные праздники. Самый главный — Светлое Христово Воскресение (Пасха).

— Думали ли Вы, что когда-нибудь станете директором гимназии, да еще и православной?

— Нет, не думала. Мне не хватает знаний в области православной педагогики, поэтому я изучаю труды святителя Феофана Затворника, игумена Киприана (Ященко), священника Евгения Шестуна, Константина Ушинского. Коллеги делятся со мной лекциями.

— Есть ли различия между светской гимназией и православной?

— Различия, конечно, есть. Но разница не только в том, что в одной школе читаются молитвы, а в другой — нет. В светской школе все формализовано, много полуправды, поэтому всем приходится изворачиваться. А в православной гимназии все стараются строить свою жизнь вокруг Бога. Христоцентричность — основа жизни православного христианина. Надеюсь, что в гимназии нам удастся реализовать этот принцип во всей полноте.

— А бывало ли такое, что за какие-либо нарушения Вы вызывали учащихся на ковер?

— На ковер вызывают не только за нарушения дисциплины. Стремлюсь к тому, чтобы в кабинет директора ученики и преподаватели приходили спросить совета, обсудить идею, внести предложение по совершенствованию учебного процесса. Со стороны всегда лучше видно сильные и слабые стороны твоей работы. Коверные разбирательства — не лучший метод воспитания, но иногда приходится к нему прибегать, если нет другого способа решения проблемы.

— Чему, по Вашему мнению, должна научить православная гимназия?

— Выпускник гимназии должен быть укорененным в православной вере, традиции и культуре. Он должен любить свой край и Отечество, ощущать связь со своим народом, его культурой. Кроме того, он должен быть образованным и эрудированным, должен знать русский и свой родной язык. И, конечно, быть социально активным, успешно социализированным. Выпускник гимназии должен быть способным к жертвенному служению ближним, к миссионерской деятельности.

— Почему Вы решили оставить пост директора светской школы и возглавить православную гимназию?

— Пришло время применить свой опыт и знания на благо Церкви. Православное образовательное учреждение должно состояться как общеобразовательная организация. Это замечательно, что есть школа, где вера и знания в соработничестве воспитывают православного христианина и патриота.

— Как Вы себе представляете православную гимназию имени святителя Гурия Казанского в будущем?

— Гимназия в будущем — это большая и дружная семья!

Новости по теме

В Казанской духовной семинарии состоится конференция «Преподобный Иоанн Лествичник и его наследие»
Анонсы и объявления 9 апреля 2024
В Казанской духовной семинарии состоится конференция «Преподобный Иоанн Лествичник и его наследие»

12 апреля в Казанской православной духовной семинарии пройдёт конференция «Преподобный Иоанн Лествичник и его наследие».

Софийский приход Казани реализует образовательный проект для воспитанников воскресных школ Софийский приход Казани реализует образовательный проект для воспитанников воскресных школ

Воскресная школа «Лествица», действующая при храме мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Казани, реализует детский образовательный проект «Азбука веры».

Казанская духовная семинария прошла процедуру государственной аккредитации магистратуры Казанская духовная семинария прошла процедуру государственной аккредитации магистратуры

8 апреля 2024 года на портале Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки опубликован приказ о государственной аккредитации образовательной деятельности Казанской православной духовной семинарии в отношении уровня высшего образования

Глава Татарстанской митрополии и мэр города Набережные Челны ознакомились с ходом строительства Свято-Георгиевской православной гимназии Глава Татарстанской митрополии и мэр города Набережные Челны ознакомились с ходом строительства Свято-Георгиевской православной гимназии

4 апреля митрополит Кирилл в сопровождении мэра города Набережные Челны Наиля Магдеева посетил челнинский приход великомученика Георгия Победоносца. На территории прихода продолжается строительство Свято-Георгиевской православной гимназии.