Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Казани

4860
Фото

Множество монастырей во всем мире несут духовную службу, молясь веками и без устали за грешные души человечества. Но, пожалуй, нет среди них обители, похожей на Казанскую, Иоанно-Претеченскую. Нет по многим видам.

Первый шаг в монастырские ворота, как первый вздох чистого воздуха, в центре большого города ты вдруг оказываешься вне его, словно под необычным, невидимым охранным куполом, за гранью суеты и поспешности. Через дорогу, за вратами обители — здание Академии наук Татарстана, причудливо смотрится отражение древних золотых крестов в хромированном стекле современного храма науки. Но самое необычное географическое чудо не в этом: Святая обитель находится всего за несколько сотен метров от действующей резиденции главы Татарстана. Монастырь стоит под Кремлем словно бы укрытый «шапкой-невидимкой» под покровом столетних елей. Скрыт он от посторонних глаз настолько хорошо, что многие коренные казанцы даже не подозревают о его существовании. Великолепный белокаменный ансамбль монастырских храмов открывается не всем. С высоты улицы Кремлевской и городской ратуши обитель совсем не разглядишь, во всей красе она раскрывается лишь перед теми, кто входит за каменную ограду. Православные люди, зная историю покровителя монастыря — Иоанна Предтечи, могут провести аналогию как скромен и велик был этот святой, так и скромна и исторически важна обитель, носящая его имя. Откроем небольшую тайну Казанской епархии: именно в этом монастыре архиепископ Казанский и Татарстанский часто принимает высоких гостей. Не случайно именно с этой скромной православной красавицы начинается для многих гостей знакомство с культурой и верой нашего края.

История основания монастыря тоже особенная и отличается от всех монастырей республики. Началась она не с монашеского подвига старцев, не с веления государева и даже не с благословенного желания благодетелей. Началась она стихийно, по воле общей, народной. После взятия Казани высочайшим повелением был основан Свято-Успенский монастырь на острове Свияжске, заложена поминальная обитель на Зилантовой горе. Но, говоря современным языком, не все желающие могли в эти монастыри попасть. Дело в том, что за военными полками в Древней Руси часто шли «семейные обозы». Положение бедных сословий было таково, что оставлять семью на родине — значило бы предать голодной смерти или подвергнуть нападению враждебных, разбойничьих племен. Несмотря на отчаянное сопротивление воевод, вслед за кормильцами шествовала толпа баб и ребятишек. Битва казанская по своей жестокости и числу погибших с обеих сторон не знала равных. Столица ханства буквально тонула во вдовьих слезах. Знатных бояр отпевали с почестями на русском кладбище Зилантовой горы и других погостах. А погибшего простого люда было очень много, хоронили их в братских могилах прямо у стен полоненной крепости. Отыскав на поле убитых мужа, да схоронив, женщины и дети здесь и оставались. Просто потому, что идти им было больше некуда. Побирались Бога ради, служили каждодневные поминальные службы. Русские этот спуск у кремлевского холма так и назвали, то ли в честь царя-победителя, то ли по имени обители — Ивановским.

На холме возникла большая община, от ее имени и послали челобитную Иоанну Грозному с просьбой разрешить основать здесь поминальный монастырь, куда могли бы принять и «без вклада». Несмотря на то что государство поддерживало строительство православных обителей (тем более в новых, языческих и иноверных землях), по уставу, желающие вступить в братию делали «взнос» деньгами, ценностями или землею. А у поселенцев Ивановского спуска вносить было нечего.

Царь челобитную принял и доброе дело поддержал, велев основать здесь подворье Свияжского монастыря. (Так высоко ценил и чтил он «талисман своей победы» — Свияжск, выше Казани). Но так уж повелось и долгие века продолжалось: обитель в самом сердце богатого купеческого города была одной из самых небогатых. Насельники сами себя пытались прокормить, от Кремля и почти до Булака тянулись монастырские огороды. Вообще сложно представить себе, что Ивановский монастырь во время своего основания находился... за городом.

Точная дата основания монастыря утрачена, словно размыта во времени. Благословил обитель святитель Герман. По историческим свидетельствам, поминальная община где- то в конце 60-х годов XVI века стала подворьем Свияжского Успенско-Богородицкого монастыря, названным в честь небесного покровителя Иоанна Грозного — Иоанна Предтечи. Впрочем, вскоре подворье стало столь большим и влиятельным, что уже в 1595 году получило статус самостоятельного монастыря. Еще одна особенность этой обители в том, что до XVII века здесь не было игумена. Община жила на основах самоуправления, а настоятелем считался правящий архиерей. Впоследствии, когда Казань разрослась, стала культурным, торговым центром русского востока, именно здесь, в самом центре города, размещалась резиденция владыки.

Изначально, как и во всех обителях того времени, постройки здесь были деревянные. Пожар 1649 года, охвативший город, до основания разрушил первые храмы монастыря, частые пожары заставили насельников думать о более безопасном варианте строительства. В 1649-1652 годах насредства торгового человека Гостиной сотни (привилегированной столичной корпорации) Гавриила Федоровича Антипина весь монастырь был отстроен заново из камня и кирпича: построены летняя церковь в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, зимняя Введенская церковь, возведена колокольня, а также жилые корпуса и хозяйственные постройки. Но и это не уберегло. Сильно пострадал монастырь и в пожаре 1815 года: выгорели здания изнутри, разрушено было все, кроме зимней церкви. Но через несколько лет все здания были уже восстановлены на пожертвования горожан (53 тыс. рублей) и самого императора Александра I (5 тыс. рублей).

Несмотря на то что монастырь находился в центре города, буквально «под окнами» Горисполкома и Совмина ТАССР, большинство исторических построек неплохо сохранилось. Здесь и сегодня можно зайти в Введенскую церковь. Этот однопрестольный храм (расположен он на стороне, выходящей к улице Профсоюзной) построен еще в середине XVII века. Основное здание — пятиглавый храм, созданный в традициях русской архитектуры XVII века, освящен во имя пророка Иоанна Предтечи. Строительство этого храма и основных строений монастыря велось в трагичные для города годы эпидемий, пожаров и бунтов. Чудо, что широкое строительство было успешно завершено, словно какой-то исторической закалки хватило зданиям «дожить» до наших дней.

Сегодня мы можем увидеть на территории обители скромную красавицу — невысокую трехъярусную колокольню — ровесницу Ивановского храма, представительницу стиля московского барокко.

Трехэтажный корпус келий, пристроенный к Введенской церкви (напротив бывшего кинотеатра «Спутник») тоже имеет особенности: он спроектирован так, что повторяет изгиб склона, пристроенные помещения плавно переходят из трехэтажного строения в одноэтажное. Сохранился также двухэтажный корпус келий, выходящий к Гостиному двору. Оба корпуса построены, вероятно, в XVII веке, а перестроены в начале XVIII века.

Самая «современная» постройка — двухэтажный настоятельский корпус, выходящий фасадом на улицу Баумана. Здание построено в конце XIX века по проекту П.М. Тюфилина.

Единственное утраченное архитектурное чудо обители — трехшатровый Иоанно-Предтеченский собор. Судя по старинным гравюрам, это было величественное строение, по высоте спорившее с находившейся напротив Спасской башней Кремля. Если башня достигает 47 метров, то центральный шатер храма был «ростом» чуть меньше — 45 метров. Собор был построен в середине XVII века, уничтожен в 1929 году. К счастью, это все, что стерло время из ансамбля этой маленькой и трогательно красивой обители...

Иоанно-Предтеченский монастырь всегда был сравнительно невелик и не привлекал большого числа паломников. Его главной святыней во все времена была икона основателя монастыря — Святого Германа с частицей мощей и образ небесного покровителя монастыря — святого пророка Иоанна Предтечи. В конце XIX — начале XX веков в монастыре хранились древние иконы Рождества Иоанна Предтечи, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила.

После 1764 года монастырь оказался за штатом, т.е. не содержался государственной казной, его существование поддерживалось в основном благодаря пожертвованиям казанских купцов. Неоднократно ставился вопрос о его закрытии, но с Божией помощью обитель всегда сохранялась. Большая в том заслуга настоятелей монастыря. В разные годы здесь служили люди сильные духовно и глубоко образованные. В начале XIX века настоятелем монастыря был архимандрит Иакинф (Бичурин) — знаменитый ученый-китаевед. Его преемником стал тоже ученый, изучавший традиции этой древней цивилизации и ставший впоследствии настоятелем Духовной миссии в Пекине — архимандрит Даниил (Дмитрий Сивиллов). В годы наместничества в Иоанно-Предтеченском монастыре он был профессором кафедры китайского языка Императорского Казанского университета. Интересный факт из жизни обители того времени. В 1833 году собрана была монастырская ограда. Почему собрана, а не построена? Бедная обитель умела экономить: стены выкладывали из кирпичей, взятых от разобранных храмов.

Особенный подъем монастырь пережил в годы (1885-1909) настоятельства архимандрита Экзакустодиана (Евгения Каменского). Сын священника, выпускник Вологодской духовной семинарии, принял постриг в 1867 году и был переведен в Казань после настоятельства в Спасо-Каменном и Григорьево-Пелыпемском монастырях Вологодской епархии. Он буквально вдохнул в монастырь жизнь: находившийся на грани распада, он превратился в благополучную обитель, пользующуюся большим авторитетом в городе. Заслугой Экзакустодиана является сбор средств и организация строительства нового храма, настоятельского корпуса. Наиболее крупные взносы сделали тогда купец М.И. Попов (7 тыс. рублей) и мещанин В.И. Шорин (6 тыс. рублей).

В 1918 году Иоанно-Предтеченский монастырь стал местом пребывания епархиального управления (после изгнания его из Кремля), здесь жил митрополит Кирилл (Смирнов), сосланный в 1922 году и погибший в ссылке. Позже монастырь стал центром епархии обновленцев. На территории святой обители в 1922 году разместился комитет по делам религии. А в братский корпус заселили жильцов, последние из которых с огромными сложностями покинули аварийные коммуналки уже в конце XX века.

В 1992 году, после возвращения монастыря Казанской епархии начались трудные реставрационные работы: храм Введения был освящен как Предтеченский, удалось расселить всех жильцов. Силами братии и с помощью благодетелей возрождается подворье монастыря — прекрасный белокаменный храм в русском селе Потаниха. Конечно, здесь еще предстоит немало работы, но приход уже открыт, по выходным и праздникам идут богослужения.

Сегодня часть монастырских помещений занимают детская воскресная школа и православная библиотека. На территории обители размещается социальный отдел Казанской епархии. Основная работа ведется с детьми из семей малообеспеченных, тяжелобольными и инвалидами. Социальный отдел — это мостик между теми, кто нуждается в помощи, и теми, кто нуждается в совершении добрых дел, стремится помогать людям. От разных вариантов государственных социальных учреждений социальный отдел епархии отличается тем, что здесь нет каких-то громких «подведений итогов», презентаций и акций. Потому что Тот, Кто должен знать о добрых делах, и без шумных презентаций все знает.

Новости по теме

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском
Публикации 10 февраля 2024
Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском

10 февраля совершается память святителя Ефрема, митрополита Казанского и Свияжского

Почитание местных подвижников благочестия, новомучеников и исповедников в монастырях Казанской епархии
Публикации 4 февраля 2024
Почитание местных подвижников благочестия, новомучеников и исповедников в монастырях Казанской епархии

XX столетие российской истории, особенно его первая половина, обагрилось кровью пострадавших за веру Христову монашествующих, священнослужителей, мирян, взошедших на свою личную Голгофу подвижников благочестия, новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви.