2 февраля. Память преподобного Евфимия Великого

4085
Фото

Седмица 34-я по Пятидесятнице
Поста нет. 20 января по ст. ст.

В этот день совершается память:

Преподобного Евфимия Великого (473).

Преподобных Евфимия схимника (XIV) и Лаврентия затворника (XIII—XIV), Печерских, в Дальних пещерах. Преподобного Евфимия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465). Мучеников Инны, Пинны и Риммы (I—II). Мучеников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (303). Преподобного Евфимия исповедника (1944) (Груз.).

Священномученика Павла Добромыслова пресвитера (1940).

Преподобный Евфимий Великий

Преподобный Евфимий жил в Армении и происходил из знатного рода. После смерти отца мать посвятила мальчика Богу и отдала на воспитание своему брату-пресвитеру. Уже в молодости святому было поручено управление городскими монастырями. Но эта деятельность тяготила подвижника, и он отправился в Иерусалим поклониться святыням, а потом ушел в Иудейскую пустыню. Слава об отшельнике быстро распространилась, и его пещера вскоре стала «краеугольным камнем» основанной Евфимием обители. Святой учил иноков жить своим трудом. «Если миряне, — говорил он, — много трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, и, кроме того, дают милостыню и приносят жертвы Богу, тем более мы, иноки, должны трудиться, чтобы избежать праздности и не кормиться чужими трудами». Святой дожил до 97 лет, завещав братии помогать всем нуждающимся.

Преподобный Евфимий Сянжемский

Преподобный Евфимий подвизался на реке Сянжеме в конце ХV века. Там он построил церковь в честь Вознесения Христова и устроил при ней монастырь. Вскоре к нему пришел его ученик преподобный Харитон. Оба преподобных были примером для братии и в молитве, и во всех строительных и хозяйственных работах. Они довольствовались такой пищей и одеждой, которую даже братия считала негодной. В храме преподобный Евфимий стоял со страхом и трепетом, и братия часто видела на его лице слезы умиления. Занимаясь рукоделием, преподобный всегда пел псалмы. Скончался преподобный Евфимий около 1465 года. Его преемником по игуменству стал его любимый ученик — преподобный Харитон. Оба преподобных были погребены в Вознесенской церкви.

Евангелие дня

Наверное, вы согласитесь с очевидным утверждением: нужда — это неудовлетворённая потребность. Следующий шаг тоже кажется совершенно логичным: поэтому нужда — это всегда плохо. Так ли это или нет? Ответ на этот вопрос мы можем услышать в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения.

Глава 6.

17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Парадоксальным образом Христос утверждает не только правильность нахождения человека в состоянии нужды, но даже более того — ставит это условием его «блаженства» — или, если перевести на наш язык, счастья! Но как это может быть? Или, возможно, здесь какая-то ошибка? Ведь современная психология однозначно утверждает: без удовлетворённых потребностей человек обречён быть несчастным!

Но Евангелие утверждает обратное: можно наполнить только того, кто пуст. И чем острее эта нужда — в «едином на потребу» — в Боге — тем сильнее «запрос», обращённый к Небесам. Очень ярко этот «запрос» выражен у датского философа и богослова Сёрена Кьеркегора: «Или — Бог, или — всё равно, что». Это не какой-то каприз — это искренний крик из самой глубины души, адресованный к Тому, Кто только и может эту глубину наполнить. Причём наполнить только Самим Собой — а не рекламными проспектами с обещаниями!

Но если через такую призму посмотреть на заповеди блаженства, они перестают быть странными и парадоксальными. Что лучше вычищает грязь из нашей души, как не слёзы? Что лучше освобождает от зависимости от чужого мнения, чем гонения и поношения? Что способно сильнее обострить потребность в духовном, как не изгнание, отчуждение от общества, отказавшегося следовать за Христом?

Оказывается, заповеди блаженства — это вовсе не манифест неудачника, ни в чём не преуспевшего: напротив, это вполне работающая траектория поведения, когда человек смог решиться себе позволить быть предельно честным в своих ответах на самые некомфортные вопросы. И этим путём шли святые — в том числе и преподобный Евфимий Великий, память которого сегодня празднует святая Церковь.

Его же молитвами да поможет и нам Господь быть мужественными в следовании заповедям Христовым!

протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Христос предлагает нам научиться от Него. Чему научиться? Научиться тайне человеческого счастья. Понять, что только с Богом человек обретает силу, которая способна и голод, и слезы, и гонения преобразовать в блаженство. Потому что Бог является источником жизни, в Его руках наши жизни, и если мы в кротости и чистоте сердца открываем навстречу Ему свое сердце, если мы принимаем Бога, то мы становимся внутренне такими сильными, что и скорбь, и теснота ничто пред этой силой.

Богослужебный язык

Старообрядческий раскол, возникший в связи с исправлением богослужебных книг при патриархе Никоне, оказался настолько болезненным, что с конца XVII в. практически прекращается адаптация богослужебных текстов к изменяющимся языковым нормам. По этой причине многим новоначальным христианам некоторые тексты представляются непонятными.

Непонятность бывает 2-х основных типов: языковая и смысловая.

А. Языковая

Например, затемняют смысл паронимы (слова, имеющие современное произношение, но иной смысл: живот, мир, неделя и пр.).

Примеры из Псалтири: глумиться — размышлять; оправдания — заповеди; ложь — ненадёжность; понос — позор; Теплая Предстательнице — Горячая (ревностная); Пастырь добрый — пастырь истинный.

Б. Смысловая

Богослужебные тексты рассчитаны на человека, знающего Св. Писание. Даже в том случае, когда византийское песнопение переведено на русский язык, от человека требуются знание Библии чтобы его адекватно понять. То есть понимать язык — еще не значит понимать богослужение.

Вот, к примеру, перевод одного из песнопений службы Пятидесятницы: «Медленноречивый, будучи покрыт священным мраком, возвестил богописанный закон, ибо, оттрясши нечистоту от умственного глаза, он видит Сущего». В данном случае нужно знать, что речь идет о Моисее и его восхождении в Божественный мрак на вершину Синайской горы.

Иногда приходится слышать: хожу в храм и почти ничего не понимаю. При этом ни в какой другой области человеческого опыта мы не услышим подобного, например: хочу выучить английский язык, уже 3 года слушаю новости на английском и ничего не понимаю. Тот, кто хочет выучить, тот учит.

Что делать с рассказами о тяжких грехах священников, которые легко найти в интернете?

Пойти в ближайшую церковь и познакомиться с православными священниками лично. Чтобы составить себе объективное впечатление о любой группе людей, включая священников, нужно личное знакомство, а не чтение враждебных слухов в интернете.

Как показывает опыт, сообщения в интернете могут быть нескольких типов.

Во-первых, попросту ложь — всякий церковный человек, который регулярно читает интернет, может легко вспомнить множество антицерковных уток.

Во-вторых — однобокая подача информации: реальная ситуация или конфликт описывается только с одной стороны, а когда мы потом выслушиваем другую, ситуация приобретает совсем иной оттенок.

В-третьих — реальные случаи недостойного поведения клириков (среди десятков тысяч служителей Церкви возможно и такое), которые подхвачены СМИ из любви к скандалам. В этом смысле о священниках, как и о самолётах пишут тогда, когда они падают.

Заметим, что греховность священника, не должна восприниматься, например, при совершении Таинств, как безусловная преграда для действия Божественной благодати.

Молитвословия

Тропарь преподобного Евфимия Великого

глас 4

Веселися, пустыня нераждающая,/ благодушствуй, неболящая,/ яко умножи тебе чада муж желаний духовных,/ благочестием насадив,/ воздержанием воспитав добродетелей в совершенство./ Того молитвами, Христе Боже,// умири живот наш.

Кондак преподобного Евфимия Великого

глас 8

В честнем рождестве твоем радость тварь обрете/ и в Божественней памяти твоей, преподобне,/ благодушие прият многих твоих чудес,/ от нихже подаждь богатно в души наша и очисти грехов скверны,// яко да поем: аллилуия.

Тропарь преподобного Евфимия, схимника Печерского

глас 4

Евфимие всечестне, преподобным единоревнителю и Ангелом собеседниче, получивый с ними житием своим чистым и безмолвным вечная благая, молися Господеви присно о всех нас, да и мы тех же благ сподобимся.

Кондак преподобного Евфимия, схимника Печерского

глас 4

Яко приял еси схиму, бысть выну тих и молчалив, препо­добне, никогдаже бо ни с ким, разве молитв ко Господу, ничесоже глаголал еси, и пищи, разве зелия сурова, никоея же вкушал еси. Тем обрет днесь пищу неиждившую на небеси, Евфимие, моли и нам тояжде причаститися.

Тропарь преподобного Лаврентия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

Затворивый себе Господа ради в темней пещере, / преподобне отче Лаврентие, многолетне / и Оному добре в ней угодивый, / подаждь и нам от всякаго зла чувствия затворити, / и тьмы страстей отвратитися, / и светлость получити Царствия Небеснаго.

Кондак преподобного Лаврентия, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 4

Бог, рекий из тьмы свету возсияти,/ просил тебе из темна места, яко свет,/ и знаема всем показа, Лаврентие,/ яви же и Свету невечернему тя причастника, преподобне,/ в немже ликуя, поминай нас, хвалящих тя.

Новости по теме

В Неделю 37-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе В Неделю 37-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе

18 февраля, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого монастыря.

Первое возвещение Великого поста
Публикации 18 февраля 2024
Первое возвещение Великого поста

Мы радуемся великим зимним праздникам, и порой кажется, что до начала Великого поста еще много времени. Но это первое впечатление обманчиво.

«Воскресные беседы»: Неделя о Закхее
Публикации 29 января 2023
«Воскресные беседы»: Неделя о Закхее

Сегодняшний выпуск просветительского видеопроекта «Воскресные беседы» посвящен Евангельскому зачалу (Лк., 94 зач., XIX, 1-10), читаемому в Неделю 33-ю по Пятидесятнице. В нем повествуется о встрече Спасителя с мытарем Закхеем.

В Неделю 36-ю по Пятидесятнице владыка Кирилл совершил Литургию в Пятницкой церкви Казани В Неделю 36-ю по Пятидесятнице владыка Кирилл совершил Литургию в Пятницкой церкви Казани

14 февраля, в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, предпразднство Сретения Господня, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в храме святой Параскевы Пятницы города Казани.