Церковный календарь

31 января. Память святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
31 января. Память святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских

33-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 18 января по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Святителей Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского.

Преподобного Афанасия Сяндемского, Вологодского (1550). Праведного Афанасия Наволоцкого (XVI–XVII). Преподобного Маркиана Кирского (ок. 388).

Священномученика Михаила Каргополова пресвитера (1919); священномученика Евгения Исадского пресвитера (1930); священномучеников Владимира Зубковича, Николая Красовского, Сергия Лебедева, Александра Русинова пресвитеров (1938).

Святители Афанасий и Кирилл, архиепископы Александрийские

Светильники Александрийской Церкви — святители Афанасий и Кирилл — своей архипастырской деятельностью прославились далеко за пределами Африки. Служили они на древней Александрийской кафедре в IV-V веках. Архиепископом Афанасий 20 лет провел в изгнаниях. В противостоянии с язычеством и арианством этот архипастырь стал одним из основных защитников истинной веры. Не менее ревностно защищал православное вероучение и святитель Кирилл Александрийский. Он был участником Третьего Вселенского собора, на котором осудили ересь Нестория и утвердили почитание Девы Марии как Богородицы. Учитывая заслуги и праведные труды Афанасия и Кирилла.

Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии

Счастливы те родители, чьи имена прославляются вечно в их детях! Счастливы и дети, которые преумножили и возвысили честь и благородство своих родителей. Семья преподобных Кирилла и Марии Радонежских в Русской Церковной истории известна прежде всего благодаря их сыну — святому Сергию Радонежскому, чудотворцу. В значительной степени из жития этого преподобного мы узнаем и о высоком благочестии его родителей. Строго придерживаясь церковных уставов, святые Кирилл и Мария помогали бедным, принимали паломников и бездомных. Этому они учили и своих детей. Последние годы земной жизни супруги провели в Хотьковском Покровском монастыре, оставив хороший пример христианского уклада семьи.

Преподобный Афанасий Сяндемский

Преподобный Афанасий был учеником преподобного Александра Свирского. После кончины своего наставника святой основал в лесах Карелии, недалеко от города Олонца, Успенскую пустынь. Клевета и нападки местных жителей вынудили преподобного Афанасия вернуться в Свирский монастырь, где его избрали игуменом, но в 1577 году он снова вернулся на озеро Сяндем. Последние годы своей жизни святой провел в уединении на одном из островов озера. Скончался преподобный Афанасий в глубокой старости, и над могилой его была сооружена церковь во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских, сгоревшая во время пожара в 1720 году. При постройке новой церкви были обретены нетленные мощи святителя Афанасия.

Священное Писание

Иак., 53 зач., II, 14-26

14 Что́ пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?

15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, 16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?

17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

18 Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?

23 И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим".

24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?

26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Мк., 48 зач., X, 46-52

46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. 47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.

49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.

50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.

51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.

52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52

«Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не — имеет? Может ли эта вера спасти его?» Путь к вере — покаяние. В покаянии же что говорят? — Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то — жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Все вы знаете, насколько остро стоит сейчас проблема семьи, особенно среди молодежи. Более половины браков заканчиваются разводами. А развод почти всегда – трагедия, особенно для детей, остающихся без родителей. И это случается только потому, что вступившие в брак мужчина и женщина не становятся друг другу ближними, не отдают другому в полной мере своего времени, своего внимания, своего сердца, своей любви – всего себя. Взять – готовы, отдать – нет. В браке же все должно быть взаимным: взаимная любовь, взаимное внимание, взаимная помощь в трудные минуты. Брак – это взаимное служение милующих друг друга сердец. И если такое служение осуществляется, люди становятся действительно ближними, и уже никакие соблазны, испытания и житейские трудности не могут нарушить этой близости, созданной с помощью Божией человеческими усилиями.

Поместный Собор 1945 года

Собор был созван для избрания нового Патриарха и стал самым масштабным общественным мероприятием в военной Москве (проходил в храме Воскресения в Сокольниках). Почётными гостями собора были Патриархи Александрийский, Антиохийский и Грузинский, а также представители других Поместных Церквей. Общее число членов собора — 171 человек (не считая гостей), из них 46 епископов, 87 священников и диаконов и 38 мирян. От имени правительства собор приветствовал председатель Совета по делам Русской Правосмлавной Церкви при СНК СССР Г. Карпов. Собор принял «Положения об управлении Русской Православной Церкви», заменившие соборные постановления 1917–1918 годов. «Положение» кардинально упрощало систему управления Русской Церковью, выстраивая её в виде жёсткой вертикали, по сути дела, подчинённой органам государственной власти. Безальтернативным кандидатом в новые Патриархи являлся председатель собора — патриарший Местоблюститель митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), который и был избран открытым голосованием.

Молитвословия

Тропарь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак святителя Афанасия Александрийского

глас 2

Православия насадив учения,/ злославия терпение изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне,// темже тя поем, Афанасие.

Кондак святителей Афанасия и Кирилла Александрийских

глас 4

Священноначальницы величайшии благочестия/ и доблии поборницы Церкве Христовы,/ вся соблюдите, поющия:/ спаси, Щедре,// верою чтущия Тя.

Тропарь преподобных Кирилла и Марии Радонежских

глас 3

Блаженств Христовых причастницы,/ честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе,/ праведнии Кирилле и Марие,/ плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии,/ с нимже усердно молите Господа/ низпослати нам дух любве и смиренномудрия,/ да в мире и единомыслии// прославим Троицу Единосущную.

Молитва преподобным Кириллу и Марии

О раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедям Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Теги:
Святитель Афанасий Великий
святитель Кирилл Александрийский
преподобные Кирилл и Мария Радонежские
преподобный Афанасий Сяндемский
православный календарь
январь

Все публикации