31 января. Память святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских

8003
Фото

Седмица 35-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Святителей Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского.

Преподобного Афанасия Сяндемского, Вологодского (1550). Праведного Афанасия Наволоцкого (XVI—XVII). Преподобного Маркиана Кирского (ок. 388).

Священномученика Михаила Каргополова пресвитера (1919); священномученика Евгения Исадского пресвитера (1930); священномучеников Владимира Зубковича, Николая Красовского, Сергия Лебедева, Александра Русинова пресвитеров (1938).

Святители Афанасий и Кирилл, архиепископы Александрийские

Светильники Александрийской Церкви — святители Афанасий и Кирилл — своей архипастырской деятельностью прославились далеко за пределами Африки. Служили они на древней Александрийской кафедре в IV-V веках. Архиепископом Афанасий 20 лет провел в изгнаниях. В противостоянии с язычеством и арианством этот архипастырь стал одним из основных защитников истинной веры. Не менее ревностно защищал православное вероучение и святитель Кирилл Александрийский. Он был участником Третьего Вселенского собора, на котором осудили ересь Нестория и утвердили почитание Девы Марии как Богородицы. Учитывая заслуги и праведные труды Афанасия и Кирилла.

Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии

Счастливы те родители, чьи имена прославляются вечно в их детях! Счастливы и дети, которые преумножили и возвысили честь и благородство своих родителей. Семья преподобных Кирилла и Марии Радонежских в Русской Церковной истории известна прежде всего благодаря их сыну — святому Сергию Радонежскому, чудотворцу. В значительной степени из жития этого преподобного мы узнаем и о высоком благочестии его родителей. Строго придерживаясь церковных уставов, святые Кирилл и Мария помогали бедным, принимали паломников и бездомных. Этому они учили и своих детей. Последние годы земной жизни супруги провели в Хотьковском Покровском монастыре, оставив хороший пример христианского уклада семьи.

Преподобный Афанасий Сяндемский

Преподобный Афанасий был учеником преподобного Александра Свирского. После кончины своего наставника святой основал в лесах Карелии, недалеко от города Олонца, Успенскую пустынь. Клевета и нападки местных жителей вынудили преподобного Афанасия вернуться в Свирский монастырь, где его избрали игуменом, но в 1577 году он снова вернулся на озеро Сяндем. Последние годы своей жизни святой провел в уединении на одном из островов озера. Скончался преподобный Афанасий в глубокой старости, и над могилой его была сооружена церковь во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских, сгоревшая во время пожара в 1720 году. При постройке новой церкви были обретены нетленные мощи святителя Афанасия.

Евангелие дня

Как вы думаете, кто в храме больше всего раздражает — порой очень и очень сильно — молящихся? За 2 тысячи лет ситуация не особо-то изменилась — и об этом — отрывок из 10-й главы Евангелия от Марка, который сегодня читается во время богослужения в православных храмах.

Глава 10.

11Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;

12и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

13Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.

14Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

15Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

16И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

Да, дети — они такие, в большинстве своём — раздражающие. Особенно, когда чужие. Казалось бы, мы приходим в храм, чтобы прикоснуться к святости, стать чище, открытее, добрее. Вырваться из плена мирского морока и страстей. Ожить, питая душу кислородом вечности. А тут — эти дети. Неугомонные. Ладно, были бы послушными и стояли в струнку с осознанием собственной греховности и непотребства — как мы с вами. А они, негодники, по храму, как по дому, разгуливают. То туда, то сюда. То свечку зажгут, то потушат. То снова зажгут. То уберут. А то и в самый напряжённый момент службы начнут в уголке хихикать. Тут Евхаристический канон начался, весь храм замер в благоговейном предстоянии совершающегося Таинства Тела и Крови Христовых — а этот ребёнок на скамейке развалился и — так сладко сопит — что аж зависть берёт...

Дети — очень яркие индикаторы того, что происходит в семье. Если родители — члены незарегистрированной секты «вседозволенцев» — то и в храме ребёнок будет наглеть, считать себя пупом мироздания и постоянно привлекать внимание окружающих. Ибо — только он — царь и бог для родителей. В семье, где родители учатся не удушающей любви, но настоящей, Христовой, в доброте, но и строгости — ребёнок будет знать границы дозволенного и всегда чутко соблюдать те договорённости, которые определили родители. И храм для него будет не местом непонятного сверхнапряжения — но пространством глубокой тишины и предстояния перед Таинственным и Добрым Богом — присутствие которого ребёнок ощущает как никто другой.

Можно провести очень простой мысленный эксперимент. Возьмите какую-нибудь самую яркую, самую вдохновляющую фотографию с большого церковного праздника — например, Пасхи или Рождества — и... «заминусуйте», вычтите из праздника всех детей. И как? Заметили, насколько всё сжалось, «подсушилось»? Конечно, радость всё равно осталась — но что-то очень важное улетучилось. Что? Детская непосредственность. Ребёнок в силу своих возрастных особенностей — а прежде всего тотальной незащищённости перед злом — отражает проблески Божественного иначе, чем любой взрослый. Он — пока не сформировался аппарат критического мышления — просто транслирует вовне то, что видит, слышит, ощущает, переживает — не особо задумываясь, а что будет дальше. И эта, «ретранслированная» детской непосредственностью благодать, иногда для нас, взрослых, становится... укором: мы-то отпостились, намолились, накаялись — а в душе всё равно тоскливо. А эти негодники — непостившиеся, немолившиеся, некаявшиеся — как лампочки светятся! Ещё бы тут не раздражаться на них!

Как-то накануне Пасхи, в Великую Субботу, когда в наш храм обычно приходит много невоцерковлённых людей, мы предложили ученикам воскресной школы помочь. И вот я наблюдаю такую картину: наша ученица, лет восьми, с широко распахнутыми глазами, вдруг сама предлагает какому-то взрослому и растерянному мужчине — провести экскурсию по храму. Я мог только со стороны наблюдать — но это было потрясающе! Когда ребёнок, не пытаясь кого-то в чём-то переубедить, легко и доступно, по-детски, рассказывает о том, что находится в храме, зачем служба, что ещё происходит на приходе — а что самое главное, что всё это значит для него лично — надо быть очень сильно спрятавшимся от жизни в панцирь страха, чтобы пропустить это мимо ушей и не задуматься...

Так что не будем сердиться на «малых сих», которых Христос Спаситель призывает привечать в наших храмах — а лучше постараемся, чтобы в храме детей было побольше!

протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Все вы знаете, насколько остро стоит сейчас проблема семьи, особенно среди молодежи. Более половины браков заканчиваются разводами. А развод почти всегда — трагедия, особенно для детей, остающихся без родителей. И это случается только потому, что вступившие в брак мужчина и женщина не становятся друг другу ближними, не отдают другому в полной мере своего времени, своего внимания, своего сердца, своей любви — всего себя. Взять — готовы, отдать — нет. В браке же все должно быть взаимным: взаимная любовь, взаимное внимание, взаимная помощь в трудные минуты. Брак — это взаимное служение милующих друг друга сердец. И если такое служение осуществляется, люди становятся действительно ближними, и уже никакие соблазны, испытания и житейские трудности не могут нарушить этой близости, созданной с помощью Божией человеческими усилиями.

Поместный Собор 1945 года

Собор был созван для избрания нового Патриарха и стал самым масштабным общественным мероприятием в военной Москве (проходил в храме Воскресения в Сокольниках). Почётными гостями собора были Патриархи Александрийский, Антиохийский и Грузинский, а также представители других Поместных Церквей. Общее число членов собора — 171 человек (не считая гостей), из них 46 епископов, 87 священников и диаконов и 38 мирян. От имени правительства собор приветствовал председатель Совета по делам Русской Правосмлавной Церкви при СНК СССР Г. Карпов. Собор принял «Положения об управлении Русской Православной Церкви», заменившие соборные постановления 1917—1918 годов. «Положение» кардинально упрощало систему управления Русской Церковью, выстраивая её в виде жёсткой вертикали, по сути дела, подчинённой органам государственной власти. Безальтернативным кандидатом в новые Патриархи являлся председатель собора — патриарший Местоблюститель митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), который и был избран открытым голосованием.

Молитвословия

Тропарь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак святителя Афанасия Александрийского

глас 2

Православия насадив учения,/ злославия терпение изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне,// темже тя поем, Афанасие.

Кондак святителей Афанасия и Кирилла Александрийских

глас 4

Священноначальницы величайшии благочестия/ и доблии поборницы Церкве Христовы,/ вся соблюдите, поющия:/ спаси, Щедре,// верою чтущия Тя.

Тропарь преподобных Кирилла и Марии Радонежских

глас 3

Блаженств Христовых причастницы,/ честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе,/ праведнии Кирилле и Марие,/ плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии,/ с нимже усердно молите Господа/ низпослати нам дух любве и смиренномудрия,/ да в мире и единомыслии// прославим Троицу Единосущную.

Молитва преподобным Кириллу и Марии

О раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедям Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Новости по теме

Попечения о чадех добрый образе
Публикации 31 января 2023
Попечения о чадех добрый образе

Валерьевна, Ивановна, Петрович или Степанович — все мы имеем отчества, всегда от рождения и до гробовой доски носим «имена» своих отцов. А потом сами становимся родителями и даем отчество своим детям, не просто запись в свидетельстве о рождении, но «отечество» им дарим, начало, исток.

28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)
Публикации 28 января 2023
28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и церкви это событие осталось практически незамеченным.

27 января — день памяти преподобномучеников Раифских
Публикации 27 января 2023
27 января — день памяти преподобномучеников Раифских

27 января Казанская епархия воспоминает святых преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына.

Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии

7 января Православная Церковь отмечает Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.