Церковный календарь

26 января. Память преподобного Елеазара Анзерского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
26 января. Память преподобного Елеазара Анзерского

34-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 13 января по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Ермила и Стратоника (ок. 315). Преподобного Иринарха, затворника Ростовского (1616). Преподобного Елеазара Анзерского (1656).

Мученика Петра Анийского (309–310). Преподобного Иакова, епископа Низибийского (350).

Преподобный Елеазар Анзерский

Преподобный Елеазар принял иноческий постриг в Соловецком монастыре. В 1612 году по благословению преподобного Иринарха Соловецкого он удалился на безлюдный Анзерский остров, где жил отшельником. Вскоре вокруг преподобного образовался скит. Среди учеников его был иеромонах Никита, будущий патриарх Никон. Слух о духовных подвигах соловецкого молитвенника достиг Москвы. Царь Михаил Феодорович вызвал преподобного в столицу и просил молитв о даровании сына. Святой Елеазар открыл царю будущее рождение наследника — царевича Алексия. В благодарность Михаил Феодорович даровал ему грамоту, по которой Анзерский скит становился независимым от Соловецкого монастыря. Преподобный подвизался на Анзере 40 лет.

Мученики Ермил и Стратоник

Мученики Ермил и Стратоник, по происхождению славяне, жили в начале IV века, при гонителе христиан императоре Ликинии (307–324). Они были друзьями. Святой Ермил служил диаконом в городе Сингидоне (Белград). Осужденный Ликинием на тюремное заключение, он был долго и жестоко мучим за веру во Христа, но остался непреклонным. Стратоник был тюремным надзирателем и тайным христианином. Видя страшные мучения Ермила, он не мог удержаться от слез и исповедал истинную веру: прославил Единого Бога и обличил идолопоклонство. После тяжких истязаний мучеников зашили в сети и бросили в Дунай. Тела святых на третий день были найдены христианами на берегу реки и погребены близ Сингидона. Честные главы их пребывали в храме Святой Софии в Константинополе, где в 1200 году их видел русский паломник Антоний.

Преподобный Иринарх Ростовский

Преподобный Иринарх Затворник принял постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. Там он усердно трудился в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле. Уединившись в затворе, он железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. Преподобный спал ночью лишь один час или два, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой. В Смутное для Руси время он в помощь Пожарскому и Минину передал крест и предсказал русским победу над Литвой. Предводитель польско-литовских войск Сапега, остановившийся в Борисоглебском монастыре, пожелал видеть старца, сидящего в цепях, и удивился такому подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за Шуйского, преподобный смело ответил: «Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю». После этого преподобный Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть. Старец Иринарх непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силой творить чудеса, исцелял больных и бесноватых. В суровых подвигах и трудах преподобный прожил 38 лет и скончался на 68-м году жизни. После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес и исцелений при его гробе.

Священное Писание

Евр., 321 зач., IX, 8-10, 15-23

8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния.

9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, 10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.

15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.

16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, 17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.

18 Почему и первый завет был утвержден не без крови.

19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, 20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.

21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.

22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.

Мк., 34 зач., VIII, 22-26

22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.

23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?

24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.

25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Для того чтобы в нынешнее время оставаться верным Христу, нужно не меньше сил, не меньше бодрствования, не меньше готовности сораспяться Господу и жить в соответствии с Его законом — вопреки всему тому, что присутствует в современной жизни. Поэтому подвиг мучеников всегда должен оставаться для нас путеводной звездой и примером того, как сохранять верность Христу в любых обстоятельствах, как следовать Ему даже тогда, когда окружающие тебя не понимают и не разделяют твоих устремлений. И да поможет нам Господь нести свой жизненный крест, укрепляясь примером святых мучеников, святых исповедников, оставаясь верными Христу даже до смерти.

Долго ли каяться?

Брат спрашивал авву Пимена: «Я сделал великий грех и хочу каяться три года».

«Много», — говорит ему Пимен. «Или хотя один год», — говорил брат. «И то много», — сказал опять старец. Бывшие у старца спросили: «Не довольно ли сорока дней?». «И это много, — сказал старец. — Если человек покается от всего сердца и более уже не будет грешить, то и в три дня примет его Бог».

… покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением (Иез.18:30)

Суточный богослужебный круг

Суточный круг — последовательность богослужений в течение суток.

Богослужебный день начинается с вечера. По примеру Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, шесть раз начинает день с вечера, (И был вечер, и было утро: день второй (Быт.1:8)) в Церкви день начинается с вечера — вечернею. Например, праздничное Всенощное бдение служится накануне двунадесятых праздников вечером.

Суточных богослужений 9 (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, Литургия, 1, 3, 6, 9 часы).

В древности они совершались каждая в своё время (сейчас так только в монастырях). Затем для удобства верующих их стали объединять. Например, утром в воскресенье обычно совершают три службы (3-й, 6-й часы и Литургию). Вечером в субботу 4 службы: (9-й час, вечерня, утреня и 1-й час).

Т.к. в приходских храмах не служится повечерие и полунощница, в грекоговорящих поместных церквах миряне используют их в качестве вечерних (повечерие) и утренних (полунощницу) молитв.

Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в Часослове.

Молитвословия

Тропарь преподобного Елеазара Анзерского

глас 3

Отверг плоти тленная, / нетленных потщался еси достигнути, / и, мира удалився, / вселился еси в морский остров, / и на нем усердно многа лета Господеви поработал еси, / сего ради и дары прозрения и чудес обогатился еси,/ отче преподобне Елеазаре. / Христа Бога моли даровати нам мир и велию милость.

Кондак преподобного Елеазара Анзерского

глас 1

Яко лучу тя солнечную, Христос показа, преподобне,/ сияющу во стране приморстей чудес благодатию,/ уставлявши бо плавающим тишину морскую, верою молящимся тебе и вопиющим:/ радуйся, Елеазаре, отче наш,/ страны Беломорския похвало и утверждение.

Тропарь мучеников Ермила и Стратоника

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников Ермила и Стратоника

глас 2

От мирския молвы избегосте и к тихому пристанищу преставистеся,/ мученичества кровьми и постничества трудами венчаеми./ Темже и показастеся мучеников и преподобных единовсельницы.

Тропарь преподобного Иринарха, затворника Ростовского

глас 4

Яко мученика добропроизвольна / и преподобных удобрение, / звезду Ростовскую, / в затворе, узах и веригах Господеви благоугодившаго / и чудес благодать от Него приемшаго, / Иринарха предивнаго песньми хвалебными почтим / и, к нему припадающе, умильно глаголем: / отче преподобне, моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иринарха, затворника Ростовского

глас 2

Волнений множество жестоким житием преходя,/ изгнание, затвор и узы железный претерпел еси мужески, Иринарше терпеливодушне,/ нам оставль образ злострадания и терпения твоего,/ озаряя чудес блистаньми с верою приходящих к честному гробу твоему,/ у негоже, яко почесть победную, вериги твоя тяжкия видим,/ от нихже подаеши исцеления недужным./ Сего ради зовем ти:/ радуйся, Иринарше, отче предивный.

Теги:
Преподобный Елеазар Анзерский
мученики Ермил и Стратоник
преподобный Иринарх Ростовский
православный календарь

Все публикации