26 января. Память преподобного Елеазара Анзерского

3902
Фото

Седмица 34-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мучеников Ермила и Стратоника (ок. 315). Преподобного Иринарха, затворника Ростовского (1616). Преподобного Елеазара Анзерского (1656).

Мученика Петра Анийского (309—310). Преподобного Иакова, епископа Низибийского (350).

Преподобный Елеазар Анзерский

Преподобный Елеазар принял иноческий постриг в Соловецком монастыре. В 1612 году по благословению преподобного Иринарха Соловецкого он удалился на безлюдный Анзерский остров, где жил отшельником. Вскоре вокруг преподобного образовался скит. Среди учеников его был иеромонах Никита, будущий патриарх Никон. Слух о духовных подвигах соловецкого молитвенника достиг Москвы. Царь Михаил Феодорович вызвал преподобного в столицу и просил молитв о даровании сына. Святой Елеазар открыл царю будущее рождение наследника — царевича Алексия. В благодарность Михаил Феодорович даровал ему грамоту, по которой Анзерский скит становился независимым от Соловецкого монастыря. Преподобный подвизался на Анзере 40 лет.

Мученики Ермил и Стратоник

Мученики Ермил и Стратоник, по происхождению славяне, жили в начале IV века, при гонителе христиан императоре Ликинии (307—324). Они были друзьями. Святой Ермил служил диаконом в городе Сингидоне (Белград). Осужденный Ликинием на тюремное заключение, он был долго и жестоко мучим за веру во Христа, но остался непреклонным. Стратоник был тюремным надзирателем и тайным христианином. Видя страшные мучения Ермила, он не мог удержаться от слез и исповедал истинную веру: прославил Единого Бога и обличил идолопоклонство. После тяжких истязаний мучеников зашили в сети и бросили в Дунай. Тела святых на третий день были найдены христианами на берегу реки и погребены близ Сингидона. Честные главы их пребывали в храме Святой Софии в Константинополе, где в 1200 году их видел русский паломник Антоний.

Преподобный Иринарх Ростовский

Преподобный Иринарх Затворник принял постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. Там он усердно трудился в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле. Уединившись в затворе, он железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. Преподобный спал ночью лишь один час или два, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой. В Смутное для Руси время он в помощь Пожарскому и Минину передал крест и предсказал русским победу над Литвой. Предводитель польско-литовских войск Сапега, остановившийся в Борисоглебском монастыре, пожелал видеть старца, сидящего в цепях, и удивился такому подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за Шуйского, преподобный смело ответил: «Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю». После этого преподобный Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть. Старец Иринарх непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силой творить чудеса, исцелял больных и бесноватых. В суровых подвигах и трудах преподобный прожил 38 лет и скончался на 68-м году жизни. После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес и исцелений при его гробе.

Евангелие дня

Как-то раз от одного знакомого я услышал фразу: «Рассказывай о себе только хорошее — плохое о тебе расскажут другие» и задумался. Многие люди, наверное, с ним согласились бы, ведь говоря о себе только хорошее мы создаём о себе выгодное впечатление. Но бывают ли ситуации, в которых правильнее рассказать не о своей победе, а о своём поражении, не о силе, но о немощи? Ответить на этот вопрос можно, обратившись к отрывку из 9-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 9.

33Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?

34Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.

35И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.

36И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:

37кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

38При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.

39Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.

40Ибо кто не против вас, тот за вас.

41И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Прежде чем обратиться к отрывку из Писания, который мы сегодня услышали, стоит вспомнить одну деталь. Марк, Евангелие которого мы читали, писал, основываясь на рассказах апостола Петра. Конечно же, Пётр, будь он человеком честолюбивым, рассказывал бы о себе только хорошее, выставляя себя самым верным, преданным и вдумчивым учеником. Но вот в сегодняшнем чтении мы слышим, как он, не стесняясь рассказывает довольно нелицеприятную историю, в которой мы оказываемся свидетелями слабости и непонимания учеников.

Итак, Спаситель идёт с ними по пути в Капернаум, а потом, уже зайдя в дом, спрашивает их, о чём они говорили между собой когда шли? Для нас это может выглядеть как простое проявление интереса. Мы также можем прийти в собрание друзей и спросить: «Что без меня успели обсудить?» Но Христос, конечно же, спрашивает совсем не так. Он знает, о чём они говорили. Они выясняли, кто из них старше, кто главнее? Ученики слышат вопрос Христа, но они не отвечают Ему. Они молчат. Молчат потому, что им стыдно в этом признаться. И тогда Спаситель обращается к ним Сам. Он говорит им о том, что тот, кто хочет быть старшим, на самом деле должен быть слугой. Причём речь, конечно, не в буквальном смысле об оказании услуг. Это само по себе важно, но никак не гарантирует правильного отношения к другим людям. Суть христианского подхода не в том, чтобы человек, который чувствовал себя выше всех, почувствовал себя самым малым и униженным. Человек, который хочет быть старшим, должен почувствовать себя опорой для других людей, опорой, от которых зависит их благополучие.

Это совсем не значит, что человек должен совершенно забыть о себе. Как известно, в экстренных ситуациях в самолёте мать сначала должна надеть маску на себя, а потом на ребёнка, потому что только так она сможет обеспечить ему безопасность. Человек, который желает послужить ближнему, должен заботиться о своём физическом и психическом здоровье. Дело совсем не в том, чтобы совершенно не думать о себе, дело в том, чтобы научиться видеть собственную жизнь в свете общих интересов и поступать так, чтобы целью было общее благо и спасение души.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Для того чтобы в нынешнее время оставаться верным Христу, нужно не меньше сил, не меньше бодрствования, не меньше готовности сораспяться Господу и жить в соответствии с Его законом — вопреки всему тому, что присутствует в современной жизни. Поэтому подвиг мучеников всегда должен оставаться для нас путеводной звездой и примером того, как сохранять верность Христу в любых обстоятельствах, как следовать Ему даже тогда, когда окружающие тебя не понимают и не разделяют твоих устремлений. И да поможет нам Господь нести свой жизненный крест, укрепляясь примером святых мучеников, святых исповедников, оставаясь верными Христу даже до смерти.

Долго ли каяться?

Брат спрашивал авву Пимена: «Я сделал великий грех и хочу каяться три года».

«Много», — говорит ему Пимен. «Или хотя один год», — говорил брат. «И то много», — сказал опять старец. Бывшие у старца спросили: «Не довольно ли сорока дней?». «И это много, — сказал старец. — Если человек покается от всего сердца и более уже не будет грешить, то и в три дня примет его Бог».

… покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением (Иез.18:30)

Суточный богослужебный круг

Суточный круг — последовательность богослужений в течение суток.

Богослужебный день начинается с вечера. По примеру Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, шесть раз начинает день с вечера, (И был вечер, и было утро: день второй (Быт.1:8)) в Церкви день начинается с вечера — вечернею. Например, праздничное Всенощное бдение служится накануне двунадесятых праздников вечером.

Суточных богослужений 9 (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, Литургия, 1, 3, 6, 9 часы).

В древности они совершались каждая в своё время (сейчас так только в монастырях). Затем для удобства верующих их стали объединять. Например, утром в воскресенье обычно совершают три службы (3-й, 6-й часы и Литургию). Вечером в субботу 4 службы: (9-й час, вечерня, утреня и 1-й час).

Т.к. в приходских храмах не служится повечерие и полунощница, в грекоговорящих поместных церквах миряне используют их в качестве вечерних (повечерие) и утренних (полунощницу) молитв.

Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в Часослове.

Молитвословия

Тропарь преподобного Елеазара Анзерского

глас 3

Отверг плоти тленная, / нетленных потщался еси достигнути, / и, мира удалився, / вселился еси в морский остров, / и на нем усердно многа лета Господеви поработал еси, / сего ради и дары прозрения и чудес обогатился еси,/ отче преподобне Елеазаре. / Христа Бога моли даровати нам мир и велию милость.

Кондак преподобного Елеазара Анзерского

глас 1

Яко лучу тя солнечную, Христос показа, преподобне,/ сияющу во стране приморстей чудес благодатию,/ уставлявши бо плавающим тишину морскую, верою молящимся тебе и вопиющим:/ радуйся, Елеазаре, отче наш,/ страны Беломорския похвало и утверждение.

Тропарь мучеников Ермила и Стратоника

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников Ермила и Стратоника

глас 2

От мирския молвы избегосте и к тихому пристанищу преставистеся,/ мученичества кровьми и постничества трудами венчаеми./ Темже и показастеся мучеников и преподобных единовсельницы.

Тропарь преподобного Иринарха, затворника Ростовского

глас 4

Яко мученика добропроизвольна / и преподобных удобрение, / звезду Ростовскую, / в затворе, узах и веригах Господеви благоугодившаго / и чудес благодать от Него приемшаго, / Иринарха предивнаго песньми хвалебными почтим / и, к нему припадающе, умильно глаголем: / отче преподобне, моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иринарха, затворника Ростовского

глас 2

Волнений множество жестоким житием преходя,/ изгнание, затвор и узы железный претерпел еси мужески, Иринарше терпеливодушне,/ нам оставль образ злострадания и терпения твоего,/ озаряя чудес блистаньми с верою приходящих к честному гробу твоему,/ у негоже, яко почесть победную, вериги твоя тяжкия видим,/ от нихже подаеши исцеления недужным./ Сего ради зовем ти:/ радуйся, Иринарше, отче предивный.

Новости по теме

28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)
Публикации 28 января 2023
28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и церкви это событие осталось практически незамеченным.

27 января — день памяти преподобномучеников Раифских
Публикации 27 января 2023
27 января — день памяти преподобномучеников Раифских

27 января Казанская епархия воспоминает святых преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына.

Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии

7 января Православная Церковь отмечает Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?