Церковный календарь

24 января. Память преподобного Феодосия Великого

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
24 января. Память преподобного Феодосия Великого

32-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 11 января по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника (529).

Преподобного Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453–1456).

Преподобного Феодосия Антиохийского (ок. 412).

Священномучеников Николая Мациевского, Феодора Антипина и Владимира Фокина пресвитеров (1919); святого Владимира Хираско исповедника, пресвитера (1932).

Елецкой иконы Божией Матери (1060).

Преподобный Феодосий Великий

Преподобный Феодосий Великий был основателем традиции общежительного монашества, которую спустя почти 1000 лет утвердит на Руси Сергий Радонежский. 30 лет святой подвизался в пустыне Палестины. Когда к нему стеклось множество учеников, он стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв кадило с холодными углями, святой двинулся из пещеры по пустыне, и вот внезапно угли разгорелись. Там святой и основал первый общежительный монастырь. Преподобный Феодосий также устроил в обители странноприимные дома, больницы и жилища для престарелых и за свою долгую жизнь — святой прожил 105 лет — прославился не только милосердием, но и чудесами. Так, во время голода в обители чудесно умножались хлебы, и Феодосий кормил всех бедствующих. По его молитвам гибла саранча, опустошавшая поля. И многие заблудившиеся в пустыне или погибавшие на море утверждали, что спаслись по предстательству святого.

Преподобный Михаил Клопский

Преподобный Михаил был родственником великого князя Димитрия Донского. Приняв на себя подвиг юродства Христа ради, он в рубище ушел из Москвы в Клопскую обитель, близ Новгорода. Вскоре преподобный Михаил стал примером для братии во всех иноческих подвигах. Бог одарил своего угодника великим даром прозорливости и чудотворения. В то время в Великом Новгороде и его окрестностях была засуха, продолжавшаяся три года. Преподобный на песке написал: «На сем месте будет источник воды неисчерпаемый», — и тут же на этом месте забил ключ. Во время голода по настоянию преподобного Михаила в обители кормили всех, а хлеб в житницах не убывал, сколько бы его ни брали. Преставился преподобный 11 января 1453 года.

Священное Писание

Иак., 52 зач., II, 1-13

1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.

2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, 3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, - 4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?

5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?

6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?

7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?

8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого,— хорошо делаете.

9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.

10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.

11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.

12 Та́к говорите и та́к поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.

13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.

Мк., 46 зач., X, 23-32

23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: || как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.

28 И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою.

29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради Меня и Евангелия, 30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.

31 Многие же будут первые последними, и последние первыми.

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. 10, 23-32

Услышав слово Господа о неудобстве богатым войти в Царствие Божие, ученики подумали: «кто же может спастись?» Господь сказал на это: «человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу». Невозможно отрешиться от корыстолюбия без благодатного воздействия на сердце; невозможно сладить и со всяким другим пристрастием, и со всем грехом живущим в нас, и со всем его порождением без благодати Божией. благодать Божия дается, по вере в Господа, в таинствах св. Церкви. Держись же крепче св. Церкви Божией и всех ее учреждений, и сила Божия, пособствующая на всякое добро, всегда будет присуща тебе. Только при этом всегда помни, что осветительные и животворные эти учреждения — средства, а не цель; потому и проходи их только для того, чтобы под действием их оживить и попитать сокрытые в тебе благодатные силы, и исходить потом на делание свое мужем крепким, готовым на всякое благое дело. Если удержишь принятое в себе и не дашь тому исхода в делах благих, будешь не прав; равно, как неправ тот, кто чуждается всего церковного. От неправых ревнителей благочестия самый строй благочестной жизни подвергается нареканию: но это не отнимает значения у этого строя и не оправдывает умствователей, чуждающихся его на сем только основании.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Cвятой Исидор Пелусиот, размышляя на тему сребролюбия, говорит вот что. Если бы можно было взять с собой деньги после смерти, если бы они могли хоть как-то утешить человека, пораженного страстью сребролюбия, — так ведь нет! Ни деньги, ни дома, ни обстановку, ни машины, ни другие ценности, которые люди стремятся приобретать здесь, взять с собой невозможно, сколько бы богатств у человека ни было. Что же предлагает святой Исидор Пелусиот? Он говорит, что эти деньги нужно правильно вложить. Какую же «инвестицию» он предлагает? Святой Исидор учит вкладывать деньги, которые невозможно взять с собой после смерти, в других людей — обменивая деньги на милость Божию.

Паисий Святогорец о необходимости в хороших духовниках

Нынешние люди устали; грехом и эгоизмом они доведены до одурения и помрачения. Поэтому сейчас — больше, чем в какую-либо другую эпоху, — мы испытываем необходимость в хороших и опытных духовниках, которые просто и с непритворной любовью будут относиться к людям и с рассуждением их окормлять, чтобы те умиротворились. Если нет хороших духовников, то пустеют храмы и наполняются психиатрические лечебницы, тюрьмы и больницы. Люди должны осознать: они мучаются, потому что находятся вдали от Бога. Они должны покаяться и смиренно поисповедоваться в своих грехах. Работа духовника — внутреннее исцеление человека. Нет врача выше, чем опытный духовник, который своей святостью внушает доверие к себе, вычищает из чутких созданий Божиих помыслы, которые приносит им бес, и без лекарств — благодатью Божией — исцеляет души и тела. Имея божественное просвещение, Дух Божий, духовник понимает и различает состояния, в которых находятся люди, и может дать им верное направление.

Молитвословия

Тропарь преподобного Феодосия Великого

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Феодосие отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Феодосия Великого

глас 8

Насажден во дворех Господа твоего,/ преподобными твоими добродетельми красно процвел еси/ и умножил еси чада твоя в пустыни,/ слез твоих тучами напаяемая,/ стадоначальниче Божий Божественных дворов.// Темже зовем: радуйся, отче Феодосие.

Тропарь преподобного Михаила Клопского, Новгородского

глас 8

Иже на земли Христа ради волею в буйство преложився, / мира сего красоты отнюд возненавидел еси / и, плотская играния увядив постом и жаждею и на земли леганием, / от зноя же и студени, от дождя и снега / и от прочия воздушныя тягости никогда же уклонился еси, / душу же очистил еси добродетельми, яко злато в горниле, / отче преподобне Богоносне Михаиле, / и ныне на Небесех предстоиши престолу Пресвятыя Троицы. / Но яко имея дерзновение многое, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Михаила Клопского, Новгородского

глас 8

Духа Святаго силою уподобился еси Богоглаголивым древним пророком,/ сказав безвестная и тайная и еже годе судьбам Божиим в сбытие, / и ина многа чудеса о Христе сотворив,/ и люди удивив, торжествовати устроил еси вопиющия: / слава Богу, прославляющему святыя Своя.

Молитва преподобному Михаилу Клопскому, Новгородскому чудотворцу

О преподобне и преблаженне отче наш Михаиле, ты возжелав усердно шествовати во след Господа нашего Иисуса Христа, вся плотская мудрования отринул еси: ты отечество свое, род и временное благородство и земнаго царствия наследие оставив, монашества и юродства путь ко спасению и к наследию Царствия Небеснаго предъизбрал еси: пришед же дивне во обитель сию Пресвятыя Троицы, в ней трудолюбно и богоугодно подвизаяся, по премногу ко устроению ея споспешествовал еси: и от всех бед, от глада, вражияго нахождения и огненнаго запаления, и всякаго зла оную сохраняя и защищая живущих в ней и к ней притекающих путю Господню поучал еси: ты и ныне Пресвятей Троице со всеми святыми предстоя и непрестанно насыщаяся зрения Божества Трисветлаго, поминай, молим тя, чтущих святую память твою: не премолчи, угодниче Христов ко Господу моляся, да Он, благодатию Своею приосеняя святую чудесы твоими прославленную обитель сию, в ней живущих и труждающихся, купно же и им благодеющих, такожде и всех притекающих к освященной раце твоей и мощи твоя устами и сердцем лобызающих здравы и невредимы сохранит и от всякия напасти свободит, подая путешествующим в пути благоспешество, болящим здравие, печальным утешение, сирым, вдовицам и всем напаствуемым скорое заступление и вспоможение и от вражиих наветов твердое ограждение и защищение: не престай же моляся и о Христоименитой стране нашей Российстей и о нас недостойных, яко да, твоим предстательством и молитвами сохраняеми, вси возможем подвиг течения неблазненно совершити, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея Елецкой

глас 4

Днесь светло красуется древний град Елец,/ поминающе славное чудо Пресвятыя Богородицы:/ егда бо на стогнах Первопрестольныя Москвы/ икону Ея чудную людие московстии сретаху,/ тогда Сама, Владычице, на горе Аргамачстей во граде Ельце,/ на сретение нечестивому Тамерлану изшедше,/ грозное его нашествие вспять обрати./ Сего дивнаго явления изображение на новописанней иконе зряще/ и Заступницу нашу за вся благодеяния Ея благодаряще,/ умильно Ей взываем:/ и в предняя не остави нас, о Мати Милосердая.

Теги:
Преподобный Феодосий Великий
преподобный Михаил Клопский
православный календарь

Все публикации