Церковный календарь

18 января. Память пророка Михея

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
18 января. Память пророка Михея

31-я седмица по Пятидесятнице. Суббота перед Богоявлением. Крещенский Сочельник
День постный. 5 января по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Суббота пред Богоявлением. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Священномученика Феопемпта, епископа Никомидийского, и мученика Феоны волхва (303). Преподобной Синклитикии Александрийской (ок. 350). Преподобного Симеона Псково-Печерского (1960).

Пророка Михея (IX в. до Р. Х.). Преподобной Аполлинарии (ок. 470). Преподобного ФостирияПреподобного Мины (VI). Преподобного Григория Акритского (ок. 820).

Священномученика Андрея Зимина пресвитера (1920); мученика Иосифа Беспалова и с ним 37-ми мучеников (1921); мученицы Евгении Доможировой (1933); священномученика Сергия Лаврова пресвитера (1934); мученика Матфея Гусева (1938).

Совершается Литургия святителя Иоанна Златоуста.

Пророк Михей

Святой пророк Михей был современником пророка Исаии. Священное Писание и предание ничего не говорят нам о его происхождении, родителях и жизни. Некоторые библейские толкователи думают, что одно из его пророчеств спасло жизнь Иеремии (Иер. 26,18–24). Ему принадлежит пророчество о рождении Спасителя мира (Мих. 5, 2–4). Он предсказал гибель царю Ахаву в войне с ассирийцами, за что был посажен в темницу. Освобожденный после гибели Ахава (3 Цар. 22, 8–22), святой пророк мученически скончался в IХ веке до Р. Х.

Преподобная Аполлинария

Преподобная Аполлинария — дочь приближённого византийского императора Феодосия Младшего. Возжелав иноческой жизни, она тайно от родителей переоделась в одежду инока и поступила в скит к святому Макарию Египетскому, назвав себя иноком Дорофеем. У родителей Аполлинарии была другая дочь, страдавшая беснованием. Они послали её в скит преподобного Макария, где девицу исцелил инок Дорофей (преподобная Аполлинария). Однако по возвращении домой девица вновь подверглась насилию диавола, который дал ей вид женщины, носящей во чреве. Разгневанные родители послали в скит воинов и потребовали выдать виновника оскорбления дочери. Святая Аполлинария взяла вину на себя и пошла в дом своих родителей. Там она открылась своим близким, исцелила сестру, а затем возвратилась в скит, где в скором времени мирно скончалась.

Преподобный Симеон Псково-Печерский

Преподобный Симеон в детстве услышал о жизни преподобного Серафима Саровского, нашел в поле камень и стал на нем молиться, подражая подвижнику. Часто в их доме останавливался преподобный Корнилий Крыпецкий и говорил, что мальчику предстоит быть монахом. Однажды, придя с родителями на богомолье в Псково-Печерскую обитель, отрок пожелал остаться там навсегда, но лишь спустя несколько лет отец отпустил его в монастырь. После революции преподобного Симеона хотели поставить наместником обители, но он по смирению отказался. Его постригли в схиму и назначили духовником братии. За свое смирение и любовь к ближнему иеросхимонах Симеон удостоился даров Святого Духа: прозорливости и исцеления душевных и телесных недугов.

Священное Писание

1 Тим., 284 зач., III, 14 — IV, 5

14 Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, 15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.

16 И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.

Глава 4

1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, 2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, 3запрещающих вступать в брак иупотреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.

4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, 5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.

Мф., 5 зач., III, 1-11

1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской 2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему 6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

8 сотворите же достойный плод покаяния 9 и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем...

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Тим. 3, 14-4, 5; Мф. 3, 1-11

«Дом Божий, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины». Следовательно, нам нечего вращать очи туда и сюда, чтоб высмотреть, нет ли где истины. Она — близ. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, — и будешь во истине, — будешь обладать истиною и жить по ней и в ней, и вследствие того истинной будешь преисполнен жизнью. Вне Православной Церкви нет истины. Она единая верная хранительница всего заповеданного Господом через Св. Апостолов и есть потому настоящая Апостольская Церковь. Иные потеряли Церковь Апостольскую, и, как по христианскому сознанию, носят убеждение, что только Апостольская Церковь может верно хранить и указывать истину, вздумали сами построить такую церковь, и построили, и имя ей такое придали. Имя придали, а существа сообщить не могли. Ибо Апостольская Церковь создана по благоволению Отца Господом Спасителем благодатью Св. Духа через Апостолов. Людям такой уж не создать. Думающие создать такую уподобляются детям, в куклы играющим. Если нет на земле истинной Апостольской Церкви, нечего и труды тратить над созданием ее. Но благодарение Господу, Он не попустил вратам адовым одолеть Св. Апостольскую Церковь. Она есть и пребудет по обетованию Его, до скончания века. И это есть наша Православная Церковь. Слава Богу!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Не нужно непременно ждать чудес, потому что, если сердце окаменело, никакие чудеса его не изменят и тем более не помогут возжечь пламень веры. Только сам человек может открыть для себя захватывающую перспективу религиозной веры, в которой перед ним открывается таинственный Божественный мир — не фикция, не мираж, а духовная реальность, которую люди и умом осознают, и сердцем чувствуют. На этом непосредственном восприятии Божественной реальности, реальности иного мира, и основаны наши религиозные убеждения, наша убежденность в бытии Бога, наша готовность быть учениками Спасителя.

Великое освящение воды

Великим освящением воды называется чин, совершаемый в праздник Крещения Господня и имеющий порядок, близкий к крещальному. Оно совершается в память освящения вод и всего тварного мира Христом во время Крещения на Иордане. Уже в VI веке этот чин стал общепринятым на Православном Востоке. Сообщения паломников VI века говорят об освящении воды на праздник Крещения на Иордане в Святой земле и в фонтане атриума храма Святой Софии в Константинополе, после чего христиане несли святую воду домой. Как и Студийский, Иерусалимский устав говорит об однократном великом освящении воды — после праздничной вечерни накануне Богоявления, но с XIII–XIV веков утвердилась традиция двукратного освящения. В Русской Церкви великое освящение воды совершают в канун Крещения на вечерне и в сам праздник после литургии.

Великая Агиасма

Греческое слово «агиасма» буквально означает «святыня». У византийских авторов это слово использовалось в значении «святой источник», «святое миро» и даже «мощи святых». Церковнославянский язык воспринял его в значении «святая вода». В богослужебных книгах понятие «агиасма» (или «великая агиасма») обычно используется применительно к великому водоосвящению на Богоявление (соответственно, редко встречающееся выражение «малая агиасма» относится к малому освящению вод). Святитель Иоанн Златоуст (IV век) в «Слове на Богоявление» описывает обычай брать в этот праздник святую воду и её благодатные свойства: «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды, и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится от продолжительности времени, но, почёрпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остаётся неповреждённою и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников».

Молитвословия

Тропарь Крещенского сочельника

глас 4

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою,/ вознесшуся Илии,/ и разделяхуся воды сюду и сюду/ и бысть ему сух путь, иже мокрый,/ во образ воистинну Крещения,/ имже мы текущее жития преходим шествие:// Христос явися во Иордане освятити воды.

Кондак Крещенского сочельника

глас 2

Всех, Христе, Благоутробне, отъемляй прегрешений множество/ милости ради безмерныя,/ Иорданскими водами креститися грядеши, яко Человек,/ одеждею мя одевая,// славы древния обнаженна люте.

Теги:
Крещенский сочельник
пророк Михей
преподобная Аполлинария
православный календарь

Все публикации