Церковный календарь

2 января. Память праведного Иоанна Кронштадтского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
2 января. Память праведного Иоанна Кронштадтского

Неделя 28-я по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец.
День постный. 20 декабря по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Предпразднство Рождества ХристоваСвященномученика Игнатия Богоносца (107). Святителя Антония, архиепископа Воронежского (1846). Праведного Иоанна Кронштадтского (1908).

Преподобного Игнатия, архимандрита Печерского, в Дальних пещерах (1435). Святителя Филогония, епископа Антиохийского (ок. 323). Святителя Даниила, архиепископа Сербского (1338).

Новодворской и Леньковской (Новгород-Северской), именуемой «Спасительница утопающих», икон Божией Матери.

Священномученик Игнатий Богоносец

Священномученик Игнатий Богоносец — ученик святого апостола Иоанна Богослова, третий епископ Антиохийский после апостолов Петра и Евода. В 107 году, отказавшись прекратить проповедь о Христе, святой был осуждён императором Траяном на растерзание зверями в Риме. По пути на казнь священномученик Игнатий убеждал верующих держаться апостольского предания и написал послания христианским общинам Рима, Ефеса, Магнезии, Траллии, Филадельфии, Смирны и к священномученику Поликарпу Смирнскому. Эти послания — завещание мученика, исповедание его веры и пастырские наставления. В своём вдохновенном послании к римским христианам он просил не пытаться спасти его от смерти: «Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым». Священномученик Игнатий был растерзан львами в римском Колизее.

Праведный Иоанн Кронштадтский

Святой праведный Иоанн родился в селе Суре Архангельской губернии в бедной семье. После окончания Духовной академии святой хотел стать миссионером среди народов Сибири. Но однажды во сне он увидел себя священником, служащим в кронштадтском соборе Андрея Первозванного, в котором он никогда до этого не был. Скоро сон сбылся с поразительной точностью. Кронштадт был местом высылки из столицы различного рода порочных людей, попрошаек и пьяниц. Вот на этих презираемых всеми людей и обратил свою любовь и заботу Кронштадский пастырь. Каждый день посещал их лачуги, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал материально. За великие молитвенные труды, самоотверженность и любовь батюшке в награду был дан дар прозорливости чудотворений.

Предпразднство Рождества Христова

У Рождества Христова самое продолжительное предпразднство — 5 дней. В особенностях службы устав сближает его со Страстной Седмицей: для каждого дня на повечерии положены особые каноны — трипеснцы (жанр, характерный для Триоди), припев к тропарям которых, как и на Страстной — «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Для первого дня предпразднства (2 января) на повечерии положены трипеснцы, составленные по образу трипеснцев Великого Понедельника и Великого Вторника, 3 января — по образу канона Великого Четверга «Сечёное сечётся», 4 января — по подобию трипеснца Великой Пятницы «К Тебе утреннюю», 5 января — по образу канона утрени Великой Субботы «Волною морскою ». Рождество в службах предпразднства понимается в духе Страстной: «ныне приближися спасение», так как Христос «вольно » пришёл, чтобы обогатить человечество («обнищавшего Адама») Своим Божеством. Как и на Страстной, гимнографы удивляются, как «Одеваяй небо облаки» висит на древе и лежит в пеленах обвитый в «вертепе малейшем и зело худом».

Неделя святых отец

Воскресенье перед Рождеством Христовым, когда Церковь во второй раз чтит память праведников Ветхого Завета, во всех храмах читается евангельский отрывок, содержащий родословие Иисуса Христа. В Евангелии перечисляется 3 раза по 14 родов прародителей Спасителя по плоти. Это родословие Христа начиная с Авраама. Священное Евангелие указывает на то, что Иисус Христос жил в историческое время, воплотившись в человека, и, как всякий человек, пришедший в мир, имел за собой неразрывную цепь предков. Апостол Матфей в своем Евангелии приводит родословие Господа для того, чтобы доказать первым христианам, что Христос происходил из колена Давидова, что Он – потомок Авраама, истинный Мессия, а не ложный. Праведники, жившие до Его пришествия в мир, спасались верою в Иисуса Христа, Который должен был прийти в будущем. Истинность их веры подтверждали и многие совершенные ими чудеса: они смиряли хищников, вызывали природные явления, побеждали врагов, исцеляли больных и воскрешали мертвых.

Священное Писание

Евр., 328 зач., XI, 9-10, 17-23, 32-40

9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Мф., 1 зач., I, 1-25

1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; 6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; 9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; 11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; 14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; 15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20 Но когда он помыслил это,— се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Богу было угодно в ответ на человеческие грехи не покарать людей новым Вселенским потопом, или огнем, или мечом, не истребить человеческий род, но открыть новую страницу бытия, которая по значимости может быть сравнима с творением мира. Бог словно восполняет Свой замысел о мире и человеке, нарушенный диаволом и человеческим грехом, и, движимый любовью, входит в человеческую историю, соединяется с человеческим родом. Он становится одним из нас и, пройдя горестным, тяжелым путем человеческой жизни, ни от чего не отворачиваясь, не избегая никаких трудностей, но принимая все то, что надлежало Ему принять, Господь Иисус Христос страданием и смертью Своею искупает род человеческий.

Грозное предостережение праведного Иоанна Кронштадтского

Кронштадтский пастырь уже при жизни почитался православными как «святой батюшка». На рубеже веков отец Иоанн видел умножение числа духовно погибающих людей и сурово обличал их за неверие, богоборчество, сектантство, увлечение толстовством. Люди, «дряблые душой и беспочвенные мыслию», считали, что служители Церкви не должны участвовать в политической жизни страны. Отец Иоанн опроверг это мнение, выступив против революции 1905–1907 годов. В проповедях он напоминал властям их долг подавлять смуту: «Начальник… не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло» (Рим. 13:4). Предвидя скорбные испытания, отец Иоанн пророчествовал: «Держись же, Россия, твердо веры твоей… А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже… Русью святой, а сбродом всяких иноверцев… И если не будет покаяния у русского народа, Бог отнимет у него Царя и пошлет бич в лице жестоких самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».

Молитвословия

Тропарь предпразднства Рождества Христова

глас 4

Готовися, Вифлееме,/ отверзися всем, Едеме,/ красуйся, Евфрафо,/ яко древо живота в вертепе процвете от Девы:/ рай бо Оноя чрево явися мысленный,/ в немже Божественный сад,/ от негоже ядше, живи будем,/ не якоже Адам умрем./ Христос раждается прежде падший возставити образ.

Кондак предпразднства Рождества Христова

глас 3

Дева днесь превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися// Отроча Младо, Превечнаго Бога.

Тропарь праведного Иоанна Кронштадтского

глас 1

Православныя веры поборниче,/ земли Российския печальниче,/ пастырем правило и образе верным,/ покаяния и жизни во Христе проповедниче,/ Божественных Таин благоговейный служителю/ и дерзновенный о людех молитвенниче,/ отче праведный Иоанне,/ целителю и предивный чудотворче,/ граду Кронштадту похвало/ и Церкве нашея украшение,/ моли Всеблагаго Бога// умирити мир и спасти души наша.

Кондак праведного Иоанна Кронштадтского

глас 3

Днесь пастырь Кронштадтский/ предстоит Престолу Божию/ и усердно молит о верных/ Христа Пастыреначальника,/ обетование давшаго:/ созижду Церковь Мою, // и врата адова не одолеют ей.

Молитва праведному Иоанну Кронштадтскому

О великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне! Презри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатаем и присным молитвенником за нас будеши. Се бо страстьми греховными обуреваеми и злобою снедаеми, заповеди Божия пренебрегохом, покаяния сердечнаго и слез воздыхания не принесохом, сего ради многим скорбем и печалем достойни явихомся. Ты же, отче праведный, велие дерзновение ко Господу и сострадание к ближним своим имея, умоли Всещедраго Владыку мира, да пробавит милость Свою на нас и потерпит неправдам нашим, не погубит нас грех ради наших, но время на покаяние милостивно нам дарует. О святче Божий, помози нам веру православную непорчно соблюсти и заповеди Божии благочестно сохранити, да не обладает нами всякое беззаконие, ниже посрамится Правда Божия в неправдах наших, но да сподобимся достигнути кончины христианския, безболезненныя, непостыдныя, мирныя и Тайн Божиих причастныя. Еще молим тя, отче праведне, о еже Церкви нашей Святей до скончания века утвержденней быти, Отечеству же нашему мир и пребывание испроси и от всех зол сохрани, да тако народи наши, Богом храними, в единомыслии веры и во всяком благочестии и чистоте, в лепоте духовнаго братства, трезвении и согласии свидетельствуют: яко с нами Бог! В Нем же живем и движемся, и есмы, и прибудем во веки. Аминь.

Тропарь священномученика Игнатия Богоносца

глас 4

Апостольских нравов подражателю/ и престола их снаследниче,/ архиереев удобрение/ и мучеников славо, богодухновенне,/ на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради/ и, слово истины исправляя, до крове пострадал еси,/ священномучениче Игнатие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Молитва священномученику Игнатию Богоносцу

О великий святителю Богоносный Игнатие! К тебе припадаем и молим тя, призри на ны грешныя, прибегающия к твоему заступлению! Умоли Господа, да простит нам вся согрешения наша: ты мученически душу твою за веру положил еси, даруй и нам мужество во всем подражати тебе. Ничто в жизни не возмогло отлучити тя от любве ко Господу, ни лестныя обещания, ни прещения, ни угрозы, ниже самыя муки: ты с радостию предстал пред зверьми на смерть лютую и, яко ангел, возлетел еси во обители Отца нашего Небеснаго; и молитва твоя много может пред Господем. Буди же, святый угодниче, предстателем у Господа: за ны, недостойнии рабы твоя; помогай и всем православным христианом святыми твоими молитвами ко всемогущему Богу, да избавит ны от глада, труса, града, бездождия и смертоносных болезней, и да дарует нам здравие и спасение. Буди же нам помощник скорый во всякой скорби, наипаче в час кончины нашея явися нам светлым защитником и ходатаем и умоли Господа сподобитися всем нам, тебе ныне тепле молящимся, получити по христианской кончине Небесное Царствие, идеже вси святии вкупе с тобою вечно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Кондак священномученика Игнатия Богоносца

глас 3

Светлых подвиг твоих светоносный день/ предпроповедует всем в вертепе Рожденнаго:/ Сего бо жаждая от любве насладитися,/ потщался еси от зверей снеден быти,/ сего ради и Богоносец нареклся еси,// Игнатие всемудре.

Тропарь святителя Даниила, архиепископа Сербского

глас 3

Чудо явися извещения,/ делами добродетелей Божиих возсиял еси,/ монашествующих лики упасл еси,/ архиерейская седалища утвердил еси,/ еретическаго нападения не усумневся,/ Церковию Христовою управляя,/ преподобне отче, Данииле премудре,/ умер, яко спя,/ тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть,/ и подает цельбы болящим от различных недугов,/ и демоны прогоняет./ Сего ради молим тя: моли спастися душам нашим.

Кондак святителя Даниила, архиепископа Сербского

глас 8

Возбранному и дивному нашел земли светильнику днесь любовию притекаем/ и песнь тебе, Богоносе, плетем,/ яко имущему дерзновение ко Господу:/ избави нас от многообразных обстояний, да зовем ти:/ радуйся, утверждение отечеству нашему и великий покровителю обители своея.

Тропарь преподобного Игнатия, архимандрита Печерского

глас 4

Чистаго ради и непорочнаго твоего жития,/ Богоносе отче Игнатие,/ приемый от Господа чудотворныя дары исцеляти немощныя,/ исцели, молим тя, и немощи наша,/ моля о нас Единаго Человеколюбца.

Кондак преподобного Игнатия, архимандрита Печерского

глас 1

Проходя, всеблаженне, добродетельми от силы в силу,/ и всех, с тобою сущих, оными превозвышая,/ всем служил еси, Игнатие, и угождал,/ тем избран был еси всем, в дому Божия Матере сущим, в старейшину и вождя,/ в несом; паче Господеви благоугождь и стадо Его добре; упасши,/ молися о нас, чадех твоих.

Теги:
Праведный Иоанн Кронштадтский
священномученик Игнатий Богоносец
православный календарь
январь

Все публикации