29 декабря. Память пророка Аггея

3349
Фото

Седмица 30-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Пророка Аггея (500 г. до Р. Х.).

Преподобной Софии Суздальской (1542). Мученика Марина (III). Блаженной царицы Феофании (893—894).

Священномучеников Владимира Алексеева, Павла Аношкина пресвитеров и Григория Смирнова диакона (1918); священномучеников Аркадия, епископа Бежецкого, Илии Чередеева, Павла Фаворитова, Феодосия Болдырева, Владимира Дамаскина, Александра Колоколова, Петра Зиновьева пресвитеров, преподобномученика Макария Смирнова (1937).

Пророк Аггей

Пророк Аггей был первым пророком после вавилонского плена. Из-за малого объёма своей книги он относится к малым пророкам. Время его служения приходится на первую половину VI века до Рождества Христова. Согласно преданию, пророк родился в вавилонском пленении в священнической семье и юношей прибыл в Иерусалим. Здесь он стал очевидцем возрождения Иерусалимского храма. Иудеи, вернувшиеся из плена, сначала стали ревностно восстанавливать храм, но затем из-за нищеты потеряли к нему интерес и сосредоточились на устроении личных жилищ. Пророк говорит, что нищета — это не причина того, что у них всё плохо, а следствие нерадения о доме Божием. Пророк Аггей вдохновил иудеев вернуться к делу возведения храма, предсказав, что его слава превзойдёт славу храма Соломонова, так как в нём будет явлен Мессия-Христос.

Блаженная царица Феофания

Блаженная царица Феофания. Первая жена византийского имп. Льва VI Мудрого, вступившего на престол в 886 году. Несмотря на свою набожность, блж. царица страдала от неверности мужа, имевшего любовную связь с дочерью начальника императорских телохранителей Зоей Заутцей, ставшей после смерти Феофании второй его женой. Смерть единственного ребенка Феофании, малолетней Евдокии, еще сильнее обострила и без того холодные отношения между супругами. В результате царица приняла решение удалиться в монастырь, прилегающий к Влахернскому храму. При этом брак со Львом по настоянию ее духовника расторгнут не был и в монастыре она жила, не принимая монашеского пострига. Кончина ее последовала после болезни 10 ноября 895 или 897 года. Уже через несколько дней Бог стал прославлять свою святую чудотворениями, так что вскоре она была канонизирована. Имп. Лев VI построил храм в ее честь, рядом с храмом Двенадцати Апостолов.

Преподобная София Суздальская

Преподобная София, в миру Соломония, была дочерью боярина Сабурова. В 1505 году она стала женой великого князя московского Василия Иоанновича. Он выбрал ее из пятисот самых красивых девиц. Брак их не был счастливым, так как Соломония была бесплодна. Чтобы иметь наследника, великий князь Василий Иоаннович решил жениться второй раз — на Елене Глинской, а Соломонию велел постричь в монахини. Постриженная с именем София, она была сослана в Суздальский Покровский монастырь, который впоследствии стал местом заточения невольных царственных пострижениц. В обители инокиня — великая княгиня не сразу смирилась со своим новым положением, но, предаваясь молитве, нашла в ней утешение и успокоение и всецело посвятила себя Богу.

Евангелие дня

Что необходимо сделать для того, чтобы жить стала проще? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 9-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 9.

33 Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою?

34 Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.

35 И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.

36 И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:

37 кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.

39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.

40 Ибо кто не против вас, тот за вас.

41 И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

В только что прозвучавшем отрывке Спаситель ставит в пример апостолам маленького ребёнка. Так Господь указывает на важное качество, которым должны обладать Его ученики, — это простота ума. Ведь Евангелие очень просто. Господь сводит его и вообще всё Священное Писание всего к двум простым заповедям — возлюби Бога и ближнего. То есть во всём ищи волю Творца и во всём старайся быть полезен окружающим, думай в первую очередь о них, а не о том, как за их счёт получить свою выгоду. Эти две простейшие идеи должны стать базовой установкой ума каждого ученика Спасителя. Через призму этих двух идей мы должны оценивать свои мысли, чувства, слова и поступки. Тогда постепенно всё в жизни займёт свои места. Всё станет ясным и понятным.

Однако человеку свойственно усложнять. Именно этим и заняты апостолы, когда выясняют, кто из них главнее, весомее и значимей. Этим же заняты они, когда возмущаются, что ещё кто-то кроме них творит чудеса именем их Учителя. То есть вместо того, чтобы следить за тем, как они сами выполняют заповеди Бога, они начинают разрабатывать правила, по которым, как им кажется, должны жить окружающие. Это и есть начало всех сложностей. Мы начинаем приводить в порядок не себя, а всех, кто вокруг. Наш ум лезет туда, куда ему лезть не стоит. В жизнь других людей. Он начинает уделять чрезмерное внимание тем событиям, которые нас напрямую не касаются. За умом подтягиваются и наши чувства. Мы слишком эмоционально вовлекаемся в посторонние ситуации, начинаем переживать мировые проблемы, как свои собственные. В результате нам становится очень тяжело жить. Ведь всё вокруг идёт не по-моему. «Одни дураки вокруг», — бормочем мы про себя. Отсюда все наши разочарования, отсюда бесконечные претензии, обиды, злоба, ненависть, вражда, тяжбы. Не случайно говорят: «ожидание — это обида в зародыше». То есть если твой ум занят тем, что постоянно устанавливает правила, как необходимо жить окружающим, плохое настроение тебе гарантировано. Ведь обязательно что-то пойдёт не по твоему плану. Очень хорошо об этом свойстве нашего ума говорит святитель Феофан Затворник. По его словам, ум «всегда кричит: „то не так, другое не этак; дай-ка я всё устрою по-новому; старое негоже, наскучило“. Но никогда ещё нигде ничего доброго он не устроил, а только всё расстраивает».

Поэтому постараемся не усложнять. Сосредоточим все силы на том, чтобы привести свой ум к простоте. То есть, как только почувствуем, что в нас просыпается горячее желание привести этот мир в порядок и объяснить окружающим, как им следует себя вести, будем задавать себе два простых вопроса: а как я могу прямо сейчас исполнить волю Бога и как я могу прямо в этот момент ради Христа послужить и принести пользу своим близким. Не будем сомневаться, как только совершим какое-нибудь конкретное дело, ум прояснится, а вслед за ним станут ясными и чувства. И чем усердней я буду воспитывать в себе этот навык, тем меньше у меня будет ожиданий от других людей, тем меньше будет разочарований в них, тем больше моя душа будет наполняться благодатью Божией, а жизнь перестанет быть тяжёлой и мутной. В ней появится лёгкость, ясность и простота.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы слышали Евангельское чтение о людях, которые отказались прийти на брачный пир (см. Лк. 14, 16—24). Кто-то сослался на то, что купил землю и нужно ее посмотреть. Другой — на то, что купил пять пар волов и нужно их испытать. Третий сказал, что женился и не может прийти. У преподобного Макария Египетского есть замечательные слова: если человек возлюбил что-то сердцем своим, то именно это обременяет его ум и овладевает им. Купил волов, отдал им свое сердце — вот они и обременяют ум так, что человек становится их рабом. А если посмотреть на жизнь современного человека? Сколь многое мы, приобретая или созидая, начинаем любить больше всего! Это обременяет, по слову преподобного Макария, наш ум, овладевает всем нашим существом. Так вот, для того чтобы человек не потерял способность идти по единственно правильному пути, его ум должен быть обременен высшей ценностью, высшей силой, высшей красотой и высшим разумом — то есть Божественным разумом, Божественной силой и Божественной красотой.

Страсть гордости (8-я из восьми главных страстей)

Если тщеславный зависит от чужого мнения о себе, добивается похвалы или зависти, то гордость — это уже такая степень самообольщения, когда человек считает себя выше других людей и их мнений о себе. Противоположная этой страсти добродетель — любовь (к Богу и ближним).

Авва Дорофей: В общежительном монастыре, прежде моего удаления оттуда, был один брат, которого я никогда не видал смутившимся, или скорбящим, или разгневанным на кого-либо, тогда как я замечал, что многие из братии часто досаждали ему и оскорбляли его. А этот юноша так переносил [оскорбления] от каждого из них, как будто никто вовсе не смущал его. Я же всегда удивлялся чрезвычайному незлобию его и желал узнать, как он приобрел сию добродетель. Однажды отвел я его в сторону и, поклонившись ему, просил его сказать мне, какой помысл он всегда имеет в сердце своем, что, подвергаясь оскорблениям или перенося от кого-либо обиду, он показывает такое долготерпение. Он отвечал мне презрительно, без всякого смущения: «Мне ли обращать внимание на их недостатки или принимать от них [обиды] как от людей? Это — лающие псы».

Чем Библия отличается от священных текстов других религий?

Прежде всего тем, что в центре Библии находится личность Господа нашего Иисуса Христа. Главная цель Библии, как сказано в самом тексте, привести читателя к спасительной вере во Христа: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20:31). Подчеркнем, что даже Писания Ветхого Завета указывают на Христа (например, посредством пророчеств и прообразов).

Во-вторых, Библия является боговдохновенной. Тексты, созданные за пределами библейского мира, могут отражать человеческий опыт и нравственный закон, который Бог вложил в сердца всех людей, и, таким образом, передавать некую частичную истину.

Но через Библию к человеческому роду обращается Бог, и Он позаботился о том, чтобы все истины, необходимые для нашего спасения, были в ней переданы.

В-третьих, Библия есть книга Церкви. Она сложилась внутри Церкви, Церковью передается, проповедуется и объясняется, и вера в Библию неизбежно приводит нас к вере в Церковь, потому что в самой Библии сказано: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).

Молитвословия

Тропарь преподобной Софии Суздальской

глас 4

Вышняго красотою явственно украшался,/ постническими бо труды подвизася преподобная София,/ и бысть наследница Небесному Царствию,/ и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты,/ Его же моли спастися граду Суждалю/ от поганых нахождений и междоусобныя брани/ и подаждь душам нашим велию милость.

Кондак преподобной Софии Суздальской

глас 1

Нощи страстный избегши, Богомудрая Софие преподобная,/ к Незаходимому же Солнцу, Христу, пришедши,/ умертвила еси плотское мудрование постом же, воздержанием и молитвами,/ показася равна Ангелом,/ на земли бо поживе и духи нечистыя от человек отгнала еси,/ и различная исцеления подававши, от многих бед и зол избавлявши,/ Софие преподобная,/ моли спастися душам нашим.

Новости по теме

Если человек делает шаг навстречу Богу, то Господь делает навстречу к нему много других шагов
Прямая речь 24 декабря 2017
Если человек делает шаг навстречу Богу, то Господь делает навстречу к нему много других шагов

Проповедь исполняющего обязанности проректора по учебной работе Казанской духовной семинарии иерея Александра Ермолина в Неделю 29-ю по Пятидесятнице

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.