23 декабря. Память Святителя Иоасафа, епископа Белгородского

3805
Фото

Седмица 29-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мучеников Мины, Ермогена и Евграфа (ок. 313). Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1754).

Мученика Гемелла Пафлагонянина (ок. 361). Преподобного Фомы (X). Блаженного Иоанна (1503) и родителей его Стефана (1476) и Ангелины, правителей Сербских.

Священномучеников Иакова Шестакова и Александра Шкляева пресвитеров, священномученика Евграфа Плетнева пресвитера и мученика Михаила Плетнева (1918); священномучеников Анатолия Правдолюбова, Александра Туберовского, Евгения Харькова, Константина Бажанова, Николая Карасева пресвитеров, и с ними мучеников Петра Гришина, Евсевия Тряхова, Михаила Якунькина, Дорофея Климашева, Лаврентия Когтева, Григория Берденева, мучениц Александры Устюхиной и Татианы Егоровой, священномученика Михаила Кобозева пресвитера, преподобномученика Сергия Сорокина (1937); священномучеников Николая Розова и Алексия Введенского пресвитеров (1938); святых Анны Ивашкиной и Татианы Бякиревой исповедниц (1948); святой Феклы Макушевой исповедницы (1954); преподобной Анны Столяровой исповедницы (1958).

Мученики Мина, Ермоген и Евграф

Святые мученики Мина, Ермоген и Евграф пострадали за веру во Христа при императоре Максимине (305— 313 гг.). Св. Мина был схвачен за обращение ко Христу многих язычников. Св. Ермоген, пораженный долготерпением св. Мины при истязаниях и его чудесным исцелением после страшных пыток, уверовал в Истинного Бога и тоже был подвергнут жестоким мукам. Император лично изрубил секретаря св. Мины св. Евграфа, а святым мученикам Мине и Ермогену приказал отрубить головы.

Святитель Иоасаф, епископ Белгородский

Святитель Иоасаф Белгородский сочетал монашеские подвиги, кротость и смирение с выдающимся талантом организатора церковных дел. В семь лет он был отдан родителями на попечение в Киевскую духовную академию. Вскоре отрок стал испытывать влечение к монашеской жизни, и мать с отцом пытались отговаривать его. Он послушался их, но в 20 лет, после обучения в академии, постригся тайно. Выдающиеся способности молодого подвижника были замечены — он получил должность экзаменатора при архиепископии и приложил много сил к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Позже святитель был игуменом Преображенской Мгарской обители на Полтавщине, затем — наместником Сергиевой Свято-Троицкой лавры и, наконец, став епископом Белгородским, отдал все силы образованию духовенства и нравственному развитию паствы.

Евангелие дня

В высказываниях Христа мы можем найти такие поучения, которые на первый взгляд кажутся противоречащими друг другу. К примеру, в Евангелии от Матфея звучит призыв Спасителя взять на себя Его иго, Христос в этом отрывке завершает Свою речь утверждением, что иго Его благо и бремя Его легко (см. Мф. 11:30). А ранее в той же самой главе Евангелия от Матфея звучит утверждение, что Царство Небесное берётся силою (см. Мф. 11:12), и эту информацию довольно непросто связать с лёгкостью Христова бремени. О сложности евангельского пути говорит и 13-я глава Евангелие от Луки, отрывок из которой звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте прочитаем его и попытаемся понять, как соотносятся между собой одновременно обещанные Христом лёгкость и тяжесть жизни по Евангелию.

Глава 13.

18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?

19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?

21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.

23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:

24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.

26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.

27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.

29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

Вообще, мы привыкли к мысли о том, что вхождение в Царство Небесное требует от человека невероятных усилий, требует самоотречения, подвигов, аскезы, а если ситуация сложится не самым благоприятным образом, то и мученичества. Об этом нам повествуют жития святых, и в житиях мы не встретим примеров, которые говорили бы, что достичь блаженства вечности со Христом можно без каких-либо трудов, мы не найдём рассказов, суть которых можно было бы передать приблизительно такими словами: «Родился. Рос в обеспеченной семье. Получил хорошее образование и престижную работу. Женился на умнице и красавице. Жили они в полном достатке, было у них множество детей. Умер в глубокой старости. Почитается Церковью как праведный».

Впрочем, жития некоторых святых князей чем-то напоминают идиллическую картинку беспроблемной жизни, оканчивающейся в Царстве Небесном, правда, есть одна оговорка: все те князья, которые прожили благополучную со всех точек зрения жизнь, обладали невероятным запасом терпения и милосердия, они не переставали благотворить даже тем, кто их обманывал и не желал как-либо менять свою жизнь, и этот факт указывает на то, что и на жизненном пути таких князей было место христианскому подвигу, пусть и не такому яркому, как подвиг мучеников или же преподобных. Иными словами, мы снова пришли к тому евангельскому утверждению, что попасть в Царство Небесное можно лишь через узкие врата, то есть через подвиг.

Но что будет, если посмотреть на христианскую жизнь немного под другим углом? Подвиг — это то, что требует от человека определённой меры самоотречения и выхода за пределы обычной жизни. Обычная же жизнь подразумевает непрестанное исполнение собственных хотений и пожеланий, а то, что идёт вразрез с ними, воспринимается нами как нечто тяжёлое и обременительное, как то, что мы называем подвигом. Но что изменится, если взять на себя иго Христово, то есть отказаться от своей воли в пользу воли Христовой, воли благой и всесовершенной? В таком случае евангельские повеления перестанут быть чем-то чуждым для нас, они превратятся в нечто вожделенное, такое, каким бывает исполнение собственных желаний, и тогда то, что со стороны выглядит как неимоверный непосильный подвиг, самим человеком будет восприниматься радостным и лёгким, и такой человек сам не заметит того, как войдёт в узкие врата Христова Царства.

Об этом говорит вся многовековая история Церкви, она учит нас шаг за шагом согласовывать свою волю с волей Божией, этот процесс во многом похож на спортивные тренировки, в которых спортсмен вынужден исполнять указания тренера, обретая при этом новые физические возможности, а вместе с ними и наслаждение от самих упражнений. Подобным образом выглядит и христианское восхождение: мы учимся исполнять евангельские указание Спасителя и постепенно становимся новыми людьми, для которых нет ничего сверхъестественного в том, чтобы жить по Христовым заповедям.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Иногда нам кажется, что пустое времяпровождение нейтрально с нравственной и духовной точки зрения. Но это совсем не так. Праздность — это не свободное время, не время отдыха, а время пустое, ничем не заполненное. Из литературы мы знаем такие выражения, как праздное поле, то есть поле, ничем не засеянное, праздный, то есть пустой, город. Так вот, святитель Иоанн Златоуст, размышляя на тему праздности, произнес замечательные слова: на праздном поле вырастает негодная трава. И это действительно так. Каждый, кто видел невспаханное и незасеянное поле, знает, что оно зарастает сорняками, и требуется значительная работа, чтобы избавиться от них, подготовить почву и засеять ее семенами, приносящими плод. Если говорить о праздности как о пустоте, то нужно ясно понимать, что полной, абсолютной пустоты не бывает. Даже тот, кто прилагает большие усилия, чтобы пребывать в праздности, не освобождает свое сердце от всего, что в нем присутствует, и от тех влияний, которые на него оказываются. Пустота легко наполняется чем-то очень опасным для человека. Праздность — словно оранжерея, в которой растут сорняки, и чтобы они не погубили нашу жизнь, не погубили здоровые ростки, способные приносить плод, нельзя допускать праздность, разлагающую разум, ослабляющую чувства и волю человека.

Паисий Святогорец: «Лучше протирать подметки, чем одеяла»

Лучше стирать подметки, работая, чем лежать в кровати и лодырничать». Труд — это благословение, это дар Божий. Он оживляет тело и освежает ум. Если бы Бог не дал человеку труда, то человек покрылся бы плесенью. Люди трудолюбивые не перестают работать даже в старости. Если еще имея силы, они перестанут трудиться, то начнут унывать. Прекратить работу для таких людей равносильно смерти. Помню, в Конице один 90-летний старичок работал не переставая. В конце концов он так и умер на пашне, в двух часах ходьбы от дома. Но надо сказать и о том, что телесный покой, к которому стремятся некоторые, не является каким-то стабильным состоянием. Находясь в телесном покое, люди могут лишь на время забыть свою душевную тревогу. У них есть все: обед, десерт, душ, отдых… Однако, как только все это заканчивается, они стремятся к еще большему покою. Они чувствуют пустоту, и их душа стремится эту пустоту заполнить. Ну, а тот, кто устает от труда, имеет постоянную радость — радость духовную.

Страсть сребролюбия (3-я из восьми главных страстей)

Существует множество форм проявления этой страсти: жадность, скупость, любостяжание, мшелоимство, лихоимство, скверноприбытчество, корыстолюбие... Во всех её проявлениях есть один общий мотив — любовь к самому процессу обладания (и приобретения), зависимость от него. Противоположная добродетель — нестяжание.

Сребролюбие паразитирует на неуверенности в будущем (потребности в безопасности) и тщеславии (желании быть признанным, уважаемым).

Молитвословия

Тропарь святителя Иоасафа, епископа Белгородского

глас 3

Святителю Христу Богу возлюбленне,/ правило веры и образ милосердия людем был еси,/ бдением же, постом и молитвою,/ яко светильник пресветлый, просиял еси/ и прославлен от Бога явился еси:/ телом убо в нетлении почивая,/ духом же Престолу Божию предстоя,/ чудеса преславная источаеши./ Моли Христа Бога,/ да утвердит нас в Православии и благочестии// и спасет души наша.

Кондак святителя Иоасафа, епископа Белгородского

глас 8

Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть?/ Многообразныя милости Божия, тобою явленныя, кто исчислит?/ Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще,/ во умилении сердечнем зовем ти:/ не лиши и нас твоея помощи и заступления,// святителю Христов и чудотворче Иоасафе.

Молитва святителю Иоасафу, епископу Белгородскому

О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и Того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоя николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведник Его. Приклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение. Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на Церковь Божию отжени. Умоли Отца Небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня, потопа и иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешение и от всех скорбей избавление. Отпадшия же лозы Христовы ветви паки с тобою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепное Имя Бога Нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучеников Мины, Ермогена и Евграфа

глас 8

Воздержанием страстей огнепальныя/ умертвивше зраки и движения, Христовы мученицы/ прияша благодать недуги отгоняти немощных/ и живше и по кончине чудодействовати./ Воистинну чудо преславно,/ яко кости наги источают исцеления,// слава Единому и Создателю Богу.

Кондак мучеников Мины, Ермогена и Евграфа

глас 4

Добропесненный глас твоих словес,/ Ермогена из глубины погибели возвед,/ постави на камени жизни,/ отонудуже и Евграф, царя обличив,/ радуяся, посекается в славную главу,/ но прилежно моли, Мино,// спастися всем, любовию чтущим тя.

Тропарь блаженного Иоанна, царя Сербского

глас 4

Дивен, творяй преславная чудеса/ и прославляяй по кончине славящия Тя,/ нетленная телеса их являя/ и чудо действии люди обогащая/ во славу святаго Имене Своего,/ даровавый нам тело угодника Своего Иоанна,/ молящагося о душах наших.

Кондак блаженного Иоанна, царя Сербского

глас 8

Приидите, достодолжно почтим Иоанна, новыя благодати служителя новопрославленнаго,/ славу веры нашея и нашего молитвенника,/ созывает бо пети благодарными гласы/ и прославити Прославльшаго святыя Своя/ и молится о творящих память его и о зовущих ему:/ радуйся, Иоанне, новое процветение.

Тропарь праведной Ангелины, деспотиссы Сербской

глас 8

В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу,/ приимши бо крест, последовала еси Христу/ и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ангелино, дух твой.

Кондак праведной Ангелины, деспотиссы Сербской

глас 8

Вышняго живота желающи сподобитися,/ нижнюю пищу тщательно оставила еси,/ и богатство твое расточила еси нищим,/ и Небесное богатство прияла еси,/ и по смерти нас освящавши,/ и чудеса твоя, всехвальная Ангелино, источаеши./ Темже твое успение святое почитаем, взывающе:/ радуйся, мати прехвальная.

Новости по теме

Митрополит Кирилл принял участие в проходящих в Белгороде торжествах по случаю 112-летия канонизации святителя Иоасафа Белгородского Митрополит Кирилл принял участие в проходящих в Белгороде торжествах по случаю 112-летия канонизации святителя Иоасафа Белгородского

17 сентября, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, день 112-летия канонизации святителя Иоасафа Белгородского, на Троицкой площади г. Белгорода была совершена соборная архиерейская Литургия.

В канун дня памяти святителя Иоасафа Белгородского митрополит Кирилл принял участие в соборном архиерейском богослужении на Троицкой площади Белгорода В канун дня памяти святителя Иоасафа Белгородского митрополит Кирилл принял участие в соборном архиерейском богослужении на Троицкой площади Белгорода

16 сентября, в канун Недели 15-й по Пятидесятнице, дня памяти святителя Иоасафа, епископа Белгородского, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, епископ Валуйский и Алексеевский Савва, епископ Луховицкий Евфимий совершили всенощное бдение на Троицкой площади перед зданием Белгородской митрополии.

Святитель Иоасаф, Христофор Алексеевич и восьмилетняя слепая Анечка
Публикации 17 сентября 2020
Святитель Иоасаф, Христофор Алексеевич и восьмилетняя слепая Анечка

Послушайте рассказ крестьянина из деревни Песочной Орловской губернии (существует до сих пор) Христофора Алексеевича Нехаева, который он, будучи неграмотным, продиктовал белгородскому мещанину Григорию Скринникову, и прислал в журнал «Троицкое слово», чтобы поделиться радостью с православными…

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?