16 декабря. Память преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского

4970
Фото

Седмица 28-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Пророка Софонии (635—605 г. до Р. Х.). Преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1407).

Преподобного Феодула Цареградского (ок. 440). Преподобного Иоанна молчальника, бывшего епископа Колонийского (558). Священномученика Феодора, архиепископа Александрийского (606). Преподобного Георгия Черникского (Румын.).

Священномученика Андрея Косовского пресвитера (1920); священномученика Николая Ершова пресвитера (1937); святого Георгия Седова исповедника (1960).

Пророк Софония

Пророк Софония был родом из знатного рода колена Симеонова. Пророчествовал при иудейском царе Иосии (635—605 гг. до Р. Х.), помогая истреблять идолопоклонство. Святой был современником пророка Иеремии и пророчицы Олдамы. Оставшаясь после него книга содержит в себе пророчества о бедствиях, грядущих для жителей Иудеи и соседних пределов — Газы, Аскалона, Крита, на моавитян, аммонитян, ниневитян. Кроме того, он пророчествовал о пришествии на землю Мессии (Соф. 3, 14—15).

Преподобный Савва Сторожевский

Ученик Сергия Радонежского, преподобный Савва Сторожевский был одним из первых насельников его Троицкой обители. Он снискал большое уважение у братии, был назначен духовником монастыря, а после кончины преподобного Сергия Радонежского некоторое время был игуменом. Святой пользовался почетом и у московского княжеского двора, став духовником членов великокняжеской семьи — вдовы князя Димитрия Донского Евдокии и их третьего сына Юрия (Георгия). Когда князь Юрий Димитриевич возрос, он стал уговаривать Савву переселиться в его удел. Тогда Савва оставил обитель преподобного Сергия и поселился в пустынном месте около Звенигорода, в небольшой пещере на горе, называемой Сторожи, поблизости от Москвы-реки. Позднее на этом месте он основал монастырь, который и доныне остается одним из главных духовных оплотов России.

Евангелие дня

Неверующие люди нередко считают, что жизнь верующих полна самого разного рода страхов. На самом ли деле это так? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 12.

32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.

33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,

34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.

36 И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему.

37 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.

38 И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.

39 Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.

40 Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

Нередко в частных беседах верующие люди говорят о трудностях жизни в мире. Человек, который настроен на добрую и благочестивую жизнь, может оказаться в обществе тех, кто считает нормой злословие, развращённость, грубость и агрессию, и у него возникает вопрос: как не просто выжить, но сохранить своё христианство в таком мире? В чём найти ту точку опоры, которая позволит перестать бояться? И нередко, когда он приходит в Церковь, к его светским страхам добавляются специфические страхи — религиозные.

Мало кто знает, но самый частый призыв, который звучит в Священном Писании — это призыв «Не бойтесь!». Страх в опыте человека всегда связан с возможным страданием и болью. Он является одной из базовых эмоций, которая возникает в человеке уже в самом раннем детстве. В наши дни многие относятся к страху, как к чему-то ужасному и плохому, чего по возможности необходимо избегать. В то же время по опыту мы знаем, что страх может не только сковывать, но и действовать как то, что помогает воспитать волю, а нередко и то, что сохраняет жизнь. Из страха люди не едят подозрительную еду, не входят в незнакомое пространство, не играют с огнём, не делают многого другого, что может быть смертельно опасно. И всё же во что превратилась бы наша жизнь, если бы мы боялись еды, не открывали бы из страха неизвестных для нас мест и не работали с огнём, просто учитывая специфику этой работы. Страх оказывается важным опытом, но он не может быть главным в жизни. Для любого, кто читал Священное Писание, очевидно, что страх занимает в нём важное место. Однако стоит учитывать, что в первую очередь такой акцент характерен для Ветхого Завета, который как раз и является дисциплинирующей и подготовительной основой для Завета Нового, в котором, по слову апостола Иоанна Богослова, любовь изгоняет страх.

Конечно, Спаситель знал о трудностях, которые ожидают учеников. Знал, что те, кто выбрали Бога и Его взгляд на мир, будут претерпевать скорби, потому что этот взгляд не будет совпадать со взглядом большинства. И всё же Он знал не только это. «Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш почёл за благо дать вам Царство», — говорит Христос. Выбравшие временное сейчас торжествуют, но это торжество мимолётно, потому что временное на то и временное, что оно проходит. Выбравшие вечное могут временно пострадать, но это страдание закончится. Единственное, что требуется от учеников, быть верным своему выбору, укорениться в нём, сделать его по-настоящему своим. Может показаться, что нам предлагается новая форма страха, боязнь оказаться неготовым к встрече с Богом. Но правильное чувство здесь предполагает не животный страх наказания, а радостное ожидание. Будучи детьми, мы нередко ожидали прихода родителей и прекрасно знаем, что это ожидание могло быть разным. Как родитель — Бог является для нас любящим Отцом, но вот какими мы являемся детьми и чего ждём от нашей встречи с Ним, зависит от нас самих.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Уныние — это очень тяжелое душевное состояние. Нет, наверное, ни одного человека, который бы в какой-то момент жизни не унывал. А нередко люди теряют жизненные ориентиры, теряют надежду, становятся безразличными ко всему окружающему и дажек самим себе, причем поводом для уныния могут стать самые обычные неблагоприятные жизненные обстоятельства. Казалось бы, следует помнить, что в жизни все проходит — и плохое, и доброе, — и не поддаваться унынию. Но чаще всего человек, встречаясь с трудностями, унывает. Мы должны помнить, что уныние — это грех, а в основе этого греха — недостаток веры. Что происходит с унывающим человеком? Он не видит выхода из сложившейся ситуации, он теряет надежду. Легко понять, когда это происходит с людьми нерелигиозными, ведь неверующий все связывает со стечением обстоятельств, со своими личными усилиями или усилиями других людей, и нередко сознает их недостаточность для преодоления уныния. Но верующему дано знать, что наша жизнь — в руках Божиих, и если мы не находим в себе силы выйти из состояния уныния, то это свидетельствует о слабости нашей веры.

О посвящении воскресного дня Богу

Один священник тем, кто не ходил по воскресеньям в церковь, рассказал следующую историю.

— Встретился богатому человеку на пути нищий. Бедняк рассказал ему о своих несчастьях. Тот сжалился над ним и от семи монет, которые у него были, дал две. После того, как нищий рассказал и о других своих бедах, получил еще две монеты. Подойдя к источнику, они решили подкрепиться. Богач поделился со спутником своей едой и, услышав следующую историю из его жизни, отдал еще две монеты. Так он был милосерден! Получивший же шесть монет вместо признательности, внезапно выхватив из-под одежды нож, потребовал седьмую монету. Черная неблагодарность! Чего же он достоин? — закончил свой рассказ священник.

— Смерти! — закричали его слушатели.

— И вы заслуживаете такого строгого наказания, — сказал он им. — Вы и есть тот самый неблагодарный нищий.

Бог дал вам шесть дней и только один отделил для Себя. А вы и этот день похитили у Него.

Страсти

Страсти — последствия грехопадения, зло, вошедшее в привычку, греховная зависимость, рабство греху. Их образно называют вожжами в руках дьявола. Слово «страсть» связано со словом «страдание» (Страсти Христовы — только страдания). По-гречески страдание — пафос, от него происходит слово патология.

Грехопадение состояло в том, что человек возлюбил себя более, нежели Бога (Быт. 3:5). Стало быть, корень всех страстей или их общее содержание — самолюбие.

Любая страсть и грех паразитирует на здоровом состоянии. Например, чревоугодие на необходимости питания. Без благодати Божьей победить любую страсть невозможно.

Почему из всего множества религий истинно именно Православное христианство?

Прежде всего, центром Православия (и его содержанием) является определенная Личность — Иисус Христос. Его ученики, апостолы, передают Его слова, которых никто из религиозных лидеров человечества не произносил и произнести не мог.

Если все они полагали себя посланцами от имени истины или людьми, открывающими истину, то Иисус говорил, что Он и есть Истина — «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Иисус говорил, что Он был с Отцом прежде бытия мира (Ин.17:5), что именно Он придет судить все народы в последний день (Мф.25:31-32), что наша вечная жизнь (или вечная гибель) определяется тем, как мы отнесёмся к Нему, Иисусу Христу (Ин.6:47).

Эти слова не дают возможности рассматривать Господа Иисуса как «одного из» — мы либо верим Ему, либо нет.

А если мы Ему верим, мы принимаем и Его слова: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18). Церковь, о которой Он говорит, основана Им и поэтому должна существовать непрерывно со времён апостолов и сохранить без искажения первоначальное учение — а этому критерию удовлетворяет именно Православная Церковь.

Молитвословия

Тропарь преподобного Саввы, игумена Сторожевского

глас 8

Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне,/ от юности бо изволил еси чистое житие,/ духовному твоему учителю последуя,/ и того учением ум к Небесным вперив,/ и стаду твоему премудр наставник показался еси,/ тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати.// Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.

Кондак преподобного Саввы, игумена Сторожевского

глас 2

Господним желанием распалився,/ страсти плотския воздержанием оттряс,/ Божественнаго света незаходимое светило явился еси,/ чудес лучами всех просвещаеши,/ притекающих к мощем твоим,// Савво преподобне, отче наш.

Молитва преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому чудотворцу

О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, Архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обуче-ние, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и по-каянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь пророка Софонии

глас 2

Пророка Твоего Софонии память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.

Кондак пророка Софонии

глас 4

Явился еси светозарен Божественным Духом,/ пророче Софоние,/ Божие явление возгласив:/ радуйся зело, дщи Сионя Иерусалимова, проповеждь:// се Царь Твой грядет, спасаяй.

Тропарь преподобного Феодула Цареградского

глас 8

В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Феодуле, дух твой.

Кондак преподобного Феодула Цареградского

глас 2

Царя тленнаго и скорогибнущия славы,/ мудре отче, изменил еси вечно пребывающими,/ от столпнаго же и прискорбнаго жития в Горнее и всерадостное взыде,/ превеличества славы Небесному Царю сцарствуя, Феодуле,/ моли непрестанно о всех нас.

Новости по теме

Митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Богородицкого монастыря Митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Богородицкого монастыря

16 декабря, в день памяти пророка Софонии, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Пещерном храме Казанского кафедрального собора.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.